Арт-квартал: берлинский опыт по созданию культурного кластера

Обозреватель "РБК-Недвижимости" побывал в Германии и сравнил берлинский опыт создания арткластеров на месте ветхих промзон с столичным.

Арт-квартал: берлинский опыт по созданию культурного кластера

Фото: ©Patricia Parinejad

Берлинский район Pfefferberg, в котором открылась первая столичная выставка "New Moscow — Новая Москва", — это территория бывшей пивоварни. Собственный наименование она взяла благодаря основателю Йозефу Пфеферу (Josef Pfeffer), что открыл ее за территорией города в 20-х гг. XIX в. Рядом с данной территорией пребывали и другие пивоварни, но на данный момент по большей части на всех этих площадках находятся культурные учреждения, поведал сотрудник Фонда российского архитектора Сергея Чобана, выстроившего Музей архитектурного рисунка на данной исторической территории, Максим Шульц.

Он поведал, что пивоварня Пфефера просуществовала практически 100 лет до 1919 г., затем на территории открылась фабрика и хлебопекарня по производству шоколада, после этого типография, гаражи и склады, была расположена приемная бургомистра. В ГДР в 80-е гг. показалась мысль разместить тут культурные учреждения, утверждена она была уже по окончании воссоединения Германии в 90-х гг.

Берлинский район Pfefferberg

на данный момент эта территория в собственности Фонду Pfefferberg, находится фактически рядом с центральной частью Берлина и относится к району Панков (Pankow). Тут находится арт-квартал, в котором расположен другой театр, галереи, к примеру, известная галерея Aedes, где выставляют художники работы и свои архитекторы, а в прошедшем сезоне открылся Музей архитектурного рисунка российского архитектора Сергея Чобана, сказал Максим Шульц.

Квартал не занимает огромное пространство и в отличие от вторых аналогов арт-кластеров, где вложения окупаются за счет строительства респектабельного жилья, в этом месте драйвером помогает приток людей и профессионалов, интересующихся культурой, что и покрывает затраты на аренду помещений.

Музей архитектурного рисунка

Музей архитектурного рисунка был выстроен фондом российского архитектора Сергея Чобана и открыт 1 июня 2013г. на территории бывшей пивоварни, а сейчас площадке, принадлежащей фонду Pfefferberg. Архитекторы проекта — Сергей Чобан, Сергей Кузнецов (на данный момент основной архитектор Москвы). Площадь комплекса образовывает 498 кв. м, в строении пять надземных этажей и один подземный для технических помещений.

Строение выполнено из декоративного бетона. Плиты выливали на месте строительства музея, в опалубку была вмонтированы матрицы, каковые разрешили воспроизвести три рисунка ветхих мастеров — Пьетро Гонзага (Pietro Gonzaga) и Анжело Тозелли (Angelo Toselli). По форме строение напоминает коробки, в которых сохраняются архитектурные картинки.

Цвет строения соответствует архитектурной бумаге. Тут выставляются не только работы из собрания фонда, но и других музеев.

Галерея Aedes

Одна из ведущих архитектурных галерей мира галерея Aedes существует с 1980г. По окончании преобразования территории в арт-кластер перебазировалась в данный район Берлина. место и Галерея в целом притягивают как берлинцев, так и туристов, специалистов от архитектуры и жаждущих взять представление о современной архитектуре.

Фото: ©Patricia Parinejad

Галерея предоставляет собственные залы как именитым живописцам архитекторам, к примеру, тут выставлялись работы Захи Хадид, Алваро Сиза, Джеймса Стирлинга, Лебиуса Вудса, Даниэля Лебискинда, так и начинающим творцам.

Фото: ©Patricia Parinejad

То, что тут открылась первая выставка "New Moscow — Новая Москва", воображающая современную градостроительную политику Москвы на примере двух интернациональных конкурсов: парка "Зарядье", создаваемого рядом с Кремлем, и Госцентра современного мастерства (ГЦСИ) на Ходынке, свидетельствует как об интересе со стороны европейских специалистов к тому, что делается в русском столице, так и о большом уровне совершённых конкурсов. Выставка пройдет до 5 июля 2014г.

По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, эти два проекта всецело отражают те перемены, каковые происходят в Москве: громадная открытость города, фундаментальный фокус на развитие социальной, публичной, публичной, культурной жизни.

Основной архитектор Москвы Сергей Кузнецов(Фото: ©Patricia Parinejad)

"Сейчас архитектура уже не делится как политический мир. Тут нет Востока и Запада. Имеется легко архитектурный мир и имеется те, кто так или иначе желали бы в него попасть.

Я считаю, Москва уже в него попала, причем быстро занимает лидирующие позиции. Неизменно таковой живой прогресс, что ты видишь на собственных глазах, приводит к огромному интересу", — комментирует основной архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Российский опыт

На вопрос журналиста "РБК-Недвижимости", как основной архитектор Москвы оценивает данную площадку – бывшую промзону, а сейчас арт-кластер в Берлине и имеется ли подобные проекты в Москве, он ответил, что в русском столице имеется различного типа промзоны. Но пример Красного Октября так же говорит о том, что на его территории нового строительства сейчас по большому счету нет и не будет.

Красный Октябрь во многом представлен через культурные события. Университет "Стрелка", предположительно, платит какую-то аренду за то, что в том месте находится, но и тут эти институции также платят аренду. "То, что мы с Сергеем Чобаном тут сделали музей — это также не бесплатное наслаждение", — добавил он.

Отметим, что на территории бывшей шоколадной фабрики "Красный октябрь" в Москве на данный момент расположен университет медиа, дизайна и архитектуры "Стрелка", бары, кафе, дизайнерские магазины, хостел.

Сергей Кузнецов подчернул, что культурные институции обучились выживать в коммерческом замысле. "Да, это не университет для зарабатывания денег, но тут синергия", — вычисляет Сергей Кузнецов.

Отличие между "Красным Октябрем" и промзоной Pfefferberg в том, что первый – это больше развлекательная, медийная история, а второй — история более культурная, культурная.

Как прокомментировал "РБК-Недвижимости" Сергей Чобан, чтобы в Москве создавалось больше социальных и культурных пространств нужно поменять законодательство об охране исторических пространств. "В Российской Федерации оно весьма твёрдое. Как возможно заметить тут (на территории галереи Aedes- прим. ред.), где кроме этого имеется защищаемые строения, они обходятся с ними достаточно креативно – старое существует рядом с новым достаточно контрастно и быстро", — поясняет он.

Он додаёт, что мы должны относиться к монументам не как к чему-то, что не имеет возможности изменяться, а как к тому, что должно взять вторую жизнь. И эта вторая жизнь подчас диктует трансформации. В случае если такая возможность в Российской Федерации покажется, то это даст девелоперам желание и большую возможность сделать на собственных защищаемых объектах что-то креативное.

Вторым механизмом успеха создания занимательных пространств – это строительные инновационные разработки в применении конструкций и материалов, что заострит интерес к новым строениям на фоне ветхой застройки.

Елена Лыкова

Фото: Patricia Parinejad

Арт-Квартал | Всё лучшее для творчества


Темы которые будут Вам интересны: