Архитектоника: гармония частей при подчиненности целому

Архитектоника: гармония частей при подчиненности целому

Слово «архитектоника» имеет греческие корни и происходит от греческого (архитектура, строительное мастерство). Но это не строительный термин. Архитектоника – это построение художественного произведения, неспециализированная его взаимосвязь и внешняя форма отдельных частей.

Значительно чаще понятие «архитектоника» используют, в то время, когда речь заходит о литературном произведении.

Архитектоника – это и соотношение между собой частей произведения (к примеру, эпилог и пролог традиционно маленькие, находятся в начале (пролог) и в конце (эпилог) произведения, а главы – большего размера и находятся между эпилогом и прологом), и построение сюжета: как сюжет делится на части (главы, части, тома, их размер), от какого именно лица ведется рассказ (от первого либо третьего, редко – второго), какова роль диалога, как представлена последовательность событий (хронология нарушена либо нет), имеются ли какие-то описания, авторские рассуждения, лирические отступления, как сгруппированы действующие лица и без того потом.

Как раз приемы архитектоники, используемые автором, создают определенный, неповторимый авторский стиль. Отыщем в памяти построение романов Тургенева. Все они характеризуются последовательностью в изложении событий (хронология ни при каких обстоятельствах не нарушается), движение повествования плавный, текст постоянно имеет гармоническую стройность, и постоянно присутствуют описания пейзажа.

Пейзаж у Тургенева – это еще один персонаж текста, он занимает важное место в композиции каждого произведения.

Подобная архитектоника разъясняется не столько сюжетами романов Тургенева, либо социальной средой, которую они обрисовывали, сколько социальной средой самого автора, глубинными изюминками его характера. Тургенев – это патриархальное русское поместье, где парки сливаются с лесом, а в гротах притаились позеленевшие от старости статуи наяд с фруктовыми корзинками в руках. Это – патриархальное русское самообладание широких просторов.

А вот архитектоника романов Достоевского совсем вторая. Тут воздействие начинается с середины, после этого перескакивает на начало, и без того – пара раз. В «Идиоте» все персонажи сперва появляются, совершают какое-либо воздействие, и только потом происходит возврат к «началу», где и разъясняются обстоятельства того либо иного поступка героев романа.

Плавное повествование сменяется резким, чуть не телеграфным стилем, а после этого снова переходит на свободное течение широкой реки.

Описаний природы у Достоевского фактически, а описания муниципальных пейзажей не являются самодостаточными, а находятся в строгом подчинении у сюжета (к примеру, в «Белых ночах» описание Санкт-Петербурга есть составной частью сюжета, без него нереально осознать последовательность действий, их следствия и причины, тогда как у Тургенева возможно совсем нормально изъять любое описание пейзажа, и сюжетная линия не нарушится, только уменьшится красота самого произведения). Достоевский – это патологии людской сознания, проникновение в психику человека. А психика имеет структуру сложную и нелинейную, из этого и сложность, нелинейность и нехронологичность в архитектонике произведений.

Искусная архитектоника – это не просто единство составляющих частей произведения, это и самобытность произведения, и его красота, и уникальность. Чем гениальнее создатель, тем более искусна архитектоника его произведений.

Но понятие архитектоники используют не только к литературному творчеству, но и в более широком смысле – его возможно применить ко всем произведениям мастерства. А ведь произведением мастерства возможно все, что угодно, начиная от тех же строений (не напрасно так как все же термин похож на строительный), заканчивая оружием.

Архитектоника хрущевки несложна и утилитарна, она подчинена одной идее – «дом имеется место для проживания». Архитектоника собора на площади Дуомо в Милане – это сложная структура необычайной красоты, и мысль, которой она подчиняется – «человек имеется венец творения, но Всевышний – превыше человека».

При создании катаны (меча самураев ) кроме того украшения подчиняются определенной цели. В случае если мастер украшает рукоять катаны драгоценными камнями – это не столько украшение, сколько талисманы и амулеты, камни для изгнания бесов, камни, защищающие от ран, камни, приносящие успех. Одновременно с этим украшение златоустовской сабли не преследует никаких аналогичных целей, это – всего лишь украшение и не более того.

Разная архитектоника – разные произведения искусства.

Архитектоника – это соотношение второстепенных элементов и главных художественного произведения (к примеру, на картине Брюллова «Наездница» главным элементом есть женщина на лошади, а второстепенные элементы – маленькая девочка, собаки, грозовое небо; сочетание главного и второстепенного выявляет главную идею произведения: «юность победоносная, укрощающая демона»). И чем тщательнее выверено это соотношение, тем более гениальным и значимым есть произведение. Возможно заявить, что мастерство архитектоники – это мера таланта.

София ВАРГАН

Управленческий тренинг Стили управления подчиненными


Темы которые будут Вам интересны: