Доступное жильё

Доступное жильё

Пресловутый «квартирный вопрос» терзал обитателей нашей страны до известного изречения известного булгаковского персонажа и мучает нас и до сих пор. Так уж сложилось экономически, политически, социально, одним словом, исторически, что и по сей день, на исходе первого десятилетия третьего тысячелетия, многие отечественные соотечественники никак не смогут положительно решить вопрос с жильём.

И не то дабы жилых площадей у нас не строили, легко практически во всех случаях это жильё недоступно для главной массы граждан РФ. И уже не в впервые (достаточно отыскать в памяти одну только хрущёвскую кампанию по строительству квартир) государство пробует решить эту проблему и сделать жильё дешёвым.

Национальный проект «Дешёвое жильё»: теория

Достигнуть данной добропорядочной задачи призвана программа по улучшению жилищных условий россиян, которая была заявлена Владимиром Путиным в 2005 году. Главными задачами национального проекта «Дешёвое жильё» сначала было заявлено достижение следующих целей:

  • завершение формирования нормативной базы для выпуска ипотечных ценных бумаг;
  • разработка механизма субсидирования ипотечных кредитов и существенно повышение уставного капитала Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию;
  • повышение затрат бюджета страны на поддержку молодых семей;
  • выделение средств на оснащение инженерной инфраструктуры земельных участков под жилищное строительство;
  • повышение количества жилищного строительства к 2007 году в сравнении с 2004 годом минимум треть.

Национальный проект «Дешёвое жильё»: реализация

И, необходимо дать должное вдохновителям проекта и важным за его претворение в судьбу, с чисто статистической точки зрения реализация программы «Дешёвое жильё» выглядит весьма кроме того впечатляюще. Так, на первый этап реализации (2006-2007 годы) были заданы четыре главные цели:

  • увеличение доступности жилья,
  • модернизация объёмов и увеличение строительства коммунальной инфраструктуры,
  • повышение количеств ипотечного кредитования,
  • исполнение национальных обязательств по обеспечению жильём граждан.

В действительности это вылилось в улучшение жилищных условий для 76 семей и для 69 тысяч молодых семей, повышение неспециализированного годового количества ввода жилья в общем итоге на 12 миллионов квадратных метров за 2006-2007 снижение и годы износа коммунальной инфраструктуры до 55%, повышение количеств каждый год выдаваемых ипотечных жилищных кредитов и понижение ставки по ипотекам до 11% годовых в рублях в 2007 году. На 2008 год главное внимание в рамках национального проекта было сфокусировано на продолжении повышения количеств жилищного строительства, улучшении жилищных условий для молодых семей и повышении количеств ипотечного кредитования.

По большей части эти задачи возможно было назвать выполненными: количество ипотечного кредитования достиг отметки в 630 миллиардов рублей, 50 тысячам молодых семей были предоставлены субсидии для ответа жилищного вопроса. Действительно, уже тогда наметилась негативная тенденция – значительно был «недоработан» замысел по количеству введённого в эксплуатацию жилья, жилищный фонд пополнился на 64 миллиона квадратных метров, в то время как должен был вырасти на 72,5 миллиона м2.

Национальный проект «Дешёвое жильё»: сложности

В это же время определённые проблемы с реализацией национального проекта «Дешёвое жильё» фактически по всем пунктам, начиная от субсидии и заканчивая доступностью ипотечных кредитов, для экспертов были если не конкретно предсказуемы, то очень очевидны. Так, скажем, изначально появлялись оправдавшиеся сомнения в том, что количество каждый год сдаваемого жилищного фонда будет стабильно возрастать в рассчетных масштабах.

Дело в том, что структура любого рынка жилья такова, что расширяться за счёт более дешёвого жилья он может только благодаря освоению новых территорий, другими словами или созданию новых городов, или расширению провинциальных населённых пунктов, причём тех, где эта возможность имеется. Но компании и строительные компании-девелоперы a priori не заинтересованы в том, дабы вкладывать солидные деньги, заниматься непростой проектной работой в строительство квартир в том месте, где не предвидится громадной прибыли.

Так как для постройки жилья в новых районах нужна, в первую очередь, серьёзнейшая и недешёвая работа по созданию всей нужной для современной муниципальный судьбы инфраструктуры. В этих условиях строить дома значительно удачнее в тех местах, где все соответствующие условия уже имеется. Вот лишь это в большинстве собственном или областные центры, или вовсе мегаполисы.

Так и оказалось, что большая часть жилищного фонда, вправду систематично пополняемого, ну никак не соответствовала главному и, по сути, единственному критерию дешёвого жилья – низкой цене.

Потом, кроме того понижение ставки по ипотечных жилищным кредитам до 10-11% годовых не через чур содействовало массовому притоку в ипотеку громадного количества граждан. Разъясняется это очевидно: да, определённое количество семей смогло извлечь пользу из понижения ставки по ипотекам, но большая часть, исходя из размеров средней зарплаты по стране в 12-15 тысяч рублей, так же, как и прежде не в состоянии платить кроме того по 11 % годовых за ипотеку за жильё, которое по обрисованным выше обстоятельствам не торопилось серьёзно падать в цене.

И тут всемирный кризис, в результате которого недвижимость во всём мире достаточно существенно снизилась в цене, никак не помог «ипотечникам» — они так как заключали соглашение ещё по ветхой, большой стоимости жилья и никто не планирует пересматривать её в сторону уменьшения. Национальные субсидии, обещанные прежде всего льготным молодым семьям и категориям населения, стали скорее неудачным начинанием, чем успешным.

И дело тут в извечной русском бюрократии: так как по условиям национального проекта муниципалитеты и региональные власти должны вносить собственную долю в эти субсидии, причём на один рубль из госбюджета должны приходиться пара «местных» рублей. Понятное дело, что местные власти, не хотя расставаться с финансами, медлено тормозят выделение субсидий.

К тому же имеется ещё одно событие: для определения размера субсидии употребляется не рыночная, «живая», а расчётная цена за квадратный метр, утверждаемая Министерством регионального развития. Как-то так получается, что расчётная цена квадратного метра фактически неизменно в разы ниже рынка. Другими словами государство оказывает помощь юный семье, условно говоря, не половиной цены квартиры, а всего лишь 20 %.

Так что «дешёвое жильё» снова доступно далеко не всем.

Александр Бабицкий

доступное жильё и Путин


Темы которые будут Вам интересны: