Кружева на доме
Украшение домов древесными резными элементами — классическое для народного декоративноприкладного искусства — обширно распространено у нас. Отыщем в памяти, сколько эйфории глазу дарит легкая и красивая, изумительная по красоте отделка наличников, ставень, карнизов, коньков крыш и у сельских, и у еще сохранившихся городских домов центральной части России, Сибири и Урала.
Тут возможно отыскать самые тяжёлые виды резьбы — сложной формы, с применением растительного орнамента и фантастическими изображениями всевозможных птиц, животных. На Севере же обширно распространены простые геометрические узоры. из канавок и неглубоких выемок: им не страшны обильные тут осадки, каковые скоро привели бы к разрушению болев сложную резьбу.
Орнаментовке подвергаются не только наличники, карнизы, фронтоны, двери, ворота, беседки, террасы, но и разные ограждения.
Одевая скромный дом в древесные кружева, хозяин не только украшает его, но и показывает собственный мастерство, художественный вкус.
Рис. 1. Инструменты для резьбы:
1 — ножи-косячки, 2 — стамески плоские. 3 — стамески полукруглые. 4 — клюкарзы, 5 — стамески уголковые, 6 — рашпили.
7 — лобзики (ручной и ножной)
Для призера разглядим отделку дома Н. И. Вилковым, обитателем поселка Залесного, что под Казанью. какое количество любви и умения положил он в украшение собственного жилища. Обшивка выполнена €в елочку», у наличников резьба в самом доме и на фронтоне не повторяют друг друга, их дополняет прекрасный карниз.
Фронтон над крыльцом сделан в форме сложной стрельчатой арки; крышу крыльца поддерживают фигурные квадратные столбы. Угол фронтона частично закрыт тесом, доски которого срезаны на конус; на них укреплена прекрасная розетка. Верх кровли венчает резная доска.
К дому пристроена терраса, оконные переплеты которой — также узорные, в виде ромбических фигур и прямых. Вверху — широкая доска с фигурной резьбой.
Рис.
2. Державки:
1 — торцевые. 2 — фигурные. 3 — угловые,4 — валеты либо нажимы.
И ограждение дома необыкновенное. Головкам столбиков придана прекрасная форма, планки набиты не строго горизонтально, а с маленькой углублением в середине каждого Звена между столбами, с ромбами из реек, с кругом в середине и треугольниками по краям.
В центре круга — розетка-звездочка.
Столбы для навешивания ворот закрыты досками — она именуются лопатками — с укрепленными на них резными подробностями. Обшивка ворот выполнена в два яруса; нижний с размещением досок вертикально, а верхний — *в елочку», с розетками.
Рис. 3.Перенос рисунка с уменьшением либо повышением — по клеткам.
Такая ограда украшает и дом и усадьбу в целом.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РЕЗЬБЫ
Древесина для элементов отделки дома используется хвойная (как более стойкая к атмосферным действиям), без недостатков (косослой, сучковатость), затрудняющих работу либо портящих изделие; сухая, в противном случае при высыхании она коробится и трескается.
Рис.
4. Шаблон рисунка.
На заготовку — брусок, доску нужной длины — по окончании придания нужной формы наносят контуры рисунка. В случае если поверхность не хватает чистая по окончании строгания, ее не рекомендуется зачищать шлифовальной шкуркой перед резьбой: внедрившиеся в древесину абразивные зерна скоро затупят инструмент.
Исходя из этого оптимальнее вначале делать резьбу, а после этого шлифовать.
Для долговечности мягкие лиственные породы рекомендуется консервировать — пропитывать противогнилостными составами, окрашивать масляными красками.
Крепить отдельные подробности между собой возможно на шипах, гвоздях либо шурупах, водостойких синтетических клеях.
ИНСТРУМЕНТЫ
Рис. 5. Работа ножом-косячном:
1 — положение ножа в начале прорезки. 2 — конечное врезание.
3 — дорезание линии, 4 — поперечная подрезка финиша соломки; А — размеченная заготовка.
Для несложных древесных узоров достаточно иметь столярный лобзик, нож-косячок, полукруглые стамески и прямые. При более сложной резьбе потребуется и более сложный инструмент.
Неспециализированное правило: он должен быть отлично наточен и направлен на оселке.
Нож-косячок. Его рабочая часть заточена с двух сторон и образует угол 20°, имеет у лезвия скос либо косой срез под углом у одного типа ножа в 45°, у другого 60°.
Протяженность лезвия маленькая: оно выступает из-под рукоятки на 50—70 мм.
Рукоятка — древесная либо пластмассовая, длиной 100—120, шириной 20—30, толщиной 12—15 мм. Ей придают удобную для работы форму без кромок и острых углов.
Рис. 6. Тренировочное исполнение углублений:
1 — разметка, 2 — выборка половины, 3 — выборка сквозного углубления, 4 — закрытое углубление, 5 — выборка квадрата.
У режущей части косячка имеется носок (острый угол резца) и пятка (тупой угол). Эти термины в будущем будут довольно часто упоминаться. На протяжении резьбы носок постоянно заглубляется в древесину, а пятка легко немного поднята. Нож-косячок активно используется в геометрической резьбе.
Стамески имеется прямые, полукруглые и клюкарзы. Затачиваются они так, дабы угол был в пределах 18—20°: трудиться такими легче, чем с более крутой заточкой У стамески-клюкарзы изогнутое полотно различной ширины.
Стамески-уголки фактически являются две стамески с полотнами, сваренными совместно под углом ОТ 50 до 70°. Ширина каждого — от 5 до 15 мм. Употребляются они для прорезки за один прием жилок либо линий в виде канавок различной ширины.
Рашпили — это металлические стержни разной формы, длины и ширины, с насечками в виде небольших зубчиков — для придания и стачивания древесины ей той либо другой формы, взять которую вторым инструментом не представляется вероятным.
Рис. 7. Усиление рельефа:
1 — внутренний срез под углом 450, 2 — затупление кромки среза фаской, 3 — закругление кромки среза.
Чеканы — металлические стержни с рабочими финишами различного рисунка. Под ударами молотка они оставляют на древесине маленькие углубления — для получения необходимого фона изделия. В большинстве случаев глубина рисунка не превышает 5—6 мм.
Лобзики — ручные, ножные и механические, значительно чаще электрические. С их помощью выполняются прорезные работы: в древесине пропиливаются кривые линии либо отверстия. С той же целью используются и ножовки с узким полотном.
Полотно лобзика считается обычным при ширине до 5 мм и толщине 1—1,5 мм, с зубьями для продольного либо смешанного пиления.
Один финиш его имеет не отверстие, а крючок: благодаря ему пилу возможно стремительнее вынуть из ручки и, пропустив в отверстие заготовки, опять закрепить.
Зубья смогут быть различной величины: чем они больше, тем шероховатее пропил, и напротив. Направлены они должны быть так, дабы резать древесину в направлении от себя, а при ножном лобзике — сверху вниз.
Рис.
8. Подробности фриза, образованные треугольниками с углублением центра:
1 — цепочка треугольников, 2 — «зеркальные цепочки,примыкающие основаниями, 3 — примыкающие вершинами, 4, 6 — трехрядная цепочка, 5 — зигзаг из двух цепочек.
Последний устроен так.
В верстаке либо доске сверлится либо долбится отверстие, куда будет пропущено пильное полотно. Над отверстием подвешивают пружину, а под ним крепят педаль: к ней и к пружине на поводках цепляют пильное полотно. Это позволяет трудиться ногой, а заготовку держать двумя руками, направляя пипку совершенно верно по рисунку.
Дабы полотно пилы было более устойчиво, по бокам его над отверстием устанавливают на кронштейне бобышки-направляющие.
При работе стоя высота верстака должна быть на уровне локтей резчиков, в среднем 100—110 см. Сидеть же лучше на прочном, устойчивом табурете высотой 65—75 см, имеющем проножку на высоте 20—30 см от пола — для упора одной ноги на протяжении работы.
С их помощью возможно надежно закреплять заготовки на верстаке и при необходимости легко вынимать.
Они бывают торцевые, угловые, фигурные, гнездовые, выносные и другие.
Торцевые необходимы для узких и долгих заготовок, угловые — для громадных квадратных либо прямоугольных, фигурные же говорят сами за себя.
Упорка удерживает заготовку при исполнении геометрической резьбы. Крепят все державчи к верстаку двумя гвоздями.
Для тех же целей, не считая державок, применяют крепежные винты — конусообразные стержни с финишами в виде буравчика с одной стороны и барашком с другой: его легко ввертывать и вывертывать.
нажимы и Валеты являются кусками досок либо брусков с вырезами на финишах, прикрепляемые к верстаку посредством шурупов.
Используются и сами шурупы. Дабы на заготовке от них не оставались отверстия, делают припуск на 20—35 мм, ко мне и ввертывают их.
По окончании исполнения резьбы припуски отрезают.
Рис. 9. Виды резьбы:
А — контурная, Б — вырезная. В — накладная.
Струбцины кроме этого удобны для закрепления заготовок. Они бывают древесные и железные. Умелые мастера отдают предпочтение древесным, дабы при работе случайно не затупить инструмент.
ПЕРЕВОД РИСУНКА
Контуры будущего узора переводят ка кальку мягким карандашом, шариковой ручкой, пером. Чернила либо пасту нужно использовать тёмные.
В случае если рисунок мелок. его возможно расширить (а большой уменьшить) посредством сетки.
Для этого его контур переносят на кальку, после этого дробят его поле на квадраты и нумеруют их. На бумаге либо картоне наносят такое же количество квадратов, но размером больше либо меньше, и врисовывают в них изображение, ориентируясь по первой сетке.
ПЕРЕНЕСЕНИЕ РИСУНКА НА ЗАГОТОВКУ
Изображение с кальки нетрудно перевести на древесную поверхность посредством копировальной бумаги.
Рис 10. Подробности орнамента:
А — образованные углублениями; Б — накладными элементами разной конфигурации.
В случае если же предстоит выполнить большое количество однообразных подробностей, то лучше изготовить шаблон из картона, плотной бумаги, фанеры, узкой доски. Возможно кроме этого применять прекрасно выполненную первую заготовку, в обязательном порядке шепетильно зачистив ее кромки, по которым будет двигаться карандаш.
УПРАЖНЕНИЯ ПО РЕЗЬБЕ
На подробностях украшения смогут видеться самые разные узоры: геометрические с контурами и различным фоном, прорезная, накладная, барельефная, горельефная резьба. Не зная техники ее исполнения, нельзя избежать многих неточностей. Исходя из этого полезно предварительно потренироваться в исполнении резьбы на маленьких заготовках из древесины мягких лиственных пород, к примеру липы.
Затевать оптимальнее с геометрической резьбы, делаемой ножом-косячком либо стамеской со скошенным лезвием. Вначале направляться проходить трехгранные углубления, линии, квадраты, элементы орнамента листьев, цветов.
Для тренировки берут заготовку размером 20 x 70 x 200 мм, строгают с двух сторон и резьбу делают на обеих поверхностях.
Техника работы ножом-косячком.
Резак направляться брать не только за черенок, но и за полотно лезвия, захватив его рукой так, дабы лезвие выступало из-под сжатых пальцев на 30—40 мм. Пятка наряду с этим обращена к резчику. Ту часть лезвия, за которую держатся рукой, возможно обернуть изоляционной лентой либо тканью.
Рис. 11. приспособление и Прорезная резьба для ее исполнения.
Косячок находится по отношению к заготовке строго вертикально, ведут его на себя. Носок резака вдавливается В толщу заготовки не нужную глубину, а пятка немного поднята над поверхностью на 1—2 мм. В то время, когда она приподнимается больше, косячок режет древесину легче.
В случае если надрез не сквозной и не доходит до конца заготовки, а лишь до поперечной линии, то, заканчивая надрез, пятку погружают в древесину на нужную глубину. После этого косячок опять отклоняют от себя и дорезают носком эту и поперечные линии.
Исполнение трехгранных углублений. Канавка трехгранной формы глубиной 4 и шириной 3 мм вырезается косячком под углом 30—40°.
Предварительно посредством угольника выполняют на заготовке осевые линии целой чертой. От нее с обеих сторон на расстоянии 2 мм выполняют пунктиром дополнительные линии, каковые и определяют ширину, канавки. Вначале резаком, держа его строго вертикально, надрезают осевую линию на глубину 3 мм либо мало глубже.
После этого лезвие приставляют к дополнительной линии справа от осевой, придают резаку боковой наклон в 45°, врезают его в древесину на такую глубину, дабы носок пробрался до надреза по осевой. Прорезав эту дополнительную линию, заготовку поворачивают на угол в 180° и совершенно верно так же делают подрезку по второй дополнительной линии. При верном исполнении резов соломка, как ее именуют, сама выходит из канавки.
В случае если этого нет, значит, какая-то линия не прорезана и работу приходится повторять.
В то время, когда два таких углубления проходят рядом, между ними остается древесина, именуемая площадкой. Канавка может идти не навылет, а быть закрытой, образуя как бы корытце; для этого на финишах она прорезается поперечными линиями, подрезающими соломку.
Перемещение косячка на протяжении годичных слоев легче, чем поперек их, но наряду с этим резак может отклоняться от прямой, уйдя по направлению волокон, — это нужно иметь в виду при исполнении работы.
Получение квадратов. Они образуются при п ресечении трехгранных углублений. Сперва канавки прорезают на протяжении волокон, после этого поперек.
Исполнение линий оптимальнее повторить — фигуры окажутся чище.
Рис. 12. Подробности украшения наличников и их оформление пропилами.
Подчеркивание рельефа. Картинки из треугольных канавок начнут смотреться резче, в случае если в них распознать тень. Для этого срежьте скат канавки с наклоном вовнутрь, к примеру, под углом 45°. Полученное острое ребро возможно еще раз срезать; образуется фаска, которую нетрудно дополнительно закруглить.
Вырезание треугольников.
Такие фигуры активно используются в геометрической резьбе; они бывают различной формы, размера: равнобедренные,
равносторонние с изогнутыми линиями и прямыми. К ним возможно отнести и без того именуемые миндалевидные углубления, каковые образуются криволинейными сторонами однообразной величины. Из треугольников создаются разные по сложности и красоте орнаменты — розетки, фризы, порезки.
Фризы из треугоульников.
Три треугольника, вырезанные так, что они имеют одну неспециализированную вершину и две линии соприкосновения между собой, образуют громадной треугольник. Наряду с этим необходимо стремиться, дабы неспециализированная вершина была заглубленной: окажется как бы вдавленная пирамида — эффектная фигура для образования геометрических узоров, обширно применяемых, к примеру, при украшении фризов.
Фриз возможно взят легко из цепочки таких заглубленных треугольников.
Рисунок нетрудно усложнить, в случае если расположить рядом две однообразные цепочки. Причем вероятны два варианта узора — в зависимости от того, состыковать ли цепочки основаниями треугольников либо их вершинами. Основное требование тут — полная идентичность самих фигур и глубина их выборки.
Рис. 13.
Сборные розетки: круглые, квадратная, эллиптические
Примечательно, что последний узор возможно еще более усложнен, в случае если в ромбовидных площадках между двумя цепочками врезать еще по два углубленных треугольника: получается как бы третья промежуточная цепочка, в которой треугольники соединяются попарно то основаниями, то вершинами. В этом узоре четко читаются вертикальные гребни-стрелки и чуть растянутые четырехлучевые звезды.
Они получат верную форму и впишутся лучами в квадраты, в случае если все треугольники узора сделать равносторонними.
И наконец, еще один занимательный фриз окажется, в случае если две исходные цепочки расположить рядом так, дабы вершины треугольников не стыковались, а легли между двух вторых: по узору пробежит рельефная зигзагообразная змейка.
Трансформации треугольников.
Варианты узоров из треугольников углублением в центре становятся г истине бесчисленными, в случае если одно двум либо всем трем сторонам триугольников придавать изогнутую форму. цвет и Причудливые розетки звезды и орнаменты — самые различные фигуры смогут быть взяты ИЗ таких элементов; наряду с этим вначале надрезают внутренние линии, а после этого — наружные стороны каждого треугольника. На картинках продемонстрировано розетки и фигуры, изготовленные в данной технике посредством стамесок и косячков.
ПАЛИТРА РЕЗЬБЫ
Не считая рассмотренных выше, имеют и другие виды резьбы, каковые так же смогут отыскать широкое использование в сделке дома.
Контурная резьба выполняется так. На заготовку переносятся очертания рисунка, и по этим линиям косячком либо угловой стамеской делают не глубокую, до 1—1,5 мм, резьбу в виде треугольных канавок.
Рис. 14.
Резные карнизы
Плоскорельефная резьба делается так же, как контурная, лишь глубина канавки образовывает от 2 до 2,5 мм.
Углубленная резьба отличается более глубоким прорезанием фона. Техника резьбы остается без трансформации. Оконтуривание в обязательном порядке.
Рельефная резьба пребывает в том, что на древесной заготовке вырезают выпуклые фигурки людей, маски, птицы, животные, рыбы. Они возвышаються над фоном.
Вырезные фигуры кроме этого весьма распространены.
Они смогут быть раздельно стоящими, к примеру петух на коньке крыши, либо накладными на стенах, дверях, воротах, ограждениях.
ПРОРЕЗНАЯ И НАКЛАДНАЯ РЕЗЬБА
Эти виды резьбы активно используются в отделке домов: на наличниках, карнизах, ограждениях.
Прорезная — с всецело выбранным фоном, как бы кружевная. Довольно часто именуют ее ажурной. Используется она в том месте, где просвечивается нижележащий фон — скажем, дощатая обшивка иди окрашенная поверхность.
Накладная резьба является орнаментом , выполненный прорезкой и наклеенный либо прибитый гвоздями на готовый фон.
Так украшают доски наличников около оконного проема, ставни, ворота, калитки.
Подробности для наличников смогут быть размеров и разной формы — геометрические, растительные и другие. Одни выполняются резаками, другие выпиливаются пилой, редко — подрезаются резцами.
Рис.
15. Наличники с геометрическими орнаментами.
Чтобы получить заготовки, к примеру трехгранные бруски, рекомендуется острогать доску нужной толщины, разметить по торцам форму треугольников, совершить риски по пластинам, распилить и острогать пропиленные стороны. В то время, когда требуются пятигранные бруски, то оптимальнее заготовить квадратные либо прямоугольные и набить на них треугольные. При выстругивании каннелюр-желобков используют струги-галтели.
СБОРНЫЕ РОЗЕТКИ
Их не вырезают из целой заготовки, а делают из отдельных подробностей (строгают, выпиливают, высверливают).
Из подготовленных подробностей собирают задуманный узор, скрепляя заготовки гвоздями. В случае если форма розеток эллиптическая, то вначале нужно выстроить эллипс, поделить его на части (8, 10, 16, 20 частей) и по ним располагать отдельные элементы.
НАЛИЧНИКИ
Рис.
16. Украшение ограждений:
А — для беседки, крыльца, террасы. Б — для усадьбы.
Для их украшения смогут использоваться разные орнаменты.
На картинках продемонстрированы самые дешёвые варианты, составленные только из геометрического орнамента. размеры и Форма отдельных элементов смогут варьироваться в зависимости от величины общего решения и оконного проёма декоративного оформления дома.
КАРНИЗЫ
Для оформления домов активно используются всевозможные карнизы, несложной и сложной формы. Они смогут складываться из геометрического, растительного и комбинированного орнамента.
Значительно чаще их делают ажурными и делают высверливанием, выпиливанием, выдалбливанием, вырезанием.
ОГРАЖДЕНИЯ
Они бывают различными: около крыльца, беседки, террасы, и общее — около усадьбы. Высота ограждения первого типа до 1 м, второго — от метра и выше.
Значительно чаще на них идет штакетник, бруски, доски (на целые идет больше материала, на разреженные — меньше). Декоративные элементы на них несложнее, чем на доме, но в целом ограда замечательно дополняет неспециализированный костюм жилища.
А.
ШЕПЕЛЕВ. инженер
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad", { ad_format: "direct", type: "adaptive", border_type: "block", limit: 2, border_radius: true, links_underline: true, site_bg_color: "FFFFFF", border_color: "FFFFFF", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", sitelinks_color: "000000", favicon: true, no_sitelinks: false, height: 100, width: 727 }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
\