Как советский дизайн и архитектура изменили привычки людей

Из-за чего книги стали центральным элементом советских интерьеров, для чего нужен ковер на стене и как коммунистическая идеология организовала личный бытовой стиль

Как советский дизайн и архитектура изменили привычки людей

Фото: В.Николаев (Фотохроника ТАСС)

Вещи, здания и привычки советской эры все чаще становятся предметом рефлексии и исследований архитекторов, урбанистов, социологов, и простых обитателей постсоветского пространства. В 2013 году польский архитектор Куба Снопек кроме того внес предложение включить столичный район советской застройки Беляево в перечень объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

В отыскивании потерянного времени редакция «РБК-Недвижимость» попросила современных русских архитекторов поведать о том, как был устроен коммунистический быт, как очень сильно он зависел от качества и структуры жилых строений, и ответить на вопросы, непонятные современному муниципальному обитателю: для чего вывешивать ковер на стену и для чего необходимо окно между ванной и кухней.

Арсений Леонович, начальник

архбюро Panacom

«Политика в отношении дизайна и архитектуры имела чисто практические обстоятельства. Дело не в том, что украшательство идеологически не соответствовало философии страны — легко необходимо было куда-то селить людей, а страна в то время еще не оправилась от последствий войны. Исходя из этого начали строить быстровозводимые типовые дома и решили не тратить средства на излишества. А так как все должно было быть идеологически обоснованным, подкорректировали систему ценностей.

Из этого показалась вторая волна модернизма, эра Корбюзье.

Не обращая внимания на культурную изоляцию и железный занавес, в Советском Альянсе не показалось четко выраженной эстетической традиции: часть идей заимствовали за рубежом, люди, каковые занимались дизайном, по крупицам выцеживали данные и домысливали сами, как должны смотреться те либо иные предметы. Время от времени коммунистический винтаж выглядит как выцветшая и упрощенная копия европейского. Но видятся и весьма успешные работы, к примеру обливная майолика.

Мне нравятся многие советские вещи и мебель, я кроме того собрал коллекцию из предметов, от которых люди избавились. Одни необходимо реставрировать, другие до сих пор будут в совершенном состоянии. Это как приют для вещей, ставших ненужными. на данный момент модно брать все новое, даже в том случае, если мебель весьма недорогая и несложная. Но я собираюсь использовать эти предметы: четких правил в дизайне больше нет, возможно сочетать все, в случае если хватает вкуса.

А древние вещи отлично вписываются в современный интерьер. Думаю, это наследие нужно ценить».

Одна из основных архитектурных примет СССР — панельные и кирпичные пятиэтажки, которыми массово застраивали города с 1950-х до 1980-х годов. В отличие от домов сталинской эры, предназначенных для номенклатурных чиновников и партийной элиты, хрущевки возводились для обычного советского человека: ко мне переезжали деревенские обитатели, ко мне же расселяли жителей муниципальных коммуналок.

Сергей Труханов,

глава архбюро

T+T Architects

«Жизнь простых людей проходила в хрущевских пятиэтажках. Они не были оборудованы лифтами, весьма драматичным зрелищем смотрелось вталкивание на пятый этаж пианино. Дух экономии не хорошо вязался с батареями на лестничных клетках: пространство подъезда было совсем не герметичным, и отопление частично трудилось на то, дабы греть улицу.

Предметы интерьера были несложными и компактными: практически во всех квартирах находился кухонный гарнитур в бледный цветочек, табуретки и лёгкие столы, похожие друг на друга кресла и диваны с унылыми обивками. Между ванной и кухней было застекленное окно — для освещения естественным светом и экономии электричества. Покраска стен заканчивалась на высоте людской роста: этого хватало, дабы не пачкаться о побелку.

На каждом подоконнике жили растения: герань, традесканция, бегония, алоэ и, конечно же, кактусы.

Неизменный атрибут советской спальни — трельяж. Это зеркало с двумя подвижными створками, в них возможно было заметить собственный отражение не только анфас, но и в профиль. Многие советские люди в первый раз видели себя в этом ракурсе».

Особенности хрущевской архитектуры диктовали новые запросы на обустройство квартиры: как раз в советское время на стенах помещений начали массово оказаться ковры.

Хорен Морозов,

партнер направляться Frontarchitecture

«Квартиры в новых зданиях не отличались звукоизоляцией: через узкие стенки просачивалась личная судьба, любая ссора становилась публичным достоянием. Помимо этого, окна были совсем не герметичными, а также сезонное заклеивание щелей полосами бумаги, вымоченными в клейстере, помогало не очень сильно. Массивный ковер на стене частично справлялся с этими проблемами: он делал функции звукоизоляции, а зимой делал жилье теплее и комфортнее.

Вследствие этого ковер занял собственный почетное место не только на стене, но и в сознании советского гражданина. Наровне с коврами в СССР кроме этого обожали украшать стенки гобеленами. Самым известным стал гобелен с оленями.

Еще один фетиш советской эры — хрустальный сервиз. Им практически не пользовались в быту; лишь время от времени, по праздникам, добывали вазы и бокалы. Это была весьма милая традиция, которая сказала о рвении человека к красоте, о необходимости иметь в доме что-то для услаждения взгляда.

Наконец неизменным атрибутом советской квартиры считалась мебельная стена. Дотянуться ее было совсем не просто, но она того стоила, в особенности в случае если была сделана в Румынии либо ГДР. В хорошей стенке умещалось все: платяной шкаф, секретер с откидным столом и сервант для хрусталя.

В громадной моде были стенки-горки, они отличались от остальных шкафами различной высоты. В этом проявлялась тяга советского человека к красивому: горка была менее практичной, но, быть может, оттого считалась более желанной. Стена постоянно располагалась в гостиной и становилась вечным фоном для всех домашних событий. Советские люди отмечали тут все праздничные дни: женили, радовались повышению и рождению детей по работе, встречали первое сентября и Новый год.

Кстати, гостиные помещения в квартирах довольно часто были проходными».

Наталья Гусева,

глава архбюро

Guseva-Style

«В отличие от Европы и США, где дизайн зависел от потребностей рынка, в Советском Альянсе главным клиентом было государство. Из этого и специфика советского дизайна: он обслуживал по большей части промышленность и публичную сферу, но не предназначался для украшения судьбы простых людей. Но возможно было заметить хорошие интерьеры в зданиях культуры, правительственных строениях, в сфере транспорта.

Как пример возможно привести метрополитен, и вдобавок — немыслимые для тех лет автобусные остановки. В Абхазии до сих пор остались эти фантастические конструкции, покрытые цветной мозаикой. И в других бывших республиках все еще имеется интересные остановки советского периода.

Домашние интерьеры, само собой разумеется, были не на высоте: побелка на стенах, бедная цветовая палитра. Но были и хорошие моменты: к примеру, многие имели возможность себе позволить полы из натурального дерева — на данный момент это считается чуть ли не роскошью. Мебель также была древесной — по крайней мере до наступления эры ДСП и ДВП».

В отсутствие стилистического разнообразия квартирных оформлений предметами гордости советского интерьера обычно становились книги либо бытовая техника.

Григориос Гавалидис, основатель бюро

GaFa Architects

«Советские люди весьма обожали книги: просматривали их не все, но в большинстве квартир имелось пара шкафов с собраниями произведений. Кое-какие книги возможно было взять лишь в обмен на собранную макулатуру. Считалось, что обладатель домашней библиотеки человек культурный и образованный.

Помимо этого, многие советские граждане собирались занять чтением пенсионные годы, и книги покорно находились на полках, ожидая собственного часа.

Отдельного беседы заслуживает дизайн советской техники. Первый русский телевизор стал настоящей легендой. Изобрели его в Ленинграде три инженера: Кенигсон, Варшавский и Николаевский. Модель назвали сокращением КВН по первым буквам их фамилий. Позднее КВН расшифровывали как «Приобрел, Включил, Не работает» — по всей видимости, такое происходило довольно часто.

Экран этого достаточно громоздкого прибора был маленьким, исходя из этого перед ним довольно часто прикрепляли увеличительную линзу, наполненную водой либо глицерином. В то время, когда во второй половине 40-ых годов XX века началось телевизионное вещание и КВН поступил в продажу, два с половиной миллиона советских граждан приобрели данный фантастический девайс, на какое-то время первый коммунистический телевизор стал неотъемлемым элементом домашних интерьеров.

Еще один культовый коммунистический прибор разошелся таким же тиражом, как и телевизор КВН: обращение о пылесосе «Чайка», напоминающем одновременно крохотную ракету и гигантский термос. Известный холодильник «ЗИЛ», поставлявшийся в более чем 50 государств, был еще более популярен. Кое-какие «ЗИЛы» трудятся до сих пор — эти холодильники превосходят все рекорды выносливости бытовых устройств».

Находки советского дизайна проявились не только в электроприборах. К примеру, известный граненый стакан взял собственные грани чтобы не скатываться со стола при падении на бок. Так необыкновенная забота о функциональности породила непростое визуальное ответ для в далеком прошлом изобретенного предмета повседневного обихода.

Егор Глебов,

начальник

архитектурного отдела проектного бюро АПЕКС

«Из-за закрытости и железного занавеса советского пространства дизайнеры были отрезаны от мировых культурных тенденций и лишены возможности обмена опытом. Это не лучшим образом сказалось на эстетической культуре. Само собой разумеется, люди трудились, какие-то идеи все равно проникали из общемирового пространства, но их было не так : мешали рутина производственного процесса и плановая экономика.

Не обращая внимания на это, в Советском Альянсе с 1957 года издавался издание «Декоративное мастерство», выходили какие-то книги, производилась посуда и весьма хорошая керамика. Кое-какие изделия на данный момент переходят в разряд раритетов — это небольшая пластика, жанровые сценки, анималистика. Фарфоровые фигурки Ломоносовского, Конаковского завода и заводов в Вербилках до сих пор довольно часто видятся в квартирах простых русских людей.

Многие модели сделаны художниками и талантливыми скульпторами, они смогут принимать во внимание независимыми произведениями искусства. Кстати, коммунистический фарфор весьма ценился и за границей. Помимо этого, производились ковры ручной работы, хорошие часы, лампы.

Эргономика многих предметов была весьма продуманной».

Фото: Григорий Калачьян, Семен Майстерман, Владимир Мусаэльян, Александр Овчинников, Михаил Барабанов, Наум Грановский, Сергей Преображенский, И. Григоров, Александр Чумичев, Николай Рахманов, Виталий Созинов, Эдгар Брюханенко, Игорь Зотин, Геннадий Хамельянин, Юрий Лизунов, Владимир Яцина, Валерий Зуфаров, Владимир Саяпин, С.Жуков, Ю.Машков, / Фотохроника ТАСС

Подготовил Антон Погорельский

20 привычек из советского времени, каковые выдадут советского человека на данный момент


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: