Ватиканский дворец: не только духовное сокровище
Ватикан по праву занимает одно из почётнейших мест во всемирной сокровищнице культурных и архитектурных достопримечательностей, наименование этого города-страны постоянно произносят с восхищением и уважением, независимо от религиозных взоров. Но значительно чаще это понятие, «Ватикан», носит некоторый расплывчатый темперамент, о нём говорят как о чём-то точно красивом, но достаточно абстрактном. В случае если постараться сказать о конкретных архитектурных объектах Ватикана, то в первую очередь необходимо отыскать в памяти о Ватиканском дворце, резиденции Папы.
Главное слово — «преемственность»
Ватиканский дворец это скорее туристическое наименование дворцового комплекса, официально именуемого Апостольским дворцом — так как глава Католической церкви, Папа, считается преемником апостола Петра. С исторической точки зрения начало собственной истории Ватиканский дворец берёт в VI столетии, в то время, когда тут была выстроена первая резиденция римского епископа, которым и есть Отец. Но особенный темперамент для Католической церкви Ватиканский бугор (дворец расположен на одном из семи известных римских холмов, что и дал наименование всему религиозному городу-стране) приобрёл двумя столетиями ранее, в то время, когда в четвертом веке император Константин основал тут церковь Святого Петра, около которой были сооружены маленькие покои, в которых римский епископ останавливался, в то время, когда совершал торжественные богослужения как раз в этом храме.
История Ватиканского дворца в качестве папской резиденции непостоянна и характеризуется чередованием разных по длительности периодов, в то время, когда дворец то пустовал, то был центром религиозной и политике не только Италии и Рима, но и всей Западной Европы. Первая по-настоящему масштабная резиденция, больше похожая на крепость (времена были неспокойные, Раннее Средневековье), тут была сооружена в девятом веке, но вплоть до конца XIV столетия одна употреблялась достаточно редко – сперва папы предпочитали Латеранский дворец, а после этого и вовсе были вынуждены перебраться во французский Авиньон.
Главные постройки на Ватиканском бугре, дошедшие до нас, начали сооружаться в пятнадцатом веке, при затеявшем масштабное строительство папе Николае V, а завершили в общем формирование архитектурного ансамбля Апостольского дворца папы Юлий II и Лев X. Наряду с этим прошлые сооружения редко разрушались, а только реставрировались и встраивались в расширяющийся ансамбль строений. Исходя из этого Папский дворец представляет собой необычное смешение архитектурных стилей, где возможно заметить элементы раннесредневекового замкового зодчества, искусства Ренессанса и определённые черты более поздних культурных эр. Всевозможные возведение и реставрационные работы малых дополнительных сооружений длилось тут до конца позапрошлого века.
Великолепие интерьера и фасада
В конечном итоге Апостольский дворец назван «дворцом» для удобства восприятия. В действительности это целый комплекс хитроумно связанных между собой разными инженерными ухищрениями и архитектурными сооружениями дворцов, покоев, храмов, библиотек и без того потом. В общем итоге Ватиканский дворец представляет собой приблизительно двадцать дворцов, каковые включают в себе около 1200 комнат.
Главными по статусу считаются помещения, относящиеся к личным апартаментам Папы: три зала для аудиенций (Климентинский зал, Зал консисторий, Большой и Небольшой тронные залы), и помещения на третьем этаже (индивидуальные покои, кабинет, зала и папская библиотека для личных аудиенций). Раздельно стоит упомянуть папскую Пинакотеку, которая на данный момент делает в основном административные функции: тут расположено управление делами Ватикана, архив, ведомства, важные за реставрацию огромного культурного наследия.
Помимо этого, всецело под Музей Пия-Климента, в котором сохраняются бесценные произведения древнего мастерства, дан Бельведерский дворец. Так, по планировке Ватиканский дворец представляет собой неверный четырёхугольник, восточный и западный фасады которого представлены протяжёнными галереями, выстроенными для соединения Бельведерского дворца с главным дворцовым комплексом.
Но никак не меньше, если не более, Ватиканский дворец известен собственными сказочными собраниями произведений искусства. В которых наровне с древними произведениями обширно представлены шедевры ренесанса. Так, часть галереи Браманте и галерею Браччио-Нуово даны под Музей Кьярамонти, что включает в себя: музей светских предметов, музей священных предметов, кабинет папирусов, нумизматический кабинет, зала византийских живописцев и без того потом.
Но самые громкие имена, которые связаны с художественным оформлением Апостольского дворца, это, само собой разумеется. Гении ренесанса, Микеланджело и Рафаэль. Микеланджело прославился художественным оформлением известных Сикстинской и Паулинской капелл (первая известна монументальной фреской «Страшный Суд», вторая – композициями «Обращение Савла» и «Распятие Святого Петра»).
Рафаэль «важен» за роспись личных покоев папы Юлия II, что покрыл три внушительных по размеру помещения (станцы) прекрасными многофигурными (более 60 фигур) фресками, каковые стали одним из эталонов европейского изобразительного мастерства.
Александр Бабицкий
Библейские секреты. Тайна храма Соломона