Мини-лебедка
По окончании 1990-х годов наплыв всевозможных, ранее дефицитных, товаров на прилавки магазинов отнюдь не остудил энтузиазм и фантазию русских самодельщиков. Подтверждение тому клуб Русский мастеровой, созданный в 1992 г. в Челябинске и объединивший инициативных и творческих умельцев. За прошедшие годы клубом накоплен большой опыт по созданию уникальных бытовых устройств и оформлению техдокументации на их изготовление.
Многие самодельщики, привычные с творчеством Русского мастерового, с наслаждением применяют его разработки; отзывысамые благоприятные. Изюминка клубных конструкцийв большом применении в изделиях готовых, по возможности недорогих узлов и деталей.
При включении авторской фантазии соединение в одно целое, казалось бы, простых вещей дает иногда очень неожиданный и нужный эффект. К примеру, корпус ветхого аккумулятора может стать базой для электролизного сварочного аппарата, а на базе медицинского ингалятора сметливые мастеровые изготовят устройство для очистки автомобильных свечей и форсунок и т.д.
Имеется в арсенале Русского мастерового конструкции, составляющие особенную гордость клуба (часть из них запатентована): электронная коптильня, устройство для промывки совокупностей впрыска машин, лопата-плуг, целая гамма сварочных аппаратов: от микроплазменного и электролизного производительностью 1000 л/час до полуавтомата и аппарата контактной сварки. Хочется выделить, что созданные в клубе конструкции технологичны, выполнены из дешёвых материалов, их изготовление в полной мере по силам самодеятельному мастеру и, что крайне важно, по затратам они на порядок ниже промышленных аналогов.
Автором большинства разработок есть Сергей Игоревич Молотков (недаром он носит почетное звание шеф-конструктор клуба Русский мастеровой), изготовивший собственную первую самоделку (демонстрационный компас) еще в 1-м классе.
С расскаца о миниатюрной лебедке мы начинаем серию статей о разработках клуба.
В приусадебном либо дачном хозяйстве компактная ручная лебедка грузоподъемностью до тонны постоянно найдёт использование: загрузить-разгрузить тяжести, подправить покосившиеся столбы ограды, вытянуть застрявший автомобиль и т.п. Ну а вдруг затеваешь строительные работы, то тут уж без лебедки просто не обойтись. Такую лебедку возможно, само собой разумеется, и в магазине купить, но из-за чего бы не сделать самому, тем более, в случае если это совсем несложно?
Вашему вниманию предлагается миниатюрная лебедка (МЛ), воздействие которой основано на принципе ворота и рычага. Последний складывается из корпуса, щеки и перемычек. В качестве рычага подойдет автомобильная монтажная лопатка, удлиненная.
Корпус МЛ изготавливается из швеллера № 5. В вертикальной стенке сверлятся отверстия диаметром 13,2 мм под трубчатые перемычки, а в полках выфрезеровываются пазы для установки рычага (в случае если нет возможности осуществить фрезерование, пазы возможно сделать сверлением последовательности отверстий с последующей обработкой напильником). Для обеспечения нужной жесткости корпуса по краям швеллера со стороны, противоположной стенке, привариваются планки из металлической полосы 20×3 мм.
Щека представляет собой металлическую прямоугольную пластину толщиной 3 мм с двумя отверстиями, такими же, как в корпусе.
При сборке лебедки сперва перемычки вставляются в щеки и отверстия корпуса и прихватываются сваркой, снабжая при зтом их взаимно перпендикулярное размещение. После этого производится окончательная сварка со стороны фасок. Планки привариваются в последнюю очередь.
Сварочные швы зачищаются, и лебедка окрашивается нитрокраской в два слоя (в случае если имеется возможность, вместо лакокрасочного лучше применить гальваническое покрытие, к примеру, цинкование либо фосфатирование).
Принцип работы МЛ проиллюстрирован на рис. 2. Между двумя перемычками вводится капроновая лента, к примеру, автомобильный буксирный трос (ширина 45 мм толщина 3 мм). Один финиш ленты закрепляется на перемещаемом грузе, к примеру, автомобиле; второйвнатяг крепится к твёрдой неподвижной опоре.
В пазы корпуса вставляется рычаг, которым производится вращение корпуса, лента наматывается на перемычки, и в следствии груз перемещается по направлению к опоре.
Большое расстояние, на которое возможно переместить груз за один прием, лимитируется двумя факторами. Во-первых, это сила тяги Т ленты. При Т = 600 кг (этого достаточно, к примеру, для вытягивания застрявшего в грязи либо снегу автомобиля) и длине рычага Lр = 750 мм (громадная протяженность формирует неудобство в работе) на его финише нужно приложить упрочнение Р около 35 кг при первом обороте лебедки.
С каждым последующим плечо действия силы Т будет возрастать на 12 мм, и на 9 кг потребуется повышение упрочнения Р на рычаге. Так, человек со средними физическими данными за один цикл сможет провернуть лебедку, вероятнее, не более двух раз. Наряду с этим груз будет перемещен примерно на 0,5 м.
Рис. 1. Мини-лебедка с ручным приводом:
1корпус (сталь, швеллер № 5, L90); 2щека (сталь, лист sЗ); 3перемычка (сталь, труба 13×2,5, L60,2 шт.); 4планка (сталь, полоса 20×3, L68, 2 шт.); 5лента (капрон 45×3, L10 000)
Рис. 2. Схема работы лебедки:
1груз; 2лента; 3корпус лебедки; 4 перемычка; 5рычаг; 6опора;
аместо размещения лебедки между неподвижной опорой и грузом; бначало работы; вукладка слоев ленты по окончании второго оборота лебедки
Второй ограничительный фактор содержится в том, что намотанная на перемычку лента обязана пребывать в пределах хотя бы одного стенки корпуса и габарита щеки лебедки. В другом случае может случиться возникновение и соскальзывание ленты аварийной обстановке. При толщине ленты 3 мм и принятых в данной конструкции размерах лебедки на перемычки возможно намотать восемь слоев тяги и переместить груз на 1,7 м.
При установке лебедки между грузом и опорой нужно, дабы МЛ пребывала к ним не ближе 1./2половины расстояния, на которое перемещается груз за один прием.
Для фиксации перемещаемого предохранения и груза лебедки от самопроизвольного раскручивания на ленту надевается железное кольцо внутренним диаметром 6070 мм (возможно сварить из 8-мм металлического прутка). В то время, когда нужно застопорить груз, оно надвигается на рычаг лебедки.
При работе с МЛ нужно выполнять все меры безопасности, предусмотренные при работах с грузоподъемными механизмами.
С.Молотков, (г. Ч е л я б и и с к, клуб Русский мастеровой)
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad", { ad_format: "direct", type: "adaptive", border_type: "block", limit: 2, border_radius: true, links_underline: true, site_bg_color: "FFFFFF", border_color: "FFFFFF", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", sitelinks_color: "000000", favicon: true, no_sitelinks: false, height: 100, width: 727 }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
Ручная мини лебедка слесаря.