Александровский дворец: последняя резиденция российских императоров

Александровский дворец: последняя резиденция российских императоров

Александровский дворец был выстроен в Царском Селе для князя Александра Павловича (будущего императора Александра I), и являлся подарком его бабки, Екатерины II, по случаю бракосочетания князя с великой княжной Елизаветой Алексеевной.

Строили Александровский дворец знаменитости: архитектурный проект был создан известным итальянским архитектором Д.Кваренги, работы производились под наблюдением мастера П. В. Неелова. В перестройке интерьеров и последующей отделке принимали участие узнаваемые архитекторы Л. Руска, К. Макер, С. Черфолио, А. А. Тон, В. П. Стасов, Д. Е. Ефимов, А. И. Штакеншнейдер, А. Ф. Видов, С. А. Данини, Р. Ф. Мельцер.

Екатерина II отдавала предпочтение внуку перед сыном – это не секрет, и входила во все его постройки устройства и тонкости дворца. Так 22 мая 1796 года она приказывала: «В почивальне прибавить места на четверть для кровати; в фонарике в бане вынуть из купола стёкла; у обоих спусков ступеням не быть; решётки и цветного садика прибавить и в осеннюю пору засадить; в уборной засунуть зеркало в трюмо; на колоннаде устроить решётку; для Шуваловой сделать особенную лестницу в садик; выполнять все приказания правителя князя Александра Павловича и вести всему особенный счёт, чтобы по окончании ассигновать на все таковые работы потребную сумму». 12 июня 1796 года князь Александр Павлович с супругой въехали в новый дворец (кстати, он тогда так и именовался – Новый Царскосельский дворец).

Стараниями императрицы, мастеров и архитекторов интерьеров было сооружено вытянутое в длину двухэтажное строение с двойными флигелями по сторонам. Прекрасная двойная сквозная колоннада коринфского ордера находится в центре главного северного фасада. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад строения решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом.

Оказалось строгое и величественное строение, создающее парадное чувство и изумительно совершенно верно «вписанное» в окружающий пейзаж. В противоположность хорошей простоте внешнего вида, внутренние помещения имели пышное убранство. Проект интерьеров, созданный Кваренги, предполагал огромные окна, каковые практически соединяли внутренние помещения дворца с окружающим парком.

Данный дворец был любим всеми императорами. Николай I обожал посещать в Александровском дворце в узком домашнем кругу, правое крыло дворца являлось великокняжеской резиденцией князя Александра Александровича (внука Николая I, будущего императора Александра III). Император Николай II появился в Царском селе, в Александровском дворце, и сделал его собственной постоянной резиденцией по окончании революции 1905 года.

Александровский дворец в начале ХХ века замечал наиболее значимые события русской национальной деятельности. Во дворце происходили приемы иностранных деятелей и послов, праздновалось трехсотлетие Дома Романовых, двухсотлетие Царского Села. В нем прошли 22 года царствования последнего российского императора.

Из Александровского дворца императорская семья была послана в ссылку в Тобольск утром 1 августа 1917 года.

23 июня 1918 года Александровский дворец был открыт для свободного визита публикой, как музей (очаровательно обрисована сцена экскурсии у Маяковского, в «Клопе», особенно чудно, в то время, когда детям демонстрируется корона, а они пожимают плечами – «кепка эргономичнее»). Экспозиция музея включала в себя исторические интерьеры на первом этаже центральной части и в левом флигеле дворца с коллекциями предметов и произведений искусства семьи Романовых, сформировавшимися в течении ста с лишним лет.

После этого в правом крыле уютно расположился дом отдыха сотрудников НКВД, а в левом — детский дом им. Юных Коммунаров на месте закрытых помещений детей Николая II, на втором этаже левого крыла строения.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века, в то время, когда вторая мировая война докатилась и до России, из помещения музея Александровского дворца были эвакуированы все ценности – люстры и ковры, мраморные изделия и мебель, часть и фарфор книг. В то время, когда г. Пушкин был захвачен германской армией, в Александровском дворце расположился германский штаб и гестапо, в подвалах – колония, а площадь перед дворцом перевоплотили в кладбище для эсэсовских воинов.

По окончании окончания войны дворец законсервировали, а в июне 1946 года он был передан Академии наук СССР для хранения коллекций Университета русской литературы (Пушкинского дома) и размещения экспозиции Всесоюзного музея А.С. Пушкина. После этого последовала не через чур успешная реставрация, из-за которой были стёрты с лица земли сохранившиеся элементы отделки Кленовой и Палисандровой гостиных императрицы Александры Уборной и Федоровны Николая II.

В первой половине 50-ых годов XX века Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а коллекции музея – в Екатерининский и Павловский дворцы-музеи (среди них пребывали и предметы, намерено созданные для интерьеров Александровского дворца).

Только в августе 1997 года при активном содействии музея-заповедника «Царское Село» и военной организации, расположенной в строении дворца, по окончании проведения косметического ремонта в левом флигеле, в личных апартаментах императора Николая II и императрицы Александры Федоровны открылась экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце». В частично сохранившихся исторических и несохранившихся интерьерах (выставочных помещениях) сейчас представлены предметы убранства, индивидуальные вещи императора, его жены, их дочерей — Ольги, Татьяны, Марии, сына и Анастасии – царевича Алексея.

София ВАРГАН

Царское Село — официальная летняя резиденция императоров России


Темы которые будут Вам интересны: