Архитектурное бюро atrium: «город должен развиваться в центре»

Основатели архитектурной мастерской Atrium — о постройке жилого небоскреба рядом с Нескучным садом, предпочтениях девелоперов и опытной этике

Архитектурное бюро atrium: «город должен развиваться в центре»

Антон Надточий и Вера Бутко(Фото: Олег Лозовой/РБК)

?Архитектурная мастерская Atrium — один из самых востребованных игроков на столичном коммерческой недвижимости и рынке жилья. В портфеле компании — большие жилые комплексы (Barkli Рark, «Водный», «Знак»), офисные интерьеры («Яндекс», Neo Geo), частные дома. Основатели бюро Антон Надточий и Вера Бутко поведали «РБК-Недвижимости» о постройке самого большого жилого комплекса в Москве, конкуренции и компромиссах.

— Как кризис оказал влияние на работу бюро?

Антон Надточий (А. Н.):самоё чувствительным для нас был кризис 2008 года — как и у всех, появилась пауза в проектах. Но мы вошли в него в хорошей форме и решили никого не увольнять, а применять это время для обучения сотрудников, дабы, в то время, когда кризис закончится, выйти на рынок в новом качестве. В частности, мы сосредоточились на применении в проектировании BIM-разработок, что значительно повышает уровень качества проектной документации и взаимоувязанность проектных ответов.

Это разрешило браться за более сложные и большие проекты. Последние годы мы неспешно наращивали количество и масштаб проектов, осваивали новые типологии, и это принесло собственные плоды: разрешило укрепить отношения со ветхими клиентами и наработать новые связи.

— Кто это по большей части?

Вера Бутко (В. Б.):За последние пять лет портфель заказов очень сильно изменился. Частники, которых у нас раньше было довольно много, фактически сошли на нет.

Сложно сообщить из-за чего. Быть может, вследствие того что мы стали большой компанией, а это, в большинстве случаев, отпугивает частных клиентов — они предпочитают личное общение и индивидуальный подход. Но показались маленькие муниципальные объекты — порядка 15–20 тыс. кв. м, по большей части гостиницы и школы.

Но главные отечественные клиенты сейчас — большие девелоперские компании, каковые реализуют комплексные проекты в Москве. на данный момент мы начинаем с градостроительных проработок, проектируем интерьеры и сами здания в них и заканчиваем ландшафтом. Другими словами занимаемся проектом от начала до конца и ведем его на всех стадиях. Фактически, так было неизменно, легко на данный момент масштаб объектов перешел в градостроительный.

Антон Надточий(Фото: Олег Лозовой/РБК)

— Один из самых резонансных ваших проектов последнего времени — жилой комплекс «Нескучный Home & Sра», что строится рядом с площадью Гагарина. Зимний период в сети кроме того показалась петиция против его строительства. Вы ожидали для того чтобы публичного резонанса, в то время, когда брались за проект?

А. Н.: Непременно, мы осознавали, что резонанс будет в любом случае, в то время, когда речь заходит о постройке объекта для того чтобы масштаба. Подобная неприятность появляется практически во всех городах и со всеми архитекторами. Возможно отыскать в памяти Ренцо Пиано с небоскребом Шард в Лондоне, Жана Нувеля в Париже либо Сергея Скуратова со строением на Мосфильмовской.

В случае если проанализировать отзывы в сети, станет разумеется, что возмущались по большей части местные обитатели, которых тревожат бытовые неприятности: стройка, шум, вопросы сноса и переселения.

— Ваш проект победил в закрытом конкурсе либо вам было сделано эксклюзивное предложение?

А. Н.: Как впоследствии выяснилось, был закрытый конкурс, в котором принимали участие пара бюро. Причем мы не знали об этом, нас создать концепцию, мы это сделали — и оказалось, что победили. Клиента (Максима Блажко, основателя компаний «Дон-Строй» и Gorn Development. — «РБК-Недвижимость») мы знали с 2003 года, у нас были совместные проекты.

В то время мы делали для него экспресс-проработки потенциала многих участков в Москве, что дало нам понимание потребностей и огромный опыт и девелопера, и города. Два образовательных проекта, сделанных по его заказу, — школу-интернат для сирот в Кожухове (2007) и детский сад в Измайлове (2009) — удалось реализовать. Позже произошёл перерыв и кризис в отношениях. За это время мы спроектировали и выстроили Barkli Park, «Водный», «Планету КВН» и ряд других объектов.

Они ему также понравились, и два года назад он пригласил нас трудиться над этим проектом.

Вера Бутко(Фото: Олег Лозовой/РБК)

— Это первый небоскреб в вашем портфеле. Мне постоянно казалось, вам увлекателен второй масштаб и другие, что ли, задачи. Из-за чего вы все-таки дали согласие взяться за проект?

А. Н.:Мы ни при каких обстоятельствах не ограничивали себя рамками какой-то одной типологии либо масштабом, потому, что отечественные формальные приемы достаточно универсальны, и дело тут не в высоте. Для нас увлекателен опытный и творческий вызов сам по себе.

До этого самым высоким проектом в отечественном портфеле был торгово-деловой комплекс «Водный» — чуть больше 100 м. на данный момент у нас еще пара похожих объектов в работе, но они несопоставимы с «Нескучным» среди них и по значимости. Взяться за что-то новое — неизменно занимательная задача. Специфика этого проекта пребывает в том, что мы создаем не просто дом, а комплекс строений, находящихся между собой в диалоге.

Фото: Олег Лозовой/РБК

В. Б.:Но в случае если у «Москва-Сити», расположенного прямо через реку, нет четкого, продуманного, целостного ответа, мы, наоборот, шепетильно выстраивали сценарии восприятия с различных ракурсов и с различных расстояний, создавая целостную, объемную и силуэтную композицию. Более того, стояла задача уйти от архитектуры стеклянных офисных количеств, а создать образ как раз жилого высотного комплекса.

— Бассейн в прозрачном мосту — ваша мысль либо пожелание девелопера?

А. Н.:Мосты — отечественная мысль. Мы стараемся не просто спроектировать строение либо комплекс строений, а пробуем реализовать концепцию «вертикального города». Ясно, что такая громада строений, появляющаяся на безлюдном месте, должна иметь какой-то суть для города. В следствии разновысотные башни связаны между собой на уровне 35–40-го этажей мостами, а в мостов мы придумали разместить публичные пространства, в частности центр культуры «Новый авангард».

Мы желаем, дабы это был не просто жилой дом, а новая достопримечательность на карте города. Туристы, да и сами москвичи, захотят встать и взглянуть на Москву с данной точки. К тому же от строения Третьяковской галереи до Нескучного сада по инициативе клиента формируется пешеходный маршрут, на котором уже имеется большое количество культурных объектов. «Нескучный» может стать хорошим завершением этого культурно-туристического пути.

Фото: Олег Лозовой/РБК

В. Б.:Мы изучили актуальные мировые кейсы, где публичные пространства находятся на верхних этажах небоскребов, и это весьма занимательный тренд. Практически все мегаполисы сейчас развивают концепцию вертикального города, и имеется уже реализованные примеры. В небоскребе 20 Fenchurch Street Рафаэля Виньоли три последних этажа занимает «самый большой парк в Лондоне» — весьма успешное публичное городское пространство с рестораном, смотровыми террасами и баром.

Все чаще в небоскребах размещаются объекты культуры — к примеру, в американском Луисвилле бюро ОМА Рема Колхаса спроектировало громадный жилой комплекс Muzeum Plaza. Не считая фактически жилья в том месте предусмотрены аудитории факультета изобразительного мастерства муниципального университета, выставочная площадь и художественные мастерские — целый данный блок поднят на высоту 35-го этажа.

К сожалению, проект попал в кризис 2008 года и был заморожен, но концепция не утратила актуальности . В Нью-Йорке музей МОМА кроме этого размещен в высотной таких примеров — и жилой башне все больше. Непременно, наличие аналогичного неповторимого пространства будет громадным плюсом не только для отечественного объекта, но и для города в целом.

— Вы сознательно подчеркиваете в этом проекте сообщение с архитектурой авангарда?

В. Б.:Да, по причине того, что эта сообщение существует: достаточно отыскать в памяти горизонтальные небоскребы Лисицкого, контраст мягких и твёрдых форм в проектах Леонидова, высотные дома Кринского, архитектурные фантазии Якова Чернихова. Отечественный проект не только опирается на эти традиции, но и дает собственный видение архитектуры будущего.

Фото: Олег Лозовой/РБК

А.Н.:Рабочее наименование «новый авангард» для культурного центра также не просто так. Существующие институции в основном ориентированы на музеефикацию и архивацию наследия русского авангарда.

Оператором же отечественного центра будет структура, которая будет воображать в первую очередь актуальное и радикальное мастерство, обязан происходить живой образовательный и созидательный процесс: лекторий, дискуссионный клуб, мастерские, детские студии, видео-арт, возможно, кроме того театр. И мы сохраняем надежду, что виды на город, Шуховскую башню и сама архитектура дома будут помогать этому неповторимому пространству.

— Но на какие-то компромиссы все равно было нужно пойти? Все-таки покажется новая высотная доминанта, перекрывающая панораму на центральный район города.

А.Н.:Мы разглядываем отечественный проект как логичное развитие Москвы. Концепция компактного города, в то время, когда идет развитие центральных кварталов, — значительно более верная и добрая, чем его расползание в виде Новой Москвы и дополнительных нарощенных образований. Город обязан развиваться интенсивно, в особенности в местах маршрутов и концентрации автодорог публичного транспорта.

Как раз тут и должны появляться высотные доминанты с увеличенной плотностью — эта узнаваемая теорема подтверждается самой судьбой. В случае если проанализировать отзывы в сети, станет разумеется, что возмущались по большей части местные обитатели, которых тревожит стройка, грязь и шум.

Фото: Олег Лозовой/РБК

— Неизменно ли это вероятно — удовлетворить требования клиента и не поменять своим профессиональной этике и принципам?

А. Н.:Работа архитектора — это постоянный поиск компромисса. Компромисса между собственными представлениями об мастерстве и ограничениями типологии, потребностями конечных пользователей и заказчика, потребностями города, техническими и денежными возможностями, нормативной базой и другое.

Но компромисс, возможно, неточное слово — скорее, это оптимальное ответ либо оптимальная форма, которая есть наилучшей как раз в данной обстановке, для данного участка и для данного приоритетов и набора ограничений. В этом и состоит профессионализм: создать архитектурное произведение, которое будет иметь художественную сокровище, олицетворять собственный время и хотеть попасть в будущее — и наряду с этим удовлетворить огромному комплекту требований и ограничений.

Как ни необычно, но как раз в ходе работы с ограничениями обычно и появляются нестандартные и занимательные ответы. Что касается опытных правил, то до тех пор пока у нас получается делать то, что нам нравится и соответствует отечественному пониманию архитектуры.

Фото: Олег Лозовой/РБК

— Какие конкретно проекты у вас на данный момент в работе?

А. Н.:Проекты самые различные. на данный момент мы разрабатываем градостроительные концепции комплексного освоения нескольких промышленных территорий в Москве. На территории бывшего завода «молот и Серп» уже строится ЖК «Знак»: тут мы спроектировали не только жилые дома, интерьеры входных групп, но и ландшафт, детский сад и школу. Помимо этого, появилась задача сделать занимательный объект — автомобильный мост, расположенный на пересечении автодороги и пешеходного бульвара.

Мы его запроектировали (совместно с отечественными сотрудниками из Творческой мастерской братьев Гараниных) как неповторимый художественный объект, согласовали с «Гормостом» и в экспертизе. Возможно, это будет редкий пример дизайнерского путепровода в Российской Федерации.

— Столичный Хай-Лайн?

В. Б.:Не совсем корректное сравнение, но, как и в проекте Хай-Лайн, мы перевоплотили мост в объект ландшафтного дизайна, сделав опоры кадками для деревьев. На мосту имеется выделенная территория для пешеходов, и сам мост делается частью парка со смотровой площадкой.

Фото: Олег Лозовой/РБК

— Не считая детского сада и школы в «Знаке» — трудитесь над какими-то образовательными объектами?

В. Б.:Да, мы проектируем школы для всех жилых комплексов, с которыми трудимся. А уже на следующий год будет введена школа «Летово» в Новой Москве — целый кампус неспециализированной площадью более 30 тыс. кв. м, где мы с отечественными голландскими сотрудниками (компанией Atelier Pro) разрабатывали все стадии и разделы проекта, и интерьеры и ландшафт.

— Вы деятельно трудитесь в Москве и мало — в регионах. Из-за чего?

А. Н.:У нас хватает заказов тут, не смотря на то, что и в регионах имеется пара занимательных проектов. К примеру, два года назад мы выстроили входной павильон на выставку «Юг-Экспо» в Краснодаре, а на данный момент достраивается отель, что станет инфраструктурным объектом этого выставочного комплекса.

В. Б.:Один из самых увлекательных отечественных объектов сейчас — небольшой спа-отель под Екатеринбургом. Мы сейчас большое количество трудились с сетевыми операторами, и не всегда получалось добиться индивидуальности: твёрдые регламенты, бизнес-замыслы, бренд-буки и пр. А тут полностью второй формат: местный клиент, что желает выстроить совсем неповторимый отель в необыкновенном и весьма прекрасном месте.

До тех пор пока готова лишь концепция, но мы весьма верим, что не так долго осталось ждать она перейдет в предстоящие стадии.

Фото: Олег Лозовой/РБК

А. Н.:По большому счету, отели — знакомая для нас тема. на данный момент мы трудимся над проектом отеля Bvlgari на Никитской улице в Москве — это сверхсложный проект с реконструкцией и реставрацией.

— Как деятельно Atrium участвует в конкурсах?

А. Н.: Это средство получения и важная часть работы заказов. Мы принимали участие во многих больших столичных конкурсах: парк «Зарядье» (2013), Москва-река (2014). Градостроительные конкурсы, и не только столичные — к примеру, «Почва Олонхо» в Якутске (2014) либо конкурс на развитие центра Челябинска, в котором мы участвовали в прошедшем сезоне, — разрешают по-второму посмотреть на город, на территорию, это большой опыт.

В заказных конкурсах от девелоперских и частных организаций также участвуем — в 2016 году на отечественном счету их было четыре.

Галерея фотографий: проекты Atrium