Петровское барокко: уход от византии

Петровское барокко: уход от византии

Русь неторопливая, славянская, византийская, пышная по-варварски, уходила в небытие с наступлением петровской эры. Золоченые шатровые крыши храмов, сверкающие на солнце «луковки» башен – все это сменялось второй архитектурой, и в этом кроме того более, чем в смене одежды, законов и привычек проявилась неуемная жажда Петра к переменам, его разрыв с тысячелетними византийскими традициями и резкий разворот к западной культуре. Как раз архитектурные сооружения разрешали наглядно показать трансформации, происходящие в стране.

Архитектурный стиль, что историки мастерства назвали «Петровское барокко», это архитектурный и художественный стиль, что активно использовался при проектировании строений при постройке Петербурга. Именно там Петр I развернулся вовсю, покинув за спиной ветхую Москву, доживающую собственный византийский век, и под его рукой был создан необычный стиль, объединяющий одновременно итальянское барокко, ранний французский классицизм и рококо, германскую и голландскую гражданскую архитектуру, и пара направлений и других стилей. Практически все, что Петр I видел в других государствах, все, что казалось ему отличительным показателем западной культуры, было стянуто на постройку Петербурга, новой, современной Москвы.

Чтобы реализовать собственные архитектурные планы, дабы сделать Петербург настоящим европейским городом, отличающимся от привычной византийской традиции, Петр I пригласил настоящих архитектурных звезд собственного времени. В строительных работах Петербурга учавствовали Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти, Г. Матарнови и многие другие.

Лефортовский (Меншиковский) дворец в Москве, выстроенный в 1697-1699 гг. архитектором Д.В.Аксамитовым, и перестроенный в 1707-1709 гг. Дж.М.Фонтана, считается самым ранним примером Петровского барокко.

Отличительной чертой этого необыкновенного стиля есть сочетание относительной скромности – достаточно простые объемные построения, плоскостная трактовка фасадов, ясность и чёткость членений – с зародышами пышности и той роскоши, которая всегда связана с сословными привилегиями и наследственной аристократией.

простота и Внешняя скупость из серии «чистенько и бережно» — это последствия Амстердама, что в свое время поразил Петра I своим резким диссонансом с сонной, византийской Москвой. Пчелиное трудолюбие этого города представлялось идеалом правителю, что тратил силы на ломку не только страны, но кроме того ближайших сподвижников.

И все же для России стиль Амстердама был через чур упрощен, излишне геометричен. Российская Федерация всегда тяготела к расточительности и пышности (достаточно взглянуть на нынешних российских миллионеров, дабы в этом убедиться). Исходя из этого приглашенные Петром I голландцы занимались судостроением, мануфактурами, торговлей, а вот французы, немцы, русский и итальянцы устраивали внешний вид города.

И в следствии в Меншиковском дворце оказывается достаточно скупое убранство – пара картин на стенах, стол, стулья, посудный шкафчик, — и вместе с тем – драгоценный паркет (кстати сообщить, до Петра I в Российской Федерации не развивалось паркетное мастерство). Другими словами, внешняя простота уже содержала в себе намеки на будущую царственную роскошь, она имела возможность вольно развиваться в что-то величественное, сохраняя наряду с этим рационалистичность планировки, логичность и жёсткую простоту архитектурного образа.

Примечательно, что при плоскостности фасадов и всей простоте, для Петровского барокко характерна красочность – стенки оштукатуривали и красили в броские цвета, предпочтительно в красные, зеленые и светло синий, а архитектурные подробности, пилястры и лопатки окрашивались белым, придавая строению весёлый, торжественный вид.

Строгая симметрия Петровского барокко потребовала выделения центра композиции. В следствии центральный вход в большинстве случаев размешался по оси строения, за ним – самый большой, нарядный зал. Тяга к роскоши реализовывалась посредством портиков, скульптур, сложной формы окон, нарядных наличников.

Строения, являвшиеся очень представительными, акцентировались башней.

на данный момент Петровское барокко, пик которого пришелся на 1697-1730 гг., переживает второе рождение. Дома в этом стиле уже возможно заметить и в пригородах Петербурга и Москвы, и других городов. Архитекторы, занимающиеся проектировкой частных домов, в обязательном порядке предлагают среди типовых проектов пара вариантов в стиле Петровского барокко.

Данный стиль оптимален еще и тем, что в исполнении при современных разработках он достаточно несложен, а итог получается страно внушительным, декоративным и одновременно с этим комфортным.

София ВАРГАН

Фрагмент концерта 8 апреля — Иран — Византия и Петровское барокко


Темы которые будут Вам интересны: