Благоустроить россию: 5 историй о молодых архитекторах из разных городов

Графические дизайнеры, мебельщики, стрит-артисты — «РБК-Недвижимость» говорит о тех, кто сейчас занимается благоустройством русских городов

Благоустроить россию: 5 историй о молодых архитекторах из разных городов

Фото: Зотин Игорь, Кавашкин Борис/Фотохроника ТАСС

До Января этого года в 15 русских городах завершится благоустройство главных публичных пространств — улиц, площадей, набережных, парков. Их проектированием занимались юные архитектурные бюро из различных регионов России — победители национального архитектурного конкурса, что данной весной совершили АИЖК, КБ «Минстрой» и Стрелка России.

Многие команды задолго до этого успели заявить о себе за пределами родных городов. «РБК-Недвижимость» говорит о пяти из них.

«План_Б» (Ярославль)

Сергей Фомин и Александр Качалов(Фото: План_Б)

О бюро

Архитектурное бюро «План_Б» основали в 2015 году выпускники Ярославского национального технического университета Александр Сергей и Качалов Фомин. Перед тем как открыть собственное дело, оба 13 лет проработали в ведущих архитектурных бюро Ярославля — «Концептор», «Центрпроект», «ДК», принимали участие в больших городских проектах (конкурсный проект реконструкции площади Волкова, конкурсный проект реконструкции гостиницы «Юбилейная»).

«В какой-то момент захотелось большей самостоятельности, свободы самовыражения. Естественным результатом этого жажды стало создание собственного бюро, — говорит Александр Качалов. — На начальной стадии мы организовали объединение деятелей исскуства и начали в свободное от работы время принимать участие в конкурсах, создавать концептуальные проекты без опоры на настоящий заказ.

Мы с Сергеем придерживаемся приблизительно одних взоров на профессию, требуемое уровень качества архитектуры. Неспешно отечественные старания стали приносить видимые результаты, и неформальное объединение деятелей исскуства превратилось в полноценное архитектурное бюро».

Первые заказы были в области дизайна интерьера частных домов и магазинов, со временем архитекторы увлеклись проектированием публичных пространств. За пределами Ярославля о «Плане_Б» определили благодаря победе в конкурсе на благоустройство части Тверской улицы от Пушкинской площади до Триумфальной площади, и 1-й Тверской-Ямской улицы в Москве. на данный момент в рамках коллаборации с КБ «Стрелка» архитекторы разрабатывают еще пара проектов благоустройства главных ярославля и территорий Липецка.

Визуализация проекта благоустройства Тверской улицы в Москве
(Фото: План_Б)

О кумирах

На протяжении учебы в университете Сергея и Александра увлекала экспрессивная архитектура, жанрово близкая к работам Захи Хадид, Эрика ван Эгераата. «Хотелось делать нестандартные, кроме того шокирующие вещи. Но неспешно мы стали предпочитать иконической вербальную архитектуру, которая не владеет таковой яркостью, как деконструктивистские постройки, но несет более глубокие смыслы.

Главными ориентирами стали Дэвид Чипперфильд, Джон Поусон, кое-какие представители чилийской архитектурной школы — Хуан Агустин Соза, Себастьян Ираррцавал, Алехандро Аравена. Кроме безукоризненной цельности всех функциональных и пространственных составляющих в их архитектуре нам кроме этого импонирует правдивый подход к материалу», — говорит Качалов.

В собственных проектах архитекторы стараются отдавать предпочтение «сырым» и «открытым» материалам, каковые не требуется защищать от судьбы. «Мы ценим правдивость бетона, седеющего дерева, оксидированной стали, — отмечает Александр Качалов. — Нам кроме этого весьма интересно заниматься и социальной архитектурой, но в провинции решающую роль в выборе подхода к ответам на социальный заказ, в большинстве случаев, играется девелопер. А он больше любит диалога чем языка с будущими пользователями кондовый безадресный подход, упрощающий ему жизнь и приносящий солидную прибыль — за счет экономии времени».

О будущем архитектуры

«Современная русский архитектура — ведома, — вычисляет Александр Качалов. — Сейчас ее роль — интерпретация и ретрансляция мировых трендов, от интеллектуальной до коммерческой. Это не прекрасно и хорошо, легко таков итог влияния истории, менталитета и возможностей. Но и она — неоднородна.

В направлении от «столиц» к провинциям частота своевременности изменяется, фактически до минимума выкручивая запрос на новое».

Обстановка может выровняться только в том случае, если покажутся потребности в переменах, уверен архитектор. «Это впрямую зависит от возможности и готовности людей трансформировать собственный культурный код в рвении к лучшей судьбе, — говорит он. — Роль архитектора в этом ходе — быть проводником, готовым предложить не только варианты пути, но и жертвовать собственные жизненные силы и, что нереально восполнить, жизненное время».

Modul (Москва)

Коллектив бюро Modul(Фото: Modul)

О бюро

Архитектурное бюро Modul основано в 2014 году выпускником МАРХИ Родионом Праздниковым. Компания сначала развивала междисциплинарную практику: от создания предметов мебели (у бюро имеется собственный столярное производство) и разработки интерьеров до градостроительных концепций. Наряду с этим во всех проектах архитекторы предпочитают трудиться с натуральными материалами — деревом, камнем, керамическим кирпичом, стеклом, металлом.

«С большинством отечественных клиентов я познакомился, занимаясь личной практикой и нарабатывая круг постоянных клиентов, — говорит Праздничных дней. — К примеру, для одного из них я пара лет назад сделал интерьер квартиры, а совсем сравнительно не так давно он заказал нам проект ревитализации территории бывшей туристической базы в современный комплекс для загородного отдыха на реке Пахре в Подмосковье. На территории комплексе будет бассейн, спа-центр, фитнес-зал, ресторан и многофункциональное выставочное пространство».

Для другого отечественного постоянного клиента эксперты Modul сравнительно не так давно сделали проект коттеджного поселка вблизи Истринского водохранилища с фитнес-центром, эллингом, парком, соединенными единым пешеходным маршрутом. Архитекторы представили модель нового формата — клиент может сам собрать собственный участок, выбрать его функциональное насыщение, типоразмер дома и его отделку.

«К нам довольно часто обращаются наши партнеры по смежным работам, поскольку привычны с нашим подходом к делу изнутри и заказывают презентационные пространства, конторы. Одним из примеров для того чтобы сотрудничества есть проект конверсии складского строения в современную шоу-рум в подмосковном Воскресенске. Стояла амбициозная задача создать замечательную точку притяжения, распространяющую собственный влияние на региональном масштабе.

Мы постарались сделать увлекательное, современное, многофункциональное пространство, которое окажет помощь выйти из узких рамок привычного формата презентации продукции и создать другой образ компании в глазах собственных клиентов — современный выставочно-событийный центр конкретно при производстве», — говорит основатель бюро Родион Праздничных дней.

Весной этого года бюро победило конкурс на лучший проект благоустройства трех кварталов в центре Сталинграда. Помимо этого, КБ «Стрелка» заключило дополнительный договор с архитекторами на разработку концепций развития улицы Мира, Сурского сквера и части Комсомольской улицы до набережной Волги.

Интерьер шоу-рума в Воскресенске
(Фото: Modul)

О кумирах

Русские архитекторы, на которых старается ориентироваться Праздничных дней, — Юрий Григорян, Владимир Плоткин, Сергей Скуратов, Александр Бродский. Двое из них — Юрий Владимир и Григорян Плоткин — его педагоги, у которых Родион получал образование архитектурном университете. «От них я перенял привычку всегда подвергать критике личные идеи, мочь отказываться от того, что сделал в пользу лучших проектных ответов. На мой взор, это один из самых ответственных навыков для архитектора», — говорит архитектор.

Из западных современных архитекторов Праздничных дней с сотрудниками смотрят за творчеством ОМА, David Chipperfield Architects, Herzog & de Meuron, Peter Zumthor. «По большому счету, мы поклонники голландского и швейцарского подхода к архитектуре, — согласится основатель Modul. — Она весьма правильная, щекотливая, сомасштабная человеку и одновременно с этим новаторская. Все эти примеры ориентируют нас трудиться над качеством продукта, максимально продумывать все подробности и нюансы на пара ходов вперед».

О будущем архитектуры

«Хочется верить, что архитектура будущего — это симбиоз художественного видения и технологий архитектора. Технологии на данный момент разрешают сделать то, что еще сто лет назад казалось неосуществимым. Нужно внедрять новые материалы, новые инженерные и проектировочные ответы, а задача архитектора — соединить их с творческой составляющей.

В отечественных проектах мы учитываем временные сценарии — останется ли сооружение либо дизайн актуальным через 10–20 лет, будет ли вероятно выполнять преобразование, поменять направление применения. Мы верим, что не смотря на то, что современная судьба ускоряется и архитектура делается более утилитарной, унифицированной, авторское качество проектирования и художественное видение, проработанность каждой подробности постоянно будут пользуются спросом. Быть может, очень многое в архитектуре будет находиться на виртуальности и стыке реальности — медиапространства, мы начнем разглядывать ее как социальный интерфейс, прорывы в области физики материалов будут диктовать новые строительные правила, а невостребованные ранее функции отыщут новое воплощение в совсем неожиданной форме.

Массовая 3D-печать строений на недостижимом для человека уровне точности, которая на данный момент находится на начальной стадии развития, уже в скором времени раскроет перед застройщиками и архитекторами новые горизонты. В разы сократятся его материалоемкость и сроки строительства, а следовательно, экономическая эффективность таких проектов обратно пропорционально возрастет», — говорит Родион Праздничных дней.

«Бюро Горшунова» (Нижний Новгород)

Станислав Горшунов(Фото: «Бюро Станислава Горшунова» )

О бюро

идейный вдохновитель и Основатель «Бюро Горшунова» — Станислав Горшунов — открыл собственное дело в 2006 году. Получая образование Нижегородском Архитектурно-строительном университете, он стажировался у Александра Скокана в бюро «Остоженка», был участников архитектурной биеннале в Венеции.

Первым проектом бюро стал развлекательный комплекс «Премио» на Нижне-Волжской набережной в Нижнем Новгороде (2009). В архитектуре строения был использован прием ступенчатости, в то время, когда расположенные выше этажи смещаются относительно друг друга в сторону склона — так создатель вписал постройку в существующий природный ландшафт. Позже были частные дома, публичные и жилые строения, интерьеры, проекты благоустройства.

«В любой объект мы пробуем преподнести дух места, его идентичность. Не могу осознать, отыскал ли я собственный личный стиль либо авторский почерк. Кое-какие приятели-архитекторы довольно часто говорят: «Это в вашем стиле», — но мне думается, что я нахожусь в постоянном поиске — не могу остановится, начинаю скучать.

К примеру, разрабатывая дизайн и архитектуру интерьера торгового комплекса на Советской площади в Нижнем Новгороде, мы решили поэкспериментировать. Пошли по пути советских бумажных модернистов 30-х годов — попытались соединить в одном проекте современную скульптуру и строгие архитектурные формы», — говорит Горшунов.

«Бюро Горшунова» трудится по большей части в Нижнем Новгороде, не смотря на то, что у компании имеется кое-какие проекты и за границей — к примеру, строение хостела в Англии. «У регионов не так много денег, и это нас дисциплинировало создавать недорогую, но качественную архитектуру. Так, мы уже продолжительное время трудимся над спортивной базой «Изумрудное» на Горьковском водохранилище, где в новых условиях оттачиваем собственный мастерство», — говорит Станислав.

Сейчас архитекторы «Бюро Горшунова» трудятся над проектом благоустройства основной пешеходной улицы Нижнего Новгорода — Громадной Покровской и рассчитывает продолжить практику в области благоустройство публичных пространств.

Развлекательный комплекс «Премио» на Нижне-Волжской набережной. На заднем замысле — нижегородский Кремль
(Фото: «Бюро Станислава Горшунова»)

О кумирах

Станислав Горшунов согласится: «Мне неизменно весьма нравился Оскар Нимейер — как его архитектура, так и его размышления о жизни. В одном из собственных интервью — ему тогда было 100 лет — Нимейер сообщил: «Архитектура серьёзна, но жизнь ответственнее». Мне эти слова показались настоящими.

Чтобы творить, необходимо жить, черпать воодушевление из нее и — создавать».

О будущем архитектуры

«В ближайшие десятилетия архитектура будет развиваться в сторону большей технологичности, а также применения биотехнологий, и это прекрасно, по причине того, что у архитектора покажется больше инструментов для реализации самых безумных идей. Не смотря на то, что в то время, когда это дойдет до России, тяжело сообщить. Хотелось бы, дабы поскорее», — говорит Станислав Горшунов.

Concrete Jungle (Владивосток)

Коллектив бюро Concrete Jungle(Фото: Concrete Jungle)

О бюро

«Отечественное бюро появилось как стрит-арт проект — его придумали я и Вадим Герасименко. Сначала о создании архитектурного бюро не было и речи, все оказалось случайно. Я тогда получал образование Дальневосточном федеральном университете на архитектора, а Вадим — на графического дизайнера.

В то время, когда окончили университет, открыли собственную мастерскую и неспешно начали заниматься архитектурой», — вспоминает Феликс Машков.

на данный момент в бюро трудится 30 человек, наряду с этим архитекторов всего пять, остальные сотрудники — дизайнеры, инженеры, деревообработчики, ИТ-эксперты. «Отечественная особенность — в междисциплинарности. Мы пробуем сократить цепочку между производством и проектированием. Большая часть архитекторов понятия не имеет о том, что такое строительство.

Несложный пример — практически никто из архитекторов не знает, что листовой металл охлаждается в масле. В это же время на протяжении постижения производственных тонкостей рождаются увлекательные архитектурные ответы. К примеру, замечая за процессом фрезеровки металла, мы сделали павильон «Лотос», что воображал Приморский край на Восточном экономическом форуме летом 2016 года.

Его фишка в том, что он сделан из сборных металлических и древесных конструкций. По сути, это трехмерный узел, зафрезерованный как скульптура. Другими словами метод производства задал форму конструкции.

Но дело не только в эстетике: в то время, когда производство и архитектура разъединены, совокупная цена проекта получается высокой», — говорит Машков.

Проект благоустройства публичных пространств фабрики «Заря» во Владивостоке
(Фото: Concrete Jungle)

О кумирах

«Мои индивидуальные кумиры — архитектурные бюро Morphosis и Bjarke Ingels Group, не смотря на то, что, как ни парадоксально, они являются полными противоположностями, — рассуждает Феликс Машков. — Morphosis — это пример того, как возможно быть художником и архитектором в один момент. Всякое их строение — как узнаваемая картина: ты постоянно чувствуешь фирменный почерк, а добиться этого весьма непросто.

У Bjarke Ingels Group, наоборот, нет никакого почерка, по причине того, что они не натягивают любой проект на собственный стиль, а стараются максимально мимикрировать под существующий контекст, всегда изобретая что-то остроумное. Наша фирма также идет по такому пути — мы думаем, что значительно увлекательнее и вернее вписываться в уже существующий контекст. Бьярке Ингельс мне еще нравится тем, что он обожает делать громадные красочные презентации, говорить о собственных проектах, по большому счету большое количество сказать — это у нас с ним общее».

О будущем архитектуры

«Архитектуру меняют не архитекторы, а стройматериалы, технологии, инженерия, — уверен основатель Concrete Jungle. — В ХХ веке, в то время, когда самые знаковые постройки проектировали прежде всего инженеры, это стало особенно заметно. Появление 3D-печати пока не произвело революцию в строительных работах, но она в первых рядах. Не так долго осталось ждать мы будем распечатывать дома на принтере, это повлечет за собой последовательность трансформаций, а также в виде строений.

К примеру, я думаю, в зданиях будущего не будет прямоугольных окон — лишь круглые, по причине того, что их несложнее распечатывать».

ПМ «Архитек» (Оренбург)

Наталья Ибрагимова(Фото: ПМ «Архитек»)

О бюро

Проектная мастерская «Архитек» основана в 2006 году выпускницей Оренбургского университета Натальей Ибрагимовой. «Из-за чего решила создать собственный бюро? От безысходности. В том направлении, где я желала трудиться, меня не брали, а в том месте, где брали, я не желала трудиться сама. Было нужно пуститься в одиночное плавание.

В какой-то момент ко мне присоединился мой муж — он не архитектор, занимается денежной деятельностью бюро. Так что сейчас это домашний бизнес», — говорит Наталья.

Первые проекты, как и у всех начинающих архитекторов, были маленькие — выставочные и торговые павильоны, интерьеры домов, маленькие коттеджи. признание коллег и Настоящий успех принес проект реконструкции строения магазина «Океан». «Строение находится в центре Оренбурга, в тот момент, в то время, когда мы занялись его реконструкцией, оно было в полуаварийном состоянии. Клиент желал переоборудовать его в ресторан.

Потому, что обращение шла об историческом строении, мы попытались отнестись к нему максимально аккуратно, но от постройки остался практически лишь остов. Мы надстроили фасад, сделали колоннаду, сохранив изначальный масштаб сооружения», — говорит архитектор.

Сейчас в портфеле бюро публичные сооружения, рестораны, гостиницы, имеется объекты градостроительного замысла — проекты планировок поселков на 8 тыс. и 5 тыс. обитателей, и масштабный региональный объект — рекреационно-оздоровительный комплекс в Соль-Илецке (на данный момент строится первая очередь). Среди объектов благоустройства — реконструкция пешеходной улицы в центре Ставрополя, реализованная в 2015–2017 годах. За последний «Архитек» взял золотую медаль VII Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре.

Тема благоустройства муниципальный среды продолжена в совместной работе ПМ «Архитек» и КБ «Стрелка» — проекте благоустройства набережной реки Урал, место главного притяжения жителей, расположенного в исторической части города. Помимо этого, в рамках реализации федеральной программы по формированию комфортной муниципальный среды, ПМ «Архитек» совместно с КБ Стрелка выполнило дизайн-проекты благоустройства проспекта Парковый и парка железнодорожников им. В. И. Ленина.

Сейчас территории от ЖД вокзала до Советской улицы соединятся с набережной и создадут сообщение постоянных публичных пространств, оснащенных всей нужной инфраструктурой.