Денис ромодин: краткая история реновации московских фабрик

Москвовед, историк архитектуры Денис Ромодин написал для «РБК-Недвижимости» краткий обзор дореволюционных столичных фабрик и заводов, каковые в двадцать первом веке нашли новые формы собственного существования

Денис ромодин: краткая история реновации московских фабрик

Фото:из архива Д. Ромодина (на фото справа)

За прошедшие десять лет в Москве показалось много занимательных проектов ревитализации бывших маленьких предприятий с исторической архитектурой финиша XIX — начала XX века. Опыт был очень серьёзным в столичной практике. Не всегда эти работы можно считать успешными, было большое количество неточностей, таких как неправильное применение потенциала территорий, пространства между строениями либо уничтожение исторического наследия промышленной архитектуры.

Но мы заметили, как запрещено либо, напротив, возможно преобразовать бывшие предприятия в центре города. И не просто преобразовать, но и сохранить наследие промышленной архитектуры так именуемого кирпичного стиля финиша XIX — начала XX века, покинув элементы и дух истории места.

Первым таким опытом в середине 1990-х годов стала реконструкция бывших промышленных корпусов Товарищества Столичной Голутвинской мануфактуры. Корпуса в кварталах, прилегающих к Якиманской набережной, выстроили по заказу купцов Истоминых по проектам архитектора Кашмана (1893 г.) и инженера-архитектора А. Калмыкова (1895 и 1899–1900 гг.). Краснокирпичные строения были реконструированы и переоборудованы под конторы.

На месте некоторых вторых построек бывшей мануфактуры в начале 2000-х годов возвели новые корпуса второй очереди: деловой центр и многоэтажный паркинг. Это первый большой и успешный столичный опыт преобразования промышленного предприятия под новые цели. Для 1990-х годов — весьма занимательный опыт ревитализации бывшего промышленного объекта в историческом центре города, ставший первой ласточкой в Москве.

Но интерес к промышленному историческому наследию не показался. Многие бывшие заводы хаотично и стихийно преобразовывались в бизнес-центры, об их комплексной реконструкции и внешнем облике территории очень не заботились, сохраняя надежду на снос всех строений.

Голутвинская мануфактура(Фото: пресс-служба ГК «Голутвинская слобода»)

Сейчас это современный бизнес-центр с конторами класса А(Фото: пресс-служба ГК «Голутвинская слобода»)

Обстановка кардинально поменялась в 2000-е годы. Как раз тогда в Москве стали появляться новые проекты, каковые стали затрагивать ветшайшие, уже не действующие промышленные объекты в центре Москвы, но сохранившие собственный историческое архитектурное наследие. Корпуса бывшей ткацкой фабрики «Красная Роза» были изначально даны дизайнерским студиям и бюро. В том месте разместился центр дизайна Artplay.

Позднее на данной территории началась коренная реконструкция по проекту архитектурного бюро С. Киселева, а центр дизайна переехал на территорию бывшего приборостроительного завода «Манометр» в Сыромятниках. На новой площадке оставались пара дореволюционных корпусов и три больших корпуса постройки 1970–1980-х годов, не воображавших никакой архитектурной ценности. Это первенствовала попытка применить зарубежный опыт, в то время, когда бывшие цеха фирм отдаются дизайнерским бюро — взяв недорогие, но увлекательные площадки в историческом центре города, дизайнеры преобразовывали обычно закинутую либо депрессивную промышленную территорию.

Корпуса бывшей ткацкой фабрики «Красная Роза»…(Фото: пресс-служба KR Properties)

…в двадцать первом веке стали конторами для больших IT-компаний(Фото: пресс-служба KR Properties)

Самым известным, но временным проектом финиша 2000-х годов стала бывшая кондитерская фабрика «Красный Октябрь», разместившая в собственных корпусах Интернациональный некоммерческий образовательный проект «Стрелка», бессчётные дизайнерские бюро, редакции СМИ, рестораны и клубы. Все эти учреждения пребывали в освободившихся помещениях в качестве временных, последние два кризиса заставили собственников сохранить таковой формат, не смотря на то, что и был подготовлен проект реконструкции территории под жилой комплекс. Но пока будущее проекта и этого комплекса малоизвестна.

«Красный Октябрь» во второй половине 80-ых годов двадцатого века…(Фото: Борис Кавашкин и Владимир Яцина /Фотохроника ТАСС)

…и 2015-м(Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС)

Еще одним проектом стал выставочный и торгово-офисный комплекс «Флакон», организованный в Москве на территории бывшего хрустального завода имени Калинина. Тут до 1917 года размещалось предприятие «Торгового дома А. Дютфуа и наследники», но само предприятие без шуток пострадало и до 1924 года не функционировало. Практически в начале прошлого века все корпуса были отстроены практически заново, но прекратили воображать какую-либо архитектурную сокровище.

В 2000-х годах производство на заводе было остановлено, до 2007 года корпуса оставались закинутыми. Первоначально их предполагалось снести, но обладатель территории решил в кризис применять потенциал площадки и преобразовать бывший завод в центр, где разместились конторы, магазины, выставочные площадки и мастерские для творческих проектов в сфере дизайна, архитектуры и моды. Наряду с этим были сохранены все корпуса бывшего завода — они приобрели новое звучание, а центр начал приносить доход и превратился в актуальное городское пространство.

Торгово-офисный комплекс «Флакон»(Фото: ТАСС/ Александра Мудрац)

Еще до появления «Флакона», в 2007 году в Сыромятниках открылся центр современного мастерства «Винзавод», занявший цеха обанкротившегося Мосвинкомбината. В дореволюционных корпусах «Русского товарищества пиво- и медоварения» разместились выставочные залы, наряду с этим были сохранены все элементы ветхой внутренней и внешней складов и отделки цехов. Это неповторимый проект, в то время, когда бывшее предприятие полностью занял центр современного мастерства.

Было нужно приложить много упрочнений, дабы приспособить помещения под новые цели и наряду с этим сохранить напоминание и колорит места о том, что тут когда-то были винный комбинат и пивоваренный завод.

Столичный комбинат виноградных и десертных вин был основан во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века(Фото: winzavod.ru)

В советское время Сыромятники — громадная промзона(Фото: winzavod.ru)

Центр современного мастерства «Винзавод»(Фото: ТАСС/ Максим Шеметов)

Эти дизайнерские проекты продемонстрировали нам, как возможно интересно преобразовать бывшие предприятия без большой реконструкции. Но чтобы создать современный рабочий квартал и наряду с этим частично сохранить архитектурное наследие, требуется комплексная реконструкция, что и было сделано на примере нескольких бывших предприятий.

Первым проектом 2000-х годов стал БЦ «Лефорт» на Электрозаводской улице, что разместился в бывших корпусах шелкового комбината имени П. Щербакова. Тут были сохранены все постройки, фасады ветхих краснокирпичных дореволюционных корпусов очищены от краски. Показались новые элементы современной архитектуры в виде входных навесных элементов и групп. Корпуса 1960–1970-х годов купили новые фасады.

В бывшем баке водонапорной башни 1910-х годов разместили переговорную помещение. В целом это первый большой проект ревитализации промышленного предприятия, единственным минусом стало отсутствие пешеходных территорий в территории. Но проект удачно продемонстрировал, как возможно сохранить и применять все промышленные постройки под новые цели.

БЦ «Лефорт» на Электрозаводской улице(Фото: bc-lefort.ru)

В бывшем баке водонапорной башни сейчас переговорная помещение(Фото: bc-lefort.ru)

Неприятность внутренних публичных пространств была замечательно организована в БЦ «Фабрика Станиславского», которая разместилась на территории бывшего завода «Электропровод». До отечественного времени не сохранились корпуса меднопрокатного и кабельного завода товариществ «В. Алексеев» и «П. Вишняков и А. Шамшин».

В 1890-х годах директор завода Константин Алексеев, прославившийся позднее как театральный режиссер Константин Станиславский, организовал в одном из помещений рабочий театр, что позднее был закрыт. А в 1912 году по проекту инженера Т. Алексеенко-Сербина выстроили новый корпус, расположенный на протяжении современной улицы Станиславского.

Именно это внутренние корпуса и здание 1890-х годов были сохранены: краснокирпичные фасады, очищенные от советской окраски, снова получили собственную броскую фактуру, внутренние дворики преобразованы в комфортные озелененные пространства. Один их корпусов 1890-х годов был дан Студии театрального мастерства, в том месте показалась современная театральная площадка — необычное напоминание о бывшем рабочем театре. Проект, выполненный английским бюро John McCaslan & Partners, удостоен премии Королевского университета английских архитекторов как лучший интернациональный проект 2011 года.

Архитектурный проект БЦ «Фабрика Станиславского»(Фото: John McCaslanPartners)

Это же бюро выполнило проект преобразования бывшей кондитерской фабрики «Коммунист» на Ленинградском проспекте в одноименный деловой центр. Перед клиентами стояла задача всецело сохранить фронтальные строения корпусов, выстроенных в 1880-х годах по проекту архитектора О. Дидио для фабрики «А. Сиу и Ко».

