Дворец в павловске: изысканная красота классицизма

Дворец в павловске: изысканная красота классицизма

Павловский ансамбль, раскинувшийся в равнине реки Славянка, есть одним из прекраснейших дворцовых комплексов, которыми так славен Петербург. Окружающие город дворцово-парковые ансамбли составляют прекрасное ожерелье, в котором дворец в Павловске — застежка-алмаз, эталон изысканной роскоши.

На берегу реки Славянки, в 27 километрах от Петербурга, стоит каменный обелиск с чугунной доской, золоченая надпись на доске информирует: «Павловское начато строить во второй половине 70-ых годов восемнадцатого века». Почвы в равнине реки Славянка были подарены великому князю Павлу (будущему императору Павлу I) и его жене, великой княгине Марии Федоровне, Екатериной II 12 декабря 1777 года — по случаю рождения первенца (будущего императора Александра I).

По имени обладателя усадьбу назвали «село Павловское», в этот самый момент же было начато строительство дворцов. Но до того Павловска, что мы знаем на данный момент, было еще весьма на большом растоянии.

Во второй половине 70-ых годов XVIII века были выстроены два древесных дворца — Паульлюст (Павлова утеха) и Мариенталь (Равнина Марии). Ничего очень выдающегося, легко добротные и в достаточной степени элегантные строения, каковые имели возможность являться летней резиденцией великому его семье и князю. Что-то наподобие домика в деревне, маленькая дачка — по императорским, очевидно, меркам.

В первой половине 80-ых годов XVIII века Чарльз Камерон, шотландский архитектор, сравнительно не так давно приехавший в Россию (1779 г.), но уже успевший стать любимцем Екатерины II, взял заказ на обустройство усадьбы в Павловском. Камерон, поклонник древней архитектуры, создатель книги «Термы римлян», не строил древесные дворцы. Его материалом был камень, причем архитектор создавал единые комплексы — его строения органично вписывались в окружающий пейзаж, и парки являлись частью архитектуры.

Камерон начал с создания пейзажного парка — обрамления для будущего дворца, а сейчас был снесен Паульлюст — на его месте 25 мая 1782 года был заложен первый камень Павловского дворца, того необычного строения, которым возможно наслаждаться и сейчас.

Строительство Павловского дворца длилось четыре года, но всецело целый дворцово-парковый комплекс был закончен лишь через пятьдесят лет — во второй половине 20-ых годов девятнадцатого века, как раз столько времени пригодилось, дабы довести архитектурный ансамбль до того совершенства, что делает его монументом культуры мирового значения.

В строительных работах и оформлении Павловского дворца участвовало множество выдающихся мастерах, художников и скульпторов, известнейшие мастера того времени: архитекторы Ч. Камерон, В. Временна, Д. Кваренги, A.Н. Воронихин, К. Росси; живописец-декоратор П. Гонзага; художники А.Е. Мартынов, Я. Меттенлейтер, Д. Скотти; скульпторы И.П. Мартос, М. И. Козловский, И. П. Прокофьев, Ф.Г. Гордеев, B.И.

Демут-Малиновский, и тысячи вторых мастеров, чьи имена история не сохранила.

Казалось, что годы не имеют власти над красотой Павловского дворца. Ни один из обладателей не переделывал ни дворец, ни парк, они сохранялись со всем бережением в той же идеальной красоте, в которой были созданы изначально. Кроме того 1917 год, уничтоживший не только уклад судьбы страны и его политическое устройство, но и многие, многие культуры и памятники искусства, не затронул Павловск.

Нарком просвещения А.В.Луначарский, осмотрев Павловский дворец, написал, что он есть « наилучшим монументом совсем целостного вкуса изысканный выбор художественных произведений, составляющих его обстановку, в связи с превосходной отделкой его зал, делает из Павловска монумент, равный которому мало возможно отыскать в Европе Прелесть Павловского парка непередаваема. Его особенно необходимо беречь». И та самая советская власть, которая, без капли колебаний, размещала в изысканных дворцовых апартаментах рабочие школы, заявила Павловск музеем, а в 20-х годах начались и работы по реставрации во парке и дворце — такова была власть красоты Павловского дворца.

Впредь до 1941 года длились работы по реставрации в парке, ремонтировались гидротехнические сооружения, восстанавливались и реставрировались павильоны, очищались пруды. Была совершена опись не только музейных предметов, но и пейзажная опись парка.

На протяжении войны Павловский дворец пострадал — с сентября 1941 года в музейных залах центрального корпуса размещалось гестапо. Были разбиты мраморные обрамления каминов, разбиты обрамления из полезного камня, в надкаминных зеркалах пробивали дыры к дымоходам и пропускали через них коленчатые жестяные трубы, золоченые медные украшения отдирались с мясом На территории парка было вырублено 70000 деревьев, взорваны плотины и мосты, уничтожена мелиоративная сеть парка (в следствии началось заболачивание многих районов).

При отступлении в первой половине 40-ых годов XX века Павловский дворец не покинули кроме того в таком изувеченном виде, его постарались стереть в пух и прах — подожгли. Дворец горел три дня, купол, венчавший центральный корпус дворца, упал — его поддерживали 64 колонны, и они прогорели, полностью разрушились.

Но многие дворцовые сокровища были сохранены — они вывозились музейными работниками кроме того тогда, в то время, когда в самом парке шли битвы. Вывозили все, что вероятно было увезти сперва на поездах — в дальнюю эвакуацию, после этого гужевым транспортом — в подвалы Исаакиевского собора. То, что не могли увезти (к примеру, парковые статуи), закапывали в парке.

На плече статуи Мир рабочие, готовящие статую к захоронению, карандашом написали — «Мы возвратимся и отыщем тебя, Мир!».

Красота Павловского дворца все же устояла и перед таким несчастьем, как безжалостная оккупация. Сохранились главные габариты дворцовых корпусов, их архитектурные членения, внутренняя отделка была выполнена из негорючих материалов, и, не смотря на то, что была повреждена огнем, все же сохранилась, сохранилось множество фрагментов декора — падуги, лепные карнизы, орнаментированные фризы, лепная орнаментация стен, оконные и дверные проемы, и другое.

Поврежденное, но настоящее, настоящее, оно сохранилось. И не смотря на то, что реставрация была сверхсложной, долгой (более тридцати лет!) и многотрудной, она была произведена.

Сейчас мы можем видеть дворцово-парковый комплекс в Павловске таким, каким его создали в XVIII столетии. Павловск есть музеем -заповедником, и занесен в перечень городов, защищаемых ЮНЕСКО.

София ВАРГАН

\


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: