Галина хованская: что будет с жилищной политикой россии
С будущего года россияне смогут снимать недорогое жилье у страны, прекратят за собственный счет покрывать чужие неплатежи за ресурсы, начнут самостоятельно финансировать капремонт собственных домов, а жилищным фондом будут руководить только опытные лицензированные организации… По крайней мере на это направлены принятые в уходящем году законы. О том, как они будут трудиться в действительности, портал "РБК-Недвижимость" попросил поведать председателя комитета Государственной думы по жилищной политике и ЖКХ Галину Хованскую
Глава комитета Государственной думы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская(Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов)
[FL]- Д[/FL]ля начала о самом актуальном. Как по жилищной политике ударил кризис, ослабление рубля, увеличение ставки ЦБ?
— на данный момент о каком-то заметном влиянии на жилищную политику происходящих в отечественной экономике событий сказать рано. Их воздействие мы ощутим в следующем году. Возможно высказать предположение, что существенно сложнее будет вести диалог с правительством, с Министерством финансов, с банками относительно льгот, субсидий, кредитов и т.д.
Но делать это придется, поскольку без таких форм денежного стимулирования хорошие трансформации в законодательной базе, которых удалось на сегодня добиться, не получат.
О наемном жилье
— В 2014г. было принято пара законов и нормативных актов, каковые, как говорят эксперты, окажут заметное влияние на жилищную политику, на рынок жилья в целом и в итоге коснутся потребителей. Какой из документов, на ваш взор, самый ответственный?
— Ответственны все. Но самые глобальным с позиций влияния на жилищную политику есть принятый в июле закон о некоммерческом найме жилья.
Он разрешит строить наемное жилье муниципалитетам и регионам, и обеспечит правовые условия для привлечения частных инвестиций в постройку наемных домов. Застройщик, что на аукционе заявит самую низкую ставку платы за наем, возьмёт в аренду земельные наделы без торгов по цене земельного налога. В некоторых случаях вероятно задействование механизмов ГЧП, другими словами государство будет снабжать участки коммуникациями.
В следствии должен быть организован новый сегмент наемного жилья, что составит борьбу коммерческому найму, среди них и его "серому" сектору.
Без решения вопроса о налоговых льготах инвесторам, каковые строят прибыльные дома, мы не сдвинемся с места — Как не так долго осталось ждать это может произойти?
— Дабы совокупность наемного жилья начала реально функционировать, для нее нужно создать механизмы правоприменения. В законе довольно много отсылок к распоряжениям правительства, подзаконным актам, которых еще нет. Кроме Жилищного кодекса, необходимо внести трансформации в 15 законов.
А также в Налоговый кодекс, для чего нужно создать отдельный закон. Но без решения вопроса о налоговых льготах инвесторам, каковые строят прибыльные дома, мы не сдвинемся с места. К примеру, во Франции таких инвесторов освобождают от трех четвертей НДС.
В совершенстве в отечественных условиях необходимы все три уровня помощи налоговых льгот — федеральный, региональный и муниципальный. В действительности — хотя бы один. Увы, с Министерством финансов подобные вопросы постоянно решаются весьма сложно.
А в нынешней обстановке будет еще сложнее.
Очень важный раздел в этом законе, что продолжительно обсуждался и преодолел пара циклов доработки, касается соглашений найма в жилищном фонде социального применения. Кто может их заключать? Каков порядок?
К сожалению, на последней стадии парламентским большинством была "продавлена" предложенная правительством норма о том, что 50% площади в прибыльных зданиях на уровне субъекта РФ возможно дано на условиях коммерческого найма. Объяснение — чтобы не создавать "резерваций" для малоимущих, с чем я категорически не согласна, поскольку это жилье не для малоимущих. И к тому же это искажение идеи некоммерческого найма.
Необходимо скорректировать эту норму следующим образом. Отдавать в коммерческий наем то жилье, которое осталось невостребованным среди очередников.Я очень сильно сомневаюсь, что в наемных зданиях останется хоть одна безлюдная квартира. Потребность в таком виде жилья очень громадна.
Прекрасно, в случае если удастся сделать все это в 2015г. Тогда с нового года, другими словами 2016-го, совокупность некоммерческого найма неспешно начнет формироваться.
О капитальном ремонте
— Российская Федерация, за исключением Крыма и Москвы, уже год живет по закону, по которому за капремонт домов должны платить сами граждане. В будущем году все субъекты приведут собственный законодательство в соответствие федеральному. Как новая схема лучше ветхой?
— По большому счету, принцип "я ремонтирую собственный дом", на мой взор, весьма верный. Не должно быть "неспециализированного котла", из которого неясно как расходуются средства. В частности по такому принципу финансировался капремонт жилых домов до принятия соответствующих трансформаций в Жилищный кодекс.
Другими словами плата шла по статье за физико-техническое обслуживание в одну бюджетную копилку, а из нее уже что-то перепадало отдельным зданиям по какому-то непонятному практически всем граждан выборочному принципу. В следствии "недоремонт" достиг критического уровня.
Закон предоставляет возможность поменять совокупность. Обращение прежде всего идет об открытии объединениями собственников особых квитанций, на которых они смогут самостоятельно накапливать средства на капитальный ремонт собственных домов.
Действительно, сама совокупность не весьма желает изменяться. И дабы дать ей таковой шанс, а заодно подставить подножку независимым собственникам жилья, авторы закона о капремонте предусмотрели (а законодатели его приняли) еще один вариант — создание региональных операторов на уровне субъектов РФ. По сути, это подконтрольные местным влияниям некоммерческие организации, каковые, в неспециализированном-то, дублируют ветхую совокупность "неспециализированного котла".
Средства граждан кроме этого накапливаются на неких неспециализированных в масштабах региона квитанциях. И ожидать собственной очереди на финансирование ремонта отдельный дом в отдельном городе может десятилетия.
Мэрия и горсовет Москвы пробуют "выкатить" какой-то ломовой взнос в 18-20 руб., растолковывая это тем, что среднероссийская цифра — более 20 руб. Это неправда К примеру, в Белгородской области власти как достижение преподносят то, что сумели убедить всех собственников жилья трудиться через регоператоров. А мне уже идут письма от граждан из вторых городов области, каковые задают вопросы, из-за чего деньги, каковые они платят на капитальный ремонт собственных домов, уходят в Белгород.
А что я могу ответить? По причине того, что госслужащие все желают держать в собственных руках, прививая комплекс неполноценности кроме того активным и важным собственникам.
Я уже не говорю о том, что региональные операторы — значительные накладные затраты. На эти средства возможно отремонтировать пара домов.
Однако повторюсь, что сама по себе идея финансирования капитального ремонта более честная, чем раньше. Однако ей нужна важная доработка.
— О чем конкретно идет обращение?
— Нужно создавать стимулы для перехода собственников жилья на управляемые ими спецсчета. Для этого направляться принять отдельный закон о совокупности финансирования капремонта.
В его рамках необходимо прописать схему долговременных льготных кредитов для таких собственников. на данный момент банки на капитальный ремонт льготных кредитов не дают. Обычная схема была бы при условии размещения спецсчетов в банке в виде пополняемых депозитов с процентом и оформления кредита у этого же банка. Нужно кроме этого предусмотреть возможность страхования денег на спецсчетах по аналогии с вкладами населения (другими словами с допустимостью компенсации — с недавних пор до 1,5 миллионов рублей.).
В противном случае при отечественных денежных возможностях у граждан полноценно запустить совокупность капитального ремонта не окажется. До тех пор пока дело дойдет до ремонта, инфляция обесценит средства. Со мной дала согласие глава центробанка РФ Эльвира Набиуллина, но сказала, что для этого нужна федеральная программа.
Я кроме этого внесла предложение внести поправки по предоставлению платежных каникул на три-пять лет для собственников в новых и сравнительно не так давно отремонтированных зданиях.
Необходимо, дабы своевременный замысел составлялся на три года, а не на 25 лет, как раньше, в то время, когда в очереди на капитальный ремонт был в один момент целый жилищный фонд города. При таких условиях люди будут знать: в случае если их дом поставлен в замысел, в течение трех лет его отремонтируют.
— В Москве на данный момент деятельно обсуждается тема: какое количество нужно будет платить жителям за капитальный ремонт?
— Столице, непременно, необходимо переходить на новую схему. Однако власти на данный момент пробуют "выкатить" какой-то ломовой взнос в 18-20 руб., растолковывая это тем, что среднероссийская цифра — более 20 руб. Это неправда.
Официальная цифра Минстроя — 6,5-7 руб.
Нужно так как еще посчитать, во что это обойдется бюджету. По причине того, что вырастет количество средств, нужных на компенсацию субсидий и льгот, — а в столице бюджет и без того весьма напряженный. Москва фактически прекратила строить социальное жилье. Ко мне обращаются люди, у которых очередь выросла на пара лет.
Это неверная жилищная политика.
О неплатежах
— Какие конкретно еще ответственные законы вы имеете возможность отметить?
— Идет активная работа над принятием так именуемого закона о неплатежах. Сейчас в стране совокупный долг в коммунальной сфере образовывает более полутриллиона рублей. На граждан приходится третья часть данной суммы. Другое — на социальные объекты: школы, поликлиники, детские сады и т. д., и на вторых неотключаемых потребителей.
К данной категории относятся предприятия, остановка которых может привести к экологическим трагедиям, а также сами ресурсоснабжающие монополисты, каковые должны друг другу. Наряду с этим как совокупности жизнеобеспечения они являются неприкасаемыми.
В следствии недостающие средства обычно компенсируются из бюджета, другими словами в конечном итоге их платим мы с вами.
Кое-какие новации коснутся и граждан. Будет введена норма об повышении пени с 91-го дня просрочки по оплате ЖКУ Предлагается целый комплекс мер. В частности, обеспечивать выплату долгов неотключаемых фирм обязана та госструктура, которая их таковыми назначила.
Кое-какие новации коснутся и граждан.Планируется введение нормы об повышении пени с 91-го дня просрочки по оплате ЖКУ. Причем это компромиссное ответ, которого удалось добиться отечественному комитету. Изначально в правительстве предлагали установить штраф с самого начала просрочки, не поразмыслив о том, что одинокие граждане смогут заболеть либо уехать в срочную командировку и не успеть своевременно внести плату.
Одно из самые важных предложений, на мой взор, касается вопроса о возможности согласно решению собрания собственников перехода жильцов и ресурсоснабжающих организаций на прямые соглашения. на данный момент Жилищный кодекс предусматривает лишь прямые расчеты, но наряду с этим ответственность все равно лежит на управляющих организациях (УО). Деньги ресурсникам идут в обход них, но наряду с этим в случае если появляются долги, то они ложатся на УО.
Это ведет к банкротству жилищных организаций, каковые вопреки распространенному точке зрения далеко не всегда жулики и крутят деньги. У них большое количество неприятностей из-за неплатежей граждан, нехорошего состояния жилищного фонда, незаконных внешних подключений, незаконного проживания незарегистрированных лиц и т.д. Предложение вызвало бурную дискуссию и, по всей видимости, будет рассмотрено в 2015г.
О лицензировании
— В уходящем году кроме этого деятельно обсуждалась тема лицензирования управляющих организаций. Это станет для них дополнительным грузом? И как это было нужно?
Что это даст и кому будет выгодно?
— Норма по лицензированию действует с 1 сентября. За прошедшие три с половиной месяца налицо оттекание частных управляющих организаций с рынка. Либо в лучшем случае их переход в статус подрядных организаций.
Возможность утратить бизнес на рынке ЖКХ на данный момент стала существенно выше. Отозвать лицензию смогут как за маленькое нарушение, так и при допущения большой аварии (не смотря на то, что на данный момент Минстрой давал слово дифференцировать нарушения по степени тяжести).
То, что данный вид деятельности подвергся лицензированию, — неточность. Он обязан трудиться в конкурентной среде. Но, на примере Санкт Петербурга и-Москвы мы на данный момент четко замечаем, как эта среда сворачивается — управление частным жилищным фондом передается национальным бюджетным учреждениям, каковые находятся на маленьком поводке у правительства.
В случае если частник пытается к 100%-ной собираемости (не смотря на то, что таковой не бывает кроме того в образцовых мировых практиках), оптимизации собственной работы, увеличению качества, то ГУП может этим не озадачиваться: выпадающие доходы ему компенсирует бюджет. Другими словами снова же мы с вами.
Удалось кроме этого скорректировать закон в той части, где устанавливается уполномоченный орган, несущий ответственность за лицензирование. Экзаменовать управляющих и выдавать лицензии, как и предусматривалось изначально, будет жилищная инспекция. Но лишать лицензии сможет лишь намерено созданная межведомственная рабочая группа.
К тому же собственники взяли право veto, в случае если управляющая организация их устраивает, но не известно почему неугодна влияниям.
И что принципиально важно, удалось добиться, дабы прежде всего тест на профпригодность прошли жилищные инспекторы. Мне приходилось сталкиваться с тем, что эти чиновники не знают, к примеру, что такое неспециализированное имущество дома. на данный момент данный этап завершился. Сейчас начинаются экзамены для начальников УО.
С мая следующего года запрещается руководить жилфондом без лицензии.
Единственный хороший момент — вероятное увеличение опытного жилищных управляющих инспекций и уровня организаций.
— А вдруг собственников не устраивает работа ГУП?
— Единственный рецепт — переход на самоуправление, создание ТСЖ. Не смотря на то, что в Москве, к примеру, и такие объединения жильцов на данный момент пробуют вынудить завлекать в качестве УО бюджетные учреждения. До тех пор пока они упираются.
Кстати ТСЖ и ЖСК также желали "залицензировать", но удалось остановить данный процесс. Другими словами нас с вами собирались обязать для управления собственной же собственностью приобретать бумажку.
О Крыме
— У России сейчас два новых региона. Как им удается переходить на русского законодательную базу?
— Важную работу необходимо проводить по Крыму. Крымчанам нужно помогать. В том месте на данный момент "правовая шизофрения", так как они трудятся в двух правовых совокупностях.
Им необходимо перезапустить регистрацию — у них нет базы о правах собственности на недвижимость, регистрировать сделки приходится по факту обращения. Наряду с этим появляются время от времени ситуации, в то время, когда на один участок приходится по два-три свидетельства.
Данной зимний период на полуострове решат проблему с электроэнергией и теплом. Но с водой обстановка катастрофическая. В предаварийном состоянии 85% водоснабжающей инфраструктуры, вся она осталась еще с советского периода.
Воду из Днепра, за счет которой пополнялись 15 из 23 крымских водохранилищ, Киев перекрыл. И в случае если на юге и на западе имеется артезианская вода, то в восточной части — трагедия. В случае если до апреля месяца что-то не предпримется, то резерв всецело будут исчерпан.
Варианты различные — вести водопровод от Симферополя. Но это весьма долго и дорого. Более хорошим вариантом может стать установка опреснителей на берегу моря в районах Керчи, Феодосии, Судака.
Возможно кроме того не закупать их за рубежом. на данный момент такое оборудование прекрасно обучились делать во Владимире, да и в самом Крыму такие установки имеется.
Владимир Миронов
Об авторах
Галина Хованская Государственной дума Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Галина Хованская: что изменится для собственников жилья