Очищенным от слоев краски фасадам вернули кирпичный красно-желтый рисунок, была восстановлена начальная расстекловка оконных рам. Внутренние корпуса купили современный вид, показались остекленные галереи между строениями и новый озелененный дворик.

Проект реновации бывшей кондитерской фабрики «Коммунист»(Фото: John McCaslanPartners)

Неспециализированный замысел завода(Фото: из архива Д.Ромодина)

Фабрика «А. Сиу и Ко»(Фото: из архива Д.Ромодина)

Следующим проектом, над котором трудились зарубежные архитекторы, был бывший завод «Электролуч» на Громадной Пироговской. Заводу в советское время достались корпуса казенного винного склада № 3, выстроенные еще во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века по проекту архитектора А. Роопа. Фасады всех исторических построек были сохранены, как и внутренние пространства с железобетонными сводами и чугунными колоннами.

Вся территория была преобразована в 2008–2014 годах по проекту английского архитектурного бюро Buschow Henley.

«Электролуч»(Фото: Buschow Henley)

Мастерплан Buschow Henley(Фото: hhbr.co.uk)

Проект реновации фасада(Фото: hhbr.co.uk)

Занимательной отечественной архитектурной работой мастерской архитектора В. Лукомского и бюро «Сити-Арх» стал проект преобразования бывшей ткацкой фабрики имени Фрунзе на Варшавском шоссе в БЦ «Даниловская мануфактура». Любопытно, что краснокирпичные корпуса 1870–1910-х годов были очищены от краски, а на территории сохранены фрагменты промышленного оборудования, каковые стали малыми архитектурными формами. Сохранены и ажурные внешние пожарные лестницы, а каркасно-панельный корпус 1970-х годов купил краснокирпичный фасад.

Бывшаяфабрика им. Фрунзе(Фото: пресс-служба KR Properties)

БЦ «Даниловская мануфактура»(Фото: пресс-служба KR Properties)

В наши дни идет преобразование бывшего завода «АРМА», сохранившего цеха и газгольдеры газовых фирм Букье и Гольдсмита и «Французского общества газового освещения» под новый рабочий и дизайнерский центр в Нижнем Сусальном переулке.

Бывший завод «АРМА»(Фото: из архива Д.Ромодина)

Газгольдеры(Фото: из архива Д.Ромодина)

Сейчас тут новый рабочий и дизайнерский центр(Фото: из архива Д.Ромодина)

Кроме этого подготовлен проект преобразования территории завода «Кристалл» на Самокатной улице. Ожидает собственной судьбы Трехгорная мануфактура на Пресне и Трехгорный (Бадаевский) пивоваренный завод на задворках Кутузовского проспекта. Эти предприятия сохранили очень полезное архитектурное наследство и находятся в респектабельных районах города.

Но все это достаточно компактные объекты с плотным размещением исторических объектов, выстроенных, в большинстве случаев, в так именуемом кирпичном стиле. В городе кроме этого имеется и громадные промышленные площадки с наследием 1910–1970-х годов.

В 2010-х годах правительство Москвы решило о преобразовании трех больших площадок — бывшего завода «Молот и Серп», ЗИЛа и АЗЛК. В случае если территория АЗЛК не воображает уже никакого архитектурного и интереса историков, а территория «Серпа и Молота» сохранила только отдельные исторические постройки, то завод имени Лихачева оставил нам архитектурное наследие XX века — бетонные промышленные корпуса в неоклассическом стиле, — которое требует иного подхода к реставрации либо реконструкции с сохранением отдельных элементов фасада. на данный момент идет комплексная реконструкция всей территории с новым постройкой, но до отечественного времени с утратами сохранились корпуса, выходящие на Автозаводскую улицу.

Один из таких корпусов — бывший модельный цех, выстроенный во второй половине 30-ых годов двадцатого века по проекту архитектора Е. инженера и Попова М. Волчегорского. Это функционалистское бетонное сооружение имеет фасады позднего авангарда и интересно с архитектурной точки зрения. Для новых собственников и одного из архитектурных бюро, которое на данный момент занимается проектом, это первый объект неоклассического наследия с приспособлением под новые функции — автоцентр.

По сути, это до тех пор пока первый пример работы с советской промышленной архитектурой, которая неспешно начинает приводить к интересу в качестве архитектурного наследия, а не просто недвижимости. Быть может, что и цилиндрическое строение бывшего хлебокомбината имени Зотова на Ходынской улице, и другие занимательные объекты советской промышленной архитектуры также будут преобразованы и сохранят собственный архитектурный вид.

Денис Ромодин специально для «РБК-Недвижимости»

Об авторах

Денис Ромодин москвовед Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Реновация: снос строения типографии «Детская книга»


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: