Лувр как антология французской архитектуры

Лувр как антология французской архитектуры

Данный дворец, раскинувшийся на площади 135 тысяч квадратных метров и являющийся наибольшим дворцом в Европе, скрывает не только вечную тайну ухмылки Моны Лизы. Его стенки — безмолвные свидетели интриг и страстей, печали и радостей, предательства и любви, ничтожества и величия, падений и взлётов — долгой вереницы самых различных событий, которыми была преисполнена жизнь французского королевского двора в течении практически семи столетий. Данный величественный знак королевской власти избежал печальной участи собственного «соседа» — дворца Тюильри, сгоревшего во времена Парижской коммуны, и начал новую судьбу, став хранителем шедевров мирового мастерства.

Средневековая крепость

Вряд ли король Филипп-Август помышлял о том, что начатое им на западе Парижа строительство крепости, взявшей наименование Лувр, станет только первым этапом грандиозных работ, каковые продлятся восемь столетий, а возводимое им сооружение еще неоднократно поменяет собственный внешний облик и назначение. Но, планируя в крестовый поход вместе с король Англии Ричардом Львиное Сердце и императором Священной Римской империи Фридрихом I Барбароссой, он волновался совсем о вторых проблемах: как в собственный отсутствие обезопасисть город от внешних угроз?

В первой половине 90-ых годов XII века на короны и средства города началось возведение крепостной стенки толщиной два метра и высотой восемь метров, выяснившей границы Парижа и сделавшей его самым укрепленным населенным пунктом королевства. Одна из сторожевых башен крепостной стенки называлась Луврской. На лугу перед Луврской башней и была возведена одноименная крепость.

В 1190-1202 году за крепостными стенками вырос донжон, диаметр которого у основания составлял пятнадцать метров, высота — тридцать один метр, а толщина стен — четыре метра. Донжон окружали четыре двадцатипятиметровых башни. Филипп-Август хранил за крепостными стенками Лувра собственные свитки, драгоценные камни и мечи, но жить предпочитал на Иль-де-ла Сите, исходя из этого знаком королевской власти Луврская крепость в те годы еще не была.

Королевская резиденция

В течение практически двухсот лет Париж шагнул далеко за пределы стен, возведенных при Филиппе Августе. Новый земляной вал, сооруженный в 1356-58 году, лишил крепость Лувр оборонительных функций. Но король Карл V, чуть было не ставший жертвой восставших парижан во дворце Консьержери на острове Сите, решил в первой половине 60-ых годов XIV века выбрать Лувр собственной резиденцией. Переделать оборонительную крепость в королевский замок было поручено архитектору Раймону дю Тамплю.

Итог его работы запечатлен на дошедших до наших дней миниатюрах и картинах. Для обеспечения безопасности королевской четы были достроены зубчатые фланговые башни, показалась винтовая лестница, которая в те времена была редка. Окружавшие бывшую крепость хозяйственные и жилые строения превратились в долгие, вымощенные плитками, залы с громадными окнами. Помещения замка в те времена соединялись между собой наружными лестницами.

Потолки с открытыми расписными балками были украшены фресками, для интерьеров употреблялись скульптуры, деревянные панели и гобелены.

Как замок превратился во дворец

Но частью придворной жизни и пространством для королевских церемоний Лувр оставался недолго. Со смертью Карла VI он снова повергся в продолжительный сон и пробудился к судьбе только во второй половине 20-ых годов шестнадцатого века, в то время, когда возвратившийся из испанского плена король Франциск I решил переехать в Париж.

Новому хозяину направляться показалось, что в королевских покоях через чур мало света и воздуха, и он приказал снести Громадную башню, выстроенную при Филиппе Августе. Снос Громадной башни знаменовал собой начало грандиозной переделки Лувра, которая длилась впредь до царствования Людовика XIV. Так заканчилась история средневекового готического замка Лувр и началась история palais du Louvre — королевского дворца ренесанса.

Возможно только восхищаться мастерством архитектора Пьера Леско, взявшегося всецело перестроить то, что осталось от средневекового замка, в соответствии с новыми изюминками придворного быта и художественного вкуса. Совместно со скульптором Жаном Гужоном Леско создал уникальный проект, в котором место донжона занимал величественный дворец в форме каре, фасады которого были украшены декоративной скульптурой. Фасад, созданный Леско и Гужоном, — отличный пример зрелой архитектуры Ренессанса, равного которому нет во всей Франции.

При Генрихе II Пьер Леско продолжал строительство Луврского дворца, на первом этаже которого показался Зал кариатид — сейчас самый ветхий зал в Лувре, стенки которого не забывают многие события, а также свадьбу Марии Стюарт и премьеру одной из первых пьес Мольера. В первой половине 50-ых годов XVI века было снесено южное крыло и юго-западная башня крепости, на их месте возвели новое крыло с королевским павильоном на первом этаже.

Громадная галерея

Во второй половине XVI века Лувр воображал собой необычное сочетание новых построек и ветхих разрушающихся частей. Екатерина Медичи, вдова Генриха II, возмущенная царящим тут дискомфортом, "настойчиво попросила" перестроить дворец. И как раз исходя из этого в первой половине 60-ых годов XVI века показался замысел строительства нового дворца Тюильри западнее Лувра, созданный архитектором Филибером Делормом.

Екатерина Медичи планировала соединить Лувр и Тюильри галереей, аналогичной галерее Уффици, ведущей ко дворцу Питти во Флоренции. Громадная галерея была выстроена между 1595 и 1610 годом и протянулась на протяжении Сены на 442 метра.

Часовая башня

Расширение Лувра шло непрерывно впредь до правления Людовика XIII, при котором была выстроена большинство дворцового ансамбля. Работы по возведению дворца продолжились и в семнадцатом веке. В первой половине 20-ых годов семнадцатого века по проекту архитектора Ж. Лемерсье было удлинено западное крыло palais du Louvre, на оси которого выросла Часовая башня (сейчас именуемая «павильон Сюлли») в стиле барокко, которую венчает купол со срезанной вершиной.

В первой половине 60-ых годов XVII века архитектором Луи Лево были возведены восточное и южное крылья дворца, замкнувшие огромный квадратный двор Лувра.

Колоннада Лувра

В 1667-1668 годах в дополнение к главным частям дворца, возведенным Леско и Лемерсье, по проекту Клода Перро (брата известного сказочника Шарля Перро), был выстроен восточный фасад в стиле зрелого французского классицизма с колоннадой коринфского ордера, растянувшийся на 173 метра. Сдвоенная колоннада с учащенным ритмическим размещением колонн высотой в два этажа строения воспринимается как знак порядка и незыблемости власти. С того времени восточный фасад palais du Louvre является образцом при создании многих государственных учреждений и правительственных резиденций в мире.

Финиш дворцовой истории

Строительство Лувра длилось до 1672 года, пока не началось возведение Версаля. А в первой половине 80-ых годов XVII века Людовик XIV и вовсе покинул Луврский дворец, совсем перебравшись в новую резиденцию. Огромное строение с недоделанной кровлей осталось открытым всем ветрам практически целое столетие.

Его первый этаж был дан в распоряжение Королевской академии скульптуры и живописи, где она размещалась до 1792 года.

Лувр делается музеем

Во второй половине 50-ых годов восемнадцатого века по приказу Людовика XV в Лувре снова начались строительные работы. Совсем была уложена кровля в северной, южной и восточного крыла строения, начался снос строений у подножия колоннады, дабы усилить ее монументальность. Король продолжительные месяцы +строил идею перевоплотить Лувр в музей, но воплотили ее французские революционеры.

В первой половине 90-ых годов XVIII века Лувр приобрел статус музея изобразительного исскуства, и 10 августа 1793 года он открыл собственные двери для первых визитёров.

Преобразования Наполеона

Следующие большие преобразования дворцового комплекса связаны с именем Наполеона, для которого Лувр, в первую очередь, был фантастической агитационной машиной: в нем возможно было выставлять ослепительные шедевры, собранные в качестве трофеев со всей Европы. Для украшения комнат нового музея, интерьеров отделки и завершения фасадов, восстановления галереи между Лувром и двумя сохранившимися залами Тюильри в 1809 году Наполеон пригласил архитекторов, трудящихся в стиле неоклассицизма — Пьера-Франсуа-Леонара Фонтейна и его ассистента Ш. Персье.

На осуществление этого грандиозного замысла Фонтейну пригодилось 44 года. Лишь в последние пять лет — с 1852 по 1857 год — на реконструкцию Лувра и Тюильри было истрачено более двух с половиной миллионов франков.

Вечная юность древних стен

Современные страницы в архитектурную историю Лувра вписал французкий президент Франсуа Миттеран, запустивший проект «Громадной Лувр». Генплан современных преобразований дворца был представлен архитектором — американцем китайского происхождения — И.М. Пэй.

30 марта 1989 года мир был удивлен неожиданным архитектурным сооружением из стали и стекла, выросшим в центре Двора Наполеона. Пирамида шириной 35.42 метра и высотой 21.64 метра венчает основной вход в подземный комплекс и музей с конторами, магазинами, складскими помещениями, стоянками и кафе, выстроенный под центральным двором Лувра. Грандиозная переделка ожидала крыло Ришелье, которое во второй половине 80-ых годов XX века покинуло Минфин, занимавшее это дворцовое помещение с 1871 года.

В ноябре 1993 года в дни празднования двухсотлетия музея всецело обновленное крыло Ришелье было открыто. Неспециализированный бюджет работ по замыслу «Громадной Лувр» превысил один миллиард евро.

Стоит признать, что современная страница в архитектурной антологии Лувра — очень уникальна и неожиданна. Но, Луврский дворец, много повидавший за собственную практически тысячелетнюю историю, от этого лишь победил: в 2002 году его посещаемость удвоилась. Соответственно, новые эры в обязательном порядке привнесут в его архитектуру собственный колорит.

Татьяна Быкова

Лувр. Самый узнаваемый музей мира


Темы которые будут Вам интересны: