Парфенон: неидеальный идеал

Парфенон: неидеальный идеал

Каждую ночь в Афинах происходит необычное событие: пара рабочих разбрасывают камни около одного из основных архитектурных монументов города – Парфенона. Но никакой мистики в этом нет: так власти греческой столицы стараются спасти старое строение от туристов, каковые частенько увозят кусочки этого сооружения в качестве сувенира. Подобная популярность разъясняется и глобальной известностью Парфенона, и его древностью, и уникальностью инженерных и художественных ответов строителей.

Из рук в руки

История главного храма древних Афин начинается в пятом веке до нэ, строился он по приказу Перикла и под управлением архитекторов Калликрата и Фидия. Продолжительное время Парфенон украшал город своим великолепием, но начиная со II века отечественной эры ему было нужно пережить много опробований и «послужить» нескольким религиям. Так, в шестом веке, с началом господства Византии, Парфенон был заявлен христианским собором, по окончании Четвертого крестового похода (XIII век) – католической церковью, а в пятнадцатом веке турки сделали его мечетью, пристроив к древним стенкам минареты.

Но не переходы из одних рук в другие уничтожили храм, это сделал боеприпас, что попал в него на протяжении войны с венецианцами во второй половине 80-ых годов XVII века. В это время в строении размешался пороховой склад, исходя из этого взрыв случился фактически мгновенно, перевоплотив величественное некогда сооружение в груду обломков.

Но разграбление Парфенона на этом не закончилось. В семнадцатом веке большинство его сохранившихся скульптур была вывезена британским послом лордом Элджином к себе на родину и реализована Английскому музею, где они и находятся до сих пор. Столь безжалостное отношение к старому монументу закончилось только в двадцатом веке.

В 1975 году начались востанотельные работы Парфенона, каковые к настоящему времени еще не закончены.

Архитектурное ответ

Уникальность Парфенона с позиций инженерных и архитектурных ответов — не только в его величии, но и в кропотливой продуманности небольших подробностей, которая человеку непосвященному на первый взгляд не заметна. Довольно часто его именуют оптической иллюзией, созданной с учетом изюминок людской зрения: храм думается полностью прямолинейным, в то время как в его контурах нет прямых линий.

Так, угловые колонны, пара более толстые, чем остальные, имеют маленькой наклон к центру, в то время как средние – наоборот, к углам; пол легко приподнимается в середине; расстояния между колоннами разны, не смотря на то, что кажутся полностью однообразными. Все эти подробности разрешили не только создать чувство потрясающей гармонии, но и «уменьшить» достаточно массивное строение. Помимо этого, Парфенон находится ближе к юго-восточному краю гора, на которой стоит Акрополь, исходя из этого не подавляет другую композицию собственными размерами.

Материалом для возведения храма служил белый пентелийский мрамор, получающий желтоватый оттенок под действием солнечных лучей. Строение строилось способом сухой кладки, другими словами без применения скрепляющих весов, исходя из этого очень важен был размер каждого блока, он должен был идеально совпасть с соседними. Только по горизонтали они соединялись железными скрепами, заливавшимися свинцом.

Богатая отделка

С внешней стороны храм на высоте двенадцати метров украшен шикарными фризами (горизонтальными полосами) с изображением сцен из мифов, в которых всевышние сражаются с чудовищами. Изначально фризы были выкрашены в светло синий цвет, в то время как стенки Парфенона – в красный, на их фоне ярко блистали позолоченные подробности отделки.

Внутреннее помещение Парфенона делилось на четыре части, в самой просторной из которых размешалась святыня города – древесная десятиметровая статуя Афины Парфенос со щитом в одной руке и статуэткой богини победы Ники в второй, украшенная золотом и слоновой костью. Оригинал статуи на данный момент утерян, но в разных музеях (к примеру, в Национальном археологическом музее Афин) возможно встретиться с ней уменьшенные копии. Еще одна реликвия, хранившаяся в храме, — двадцать два персидских щита, каковые Александру Македонскому удалось добыть в битве на реке Гранике.

На данный момент Парфенон так же, как и прежде величественен, не обращая внимания на то, что напоминает скорее не храм, а строительную площадку – уже более трех десятилетий осуществляется реконструкция монумента, которая, возможнее всего, займет еще много времени. Помимо этого, довольно продолжительное время Греция ведет переговоры с Англией о возвращении культурных сокровищ, вывезенных лордом Элджином. До тех пор пока желаемая цель не достигнута, исходя из этого заметить Парфенон во всей его красе и единстве подробностей удастся нескоро.

Дарья Цветкова

СЕРГЕЙ ЛАЗАРЕВ \


Темы которые будут Вам интересны: