Стрит-ретейл для пешеходов: как благоустройство москвы отразилось на уличной торговле

Реконструкция главных столичных улиц никак не оказала влияние на привлекательность жилья, но создала неприятности для коммерческой недвижимости формата стрит-ретейл

Стрит-ретейл для пешеходов: как благоустройство москвы отразилось на уличной торговле

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Поток пешеходов на главных улицах Москвы на протяжении их реконструкции понижается в среднем на 30%, подсчитали в интернациональной консалтинговой компании Colliers International. Понижение пешеходного трафика, как следствие, увеличивает количество пустующих торговых площадей в Центре столицы, поведала начальник департамента стрит-ретейла по России Colliers International Екатерина Подлесных.

Специалист привела пример: в случае если до начала массового благоустройства часть пустующих магазинов в центре Москвы составляла 3–4%, то в 2014 году она выросла до 8%, а в прошедшем сезоне — до 11%. Частично на это повлиял и начавшийся в 2014-м финансовый кризис, но большее влияние, по оценке Подлесных, оказали ремонтные работы в зоне главных торговых улиц.

Программа по благоустройству публичных пространств Москвы «Моя улица» была запущена в 2015 году и вычислена до 2018-го. За это время в столице планируется реконструировать около 4 тыс. улиц, на что предполагается израсходовать более чем 125 млрд руб. В 2015 году по программе благоустройства столицы «Моя улица» в Москве реконструировали 47 улиц, а также большие торговые коридоры — Пятницкую, Мясницкую, Большую Ордынку и ряд других.

В 2013–2014 годах новый вид взяли Никольская, Громадная Дмитровка, Кузнецкий Мост. Наряду с этим на каждой из улиц трансформации для бизнеса отразились по-различному. «По окончании реконструкции последовательности улиц изменился состав арендаторов. Так, с Никольской улицы за последний год съехало пара fashion-арендаторов, что увеличило долю свободных площадей с 13% до 20%.

Одновременно с этим на Кузнецком Мосту, пережившем реконструкцию одним из первых, последние полтора года часть свободных площадей не превышает 2%, а состав арендаторов практически не изменяется», — говорит Екатерина Подлесных.

Процесс благоустройства в Москве стал причиной сужению пешеходной части улиц и значительному сокращению парковочных мест, как следствие, добраться до расположенных в том месте магазинов стало тяжелее. Больше всего от этого пострадали магазины одежды, аксессуаров и обуви, чьи клиенты переориентировались на большие торговые комплексы, утверждает Екатерина Подлесных.

Сокращение парковочных мест, уменьшение доступности той либо другой части улицы для автомобильного транспорта самое громадное негативное влияние оказывают на fashion-сегмент, считает Екатерина Подлесных. В следствии последовательность пешеходных улиц начал привлекать в основном заведения общепита, причем как сетевых, так и личных. Согласно данным консалтинговой компании JLL, в течение последних трех месяцев 2016 года 35% всех запросов на аренду помещений пришлось на кафе и рестораны, 18% — на сети одежды, аксессуаров и обуви, 14% — на гастрономы .

В текущем году мэрия и горсовет Москвы собираются благоустроить еще 59 улиц, Новый Арбат, Громадную Якиманку, Таганскую, и часть Бульварного и Садового кольца. В середине августа обязана завершиться реконструкция Тверской. В следствии на основной столичной магистрали покажутся липовая аллея, скамьи, остановки стоянки и общественного транспорта такси. «Это хорошие трансформации, не смотря на то, что и недостаточные.

Основной интригой было сокращение полос, каковые все-таки решили не трогать, ограничившись их сужением. Это значит, что автомобильный трафик на улице не уменьшится. С позиций возможностей коммерческой недвижимости реконструкция может дать противоречивые результаты. Для ресторанного бизнеса сохранится неприятность низкого отсутствия возможности и пешеходного трафика оборудовать летние площадки в зоне тротуаров.

А вот для магазинов обстановка может улучшиться, в случае если покажутся парковочные места, о которых заявил глава горадминистрации Собянин», — прогнозирует управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая.

Другую точку зрения на благоустройство приводит начальник отдела изучений столичного офиса брокерской компании Cushman&Wakefield Денис Соколов. Неприятность для стрит-ретейла, он утвержает, что содержится в том, что любая инициатива по реконструкции либо благоустройству улиц нарушает сложившиеся баланс. «С позиций рынка недвижимости торговые помещения на основных торговых улицах постоянно рассматриваются как наименее рискованный актив, поскольку в большинстве столиц они остаются неизменными много лет и наименее подвержены сиюминутной конъюнктуре.

В Москве обстановка обратная, каждые пара лет всецело изменяется не только вид улиц, но и ее устройство. На то, дабы жители привыкли к новому виду, уходят годы, и не меньше времени необходимо на то, дабы торговцы осознали, что за люди сейчас ходят по данной конкретной улице, и открыли соответствующие магазины. на данный момент же стрит-ретейл на реконструируемой улице легко физически не имеет достаточно времени на адаптацию», — говорит Денис Соколов.

Итоги комплексного благоустройства Москвы до тех пор пока рано подводить, но переоценивать его роль в муниципальный экономике не следует, считает начальник услуг города и столичного департамента торговли Алексей Немерюк. «Сегмент стрит-ретейла начал более либо менее выравниваться, часть площадей в историческом центре города, каковые пустовали в прошедшем сезоне, сейчас нашли арендаторов. На это оказало влияние не только и, возможно, не столько благоустройство главных торговых улиц, сколько относительная стабилизация курса рубля», — поведал Немерюк обозревателю «РБК-Недвижимости».

По словам начальника столичного департамента торговли, общепит — основной муниципальный индикатор состояния экономики. «Кафе и ресторанов в Москве делается больше — мы фиксируем их прирост ежемесячно с конца прошлого года. В основном они появляются как раз в тех районах, где прошло благоустройство и выросли пешеходные потоки», — отметил Алексей Немерюк.

Цена аренды магазинов на таких улицах, как Арбат и Тверская, на данный момент образовывает около 60–220 тыс. руб. за 1 кв. м — это в пять раз меньше, чем в 2011 году, информировали ранее аналитики интернациональной консалтинговой компанией Knight Frank. Наряду с этим самые высокие ставки зафиксированы в Столешниковом переулке — 150–220 тыс. руб. за 1 кв. м. Арендные ставки в реконструируемых территориях смогут вырасти до 5%, но лишь в случае если в том месте удастся сохранить довольно высокую транспортную доступность, додаёт Екатерина Подлесных. Наряду с этим самыми уязвимыми остаются магистрали, каковые отличаются интенсивным потоком автомобилей и пешеходов — к примеру, Тверская улица, и Страстной и Тверской проспекты.

Рынок жилья никак не отреагировал на масштабное благоустройство Москвы — цену на жилье тут формируют респектабельное расположение и качественный жилой фонд. «До тех пор пока реконструкция коснулась лишь главных улиц города, где цены на жилье в далеком прошлом сложились. Оказать влияние на них не в состоянии ни развитие пешеходных территорий, ни создание велодорожек либо открытие новых кафе.

Кроме того долгие неудобства, которые связаны с ограничениями для автолюбителей, не вынудили арендаторов, а тем более обладателей для того чтобы жилья поменять прописку», — говорит начальник компании «ИРН-Консалтинг» Татьяна Калюжнова. Но в неблагополучных спальных районах и бывших промзонах комплексное благоустройство территории имело возможность бы увеличить цену на жилую недвижимость минимум на 3–5%, прогнозирует специалист.

Ольга Мамаева

Показалось видео наезда таксиста на пешеходов в Москве — Российская Федерация 24


Темы которые будут Вам интересны: