Триумфальная арка в париже: врата, соединяющие эпохи

Триумфальная арка в париже: врата, соединяющие эпохи

Триумфальная арка на площади Шарля де Голля, обращенная фасадом к Елисейским полям, — такой же хрестоматийный знак Парижа, как и Эйфелева башня. Это величественное сооружение есть стержнем Триумфального пути — исторической оси от Триумфальной арки на площади Карусель в Лувре до Громадной арки — творения современных архитекторов в парижском квартале Дефанс.

Проектирование монумента славы французской армии

В 1806 году Наполеон решил увековечить славу французского оружия по окончании победы в сражении при Аустерлице. На его рассмотрение были представлены различные варианты монументов. Наполеон склонялся к экстравагантной идее поставить каменную арку в виде огромного слона, в которой должен был разместиться музей французской армии.

Но, под влиянием придворных архитекторов, он остановил собственный выбор на древнем варианте монументального сооружения в честь военных побед. Архитекторы Жан-Франсуа Шальгрен и его брат Жан-Арно Раймон забрали за базу неоклассической версии будущего монумента известную арку Тита в Риме — с единым арочным пролетом и поддерживающими колоннами по бокам.

Дабы выделить величие побед Наполеона, они решили превзойти прототип размерами: высота парижского арки — 50 метров, ширина — 45 метров, свод главного пролета образовывает 29,19 метров в высоту и 14,62 метра в ширину, а маленький свод шириной 8,44 метра устремляется ввысь на 18,68 метра. При работе над проектом между братьями разгорелась настоящая неприязнь: Раймон настаивал на украшении будущей арки пилястрами и колоннами, но Шальгрен воображал внешний вид сооружения в противном случае. В итоге Раймон был должен покинуть проект.

Строительство Триумфальной арки

Триумфальную арку было решено строить за муниципальный чертой — на бугре Шайо, к которому примыкала площадь диаметром 120 метров, взявшая в первой половине 50-ых годов XIX века собственный сегодняшний «звездообразный» вид благодаря расходящимся от нее лучами двенадцати улицам. 15 августа 1806 года, в сутки рождения Наполеона Бонапарта, состоялась закладка первого камня в фундамент будущей Триумфальной арки.

Никто и не догадывался, что строительство фундамента растянется на целых два года: грунт на бугре Шайо был через чур мягким, дабы установить на нем столь массивное сооружение. Под фундамент было нужно копать котлован на глубину 8 метров. В 1810 году будущая Триумфальная арка из камня, привозимого с карьеров Шато-Ландона в Иль-де-Франсе, возвышалась над почвой всего на метр.

Но, парижане однако заметили полномасштабную модель арки из холстов и досок: такая декорация была сооружена специально для проезда новоиспечённой кортежа императрицы и свадебного Наполеона Марии-Луизы. В январе 1811 года Шальгрен неожиданно погиб, через 8 дней скончался его брат Раймон, а после этого последовала отречение военных Наполеона и череда поражений. До завершения строительства арки в то время не хватило всего 5 метров.

Только в первой половине 30-ых годов XIX века «король-гражданин» Луи-Филипп решил закончить возведение арки, положив в него новую идею — увековечение памяти всех французов, принимавших участие в войнах начиная с 1792 года. Строительство продолжили архитекторы Густ и Гюйо. 29 июля 1836 года монумент, на сооружение которого потребовалось три десятилетия и более десяти миллионов франков, был празднично открыт.

В честь этого события Луи-Филипп устроил банкет на 300 гостей.

Триумфальная арка как произведение искусства

Грандиозное неоклассическое сооружение с элементами романтизма украшено рельефными композициями, созданными лучшими отвлечёнными скульпторами Франции — Жан-Пьером Корто, Атуаном Этексом, Франсуа Рюдом, Жан-Жаком Прадье, Филиппом Оноре Лемером. Восточный фасад пятиметрового фриза украшают рельефные изображения французской армии, начавшей поход, на западном фасаде создана скульптурная картина ее возвращения.

На аттике размещены 30 щитков, на которых выгравированы заглавия значимых сражений французской армии на территории Африки и Европы. Своды малых арок хранят имена 558 офицеров времен Наполеона.

Пилоны арки украшают барельефы высотой 12 метров: на улице Великой Армии обращены группы скульптур Этекса «Сопротивление и» Апофеоз «мира нашествию», со стороны Елисейских полей — композиции «Апофеоз Наполеона» работы Корто и «Марсельеза», либо «Отступление добровольцев в первой половине 90-ых годов восемнадцатого века» работы Рюда — самая узнаваемая композиция, полная экспрессии и динамизма. Группу скульптур охваченных единым порывом солдат, выступающих в поход, управляет крылатая богиня, воспринятая французами как аллегорический знак революции, свободы и победы.

Арка окружена ста гранитными тумбами, символизирующими «сто дней» наполеоновского правления. Тумбы соединены между собой чугунными цепями.

Могила малоизвестного воина

28 января 1921 года под Триумфальной аркой был празднично захоронен малоизвестный французский воин, погибший в Первую мировую. В память о всех французах, пропавших без вести на полях сражений, над могилой горит Вечный пламя. Французы первыми в Европе возродили древнеримскую традицию зажжения вечного огня и придали ей новое значение: прежде священный пламя горел только в храме богини Весты и был погашен в конце IV века.

Музей истории Триумфальной арки

В арки разместилась музейная экспозиция, посвященная истории монумента. В феврале 2008 года стараниями архитектора Кристофа Жиро и живописца Мориса Бенаюна музей был изменен: концепция выставки, созданной в тридцатые годы, осталась прошлой, но сила ее действия на визитёров возросла благодаря возможности применения мультимедийных презентаций. На крышу арки, с которой раскрывается прекрасная панорама столицы Франции, ведут 46 ступеней.

Работы по реставрации

К сожалению, копоть автомобилей и городская пыль не лучшим образом сказываются на внешнем виде Триумфальной арки. В первый раз она подверглась очистке в 1965-1966 годах. Последний раз работы по реставрации на монументе архитектуры XIX столетия проводились в 2003 году, на них было затрачено 2 миллиона 235 тысяч евро.

В первой половине 80-ых годов XX века мастера КНДР, увлеченные прославлением собственного вождя Ким Ир Сена, забрали у парижской Триумфальной арки звание самого громадного в мире сооружения данного типа. Их триумфальная арка была больше. Но славу самой известной Триумфальной арки в мире у монумента на площади Шарля де Голля уже никто не в силах забрать.

Быкова Татьяна

Триумфальная Арка


Темы которые будут Вам интересны: