Летний сад
Петр I был необычным человеком: владея совсем непритязательными личными вкусами, он, в то время, когда дело доходило до национального уровня, умел поменять собственную неприхотливость на взыскательность и строгую требовательность, становился настоящим гурманом. Летний сад — жемчужина Санкт-Петербурга, гордость его обитателей и душа города — детище Петра I, что захотел иметь резиденцию «лучше, чем у французского короля в Версале».
Чтобы превзойти Версаль, Летний сад был спланирован с соблюдением европейских канонов, впредь до установки декоративных скульптур, как потребовала тогдашняя европейская мода. Сава Рагузинский и Юрий Кологривов были отправлены в Италию для закупки скульптур. Наряду с этим темы и сюжеты были строго европейскими, их практически сверяли по особому справочнику.
В следствии в Летнем саду появилась первая русский коллекция светской скульптуры. Да и то высшее дворянство, которое еще тосковало об отстриженных бородах, было вынуждено покупать альбомы с описаниями и рисунками, изучать древнее мастерство и мифологию — так как правитель, прогуливаясь по Летнему саду, имел возможность нежданно учинить экзамен («А что это Психея так согнулась над Амуром? Не знаешь?!»).
При Петре I лишь в парадной части Летнего сада пребывало около 150 скульптур. Позднее (финиш XVIII — начало XIX вв) часть скульптурных композиций и статуй переместили в Царское Село, Павловск и Петергоф. Часть появилась в Эрмитаже. Наводнения кроме этого проредили необычную коллекцию Летнего сада.
К настоящему времени в саду осталось 91 скульптура: 38 статуй, 5 групп скульптур и 48 бюстов — по большей части работы итальянских и венецианских мастеров финиша XVII — начала XVIII вв.
Так как Летний сад был задуман, как соперник Версальских садов, Петр I не мыслил, дабы в нем не было фонтанов — европейские каноны того времени потребовали, дабы в садах были не только статуи, но и льющаяся вода. В 1725 году в Летнем саду было 20 фонтанов, а к 1736 году их количество возросло более, чем в два раза.
Летний сад по большому счету был полон воды — для его устройства приходилось проводить мелиорационные работы, что стало причиной созданию прудов и цепи каналов. Кое-какие пруды представляли собой настоящие бассейны — с дном из каменных плит. Так, в круглом пруду, запланированный Леблоном в одном из боскетов около Основной аллеи, упорно не держалась вода — ее запускали два раза, он все было безтолку.
Петр I приказал устроить не просто глиняное дно, как в простых прудах, но уложить каменные плиты и залить цементом. На прудах устраивались «птичьи палаты» — домики для уток, множества и гусей птиц редких пород.
Летний сад стал неповторимой композицией, необычным музеем, что неизменно приводил к восхищению. Это был любимейший «парадиз» Петра I, знак новой столицы. Великие мастера — Я.Росен, Д.Трезини, Ж.Б.Леблон, М.Земцов, Ф.Б.Растрелли, Ю.М.Фельтен, Л.И.Шарлемань — создавали Летний сад, что начинался в 1704 году как скромный голландский сад, но стараниями талантов превратился в нарядный регулярный сад, гордость Санкт-Петербурга.
Любопытно, что не обращая внимания на наводнения (особый урон композиции сада нанесло наводнение 1777 года), изменяющуюся моду (на смену регулярным паркам приходили пейзажные) и другие жизненные пертурбации, композицию Летнего сада постоянно старались сохранить неизменной: нарядный регулярный парк, как и задумывал изначально Петр I.
К сожалению, на данный момент Летний сад уже далеко не тот, каким он был при Петре I. Для ландшафтной архитектуры по большому счету характерно угасание и естественное старение, ну а для Летнего сада данный процесс был еще дополнительно спровоцирован бессистемными посадками в попытках вернуть его по окончании ВОВ (в следствии бомбежек многие ветхие деревья были стёрты с лица земли). Обследование, проводившееся в 2000 году, продемонстрировало, что более 80% деревьев Летнего сада будут в плохом состоянии: в следствии не хорошо спланированных посадок был переуплотнен целый массив, и начались заболевании деревьев, помехи в росте газонов и т.д.
На данный момент Летний сад уже прекратил быть тем шикарным ансамблем из дворцов, павильонов, фонтанов, различных аллей и цепочек прудов с «выдумками», которым восхищался всю землю в течении XVIII века. Сейчас это только большой муниципальный сквер, украшенный древними скульптурными композициями, слава которого держится на воспоминаниях о прошлом величии.
Эта обстановка подвигла Русский музей, в чьем ведении на данный момент находится Летний сад, на работы по реставрации. Согласно точки зрения управления Русского музея «необходимость реставрации обусловлена постепенной потерей Летним садом показателей, свойственных художественному монументу: стилистической определенности, завершенности образа, линия исторической достоверности. Наряду с этим речь не идет о возвращении ему вида на какой-то условный “период расцвета”.
Реставрационные мероприятия должны только переместить художественные выговоры так, дабы сделать более наглядным прошлое монумента, замаскированное не столько временными наслоениями, сколько неспециализированной деградацией сада».
О планируемом начале работ по реставрации информировали уже два раза: в феврале 2008 года и в январе 2009 года. Практически речь заходит о закрытии Летнего сада на период проведения работ по реставрации, и данный срок может продлиться как всего один сезон, так и до 2013 года (но уж тогда-то работы должны быть закончены в любом случае, поскольку грядет 400-летие Дома Романовых).
Но, пока «воз и сейчас в том месте», и только проскакивают сообщения о том, что рассчетных средств для реставрации Летнего сада выделено не будет. Уже из предполагаемых 4,5 млрд. рублей осталось 2,3 млрд. руб., а поговаривают, что смета будет сокращена до 1 млрд. руб. Цифры, само собой разумеется, звучат солидно, но для восстановления Летнего сада во всей его красе этого очевидно не хватает.
София ВАРГАН
Т.Буланова и несколько Летний сад- Не плачь (1991)