Дворец завадовского: остатки былой роскоши
На северной окраине села Ляличи, что в Суражском районе Брянской области, еще возможно заметить остатки одного из самых шикарных дворцов прошлого – дворца Завадовского. Если вы – любитель архитектуры, то поторопитесь. От дворцового комплекса осталось очень мало – галереи одноэтажных флигелей и полностью разобранное трехэтажное основное строение (на месте постройки сиротливо торчит последовательность колонн, а строения, как такового, уже и нет), да руины церкви Екатерины.
А ведь усадьба Завадовского была вправду выдающимся монументом зодчества, творением одного из архитектурных талантов Екатерининской эры Дж. Кваренги, блестящим примером садовопаркового искусства эры зрелого классицизма. Дворцовый комплекс поражал собственной красотой – последовательность прекрасных строений, объединенных изысканным парком, высокая кирпичная ограда, парадные ворота Сейчас парк больше похож на место выращивания и случайные посадки сорных растений.
Закройте на 60 секунд глаза. Представьте роскошь ушедших дней: ядро архитектурной композиции – трехэтажный дом-дворец с пониженными закругленными галереями, каковые заканчивались одноэтажными флигелями. В самом дворце на первом этаже размещались жилые комнаты и служебные помещения для гостей.
Широкая лестница вела на второй этаж – нарядный, с центральным залом-ротондой с хорами, увенчанным куполом. живопись и Скульптура, дорогие отделочные материалы, сверкание позолоты и строгое серебряное сияние – это был дворец изнутри. Особенно богатым был Зеркальный зал, предназначавшийся для танцев. Главные парадные залы размешались на парковой стороне – шикарный вид из окна.
Галереи замыкали громадной нарядный двор перед главным строением, боковые протяженные стороны которого ограничивали корпуса оранжерей (именно там Петр Завадовский, опальный на протяжении Павла I, выращивал ананасы, каковые после этого квасил, как капусту, и заставлял кухарок применять эту экзотику для изготовления квасов и при варке щей). Лицевой фасад – каменная ограда и монументальные въездные ворота – классика второй половины XVIII столетия.
Композиционной осью комплекса была дорога к парадному въезду в усадьбу, а второй, перпендикулярной к первой, осью являлась липовая аллея – она проходила на протяжении ограды и отделяла от дома-дворца группу хозяйственных и служебных построек. У южного финиша аллеи, за главной территорией усадьбы, стояла церковь Екатерины.
За дворцом был цветочный партер, с южной стороны – фруктовый сад. Наоборот дворца – пейзажный парк с храмом Признательности в виде 12-тиколонной ротонды (в том месте стояла медная статуя покровителя Петра Завадовского – генерал-фельдмаршала П.А.Румянцева-Задунайского), и двухэтажным каменным летним дворцом (строение павильонного типа с куполом и четырехколонным портиком) на поляне в глубине парка.
Парк считался одним из лучших произведений садово-паркового мастерства собственного времени. Территория в 150 га была поделена на две контрастные части – регулярную и пейзажную, и находилась в совершенном порядке. Части разделялись изысканной совокупностью неестественных прудов, имевших «природные» очертания. на данный момент возможно заметить лишь один, громадный пруд, из ранее имевшихся пяти.
В регулярной части парка был нарядный двор с клумбами, цветочный партер перед парковым фасадом (партер длился практически до прудов), часть фруктового сада. В пейзажном парке – необходимые красивые аллеи, прихотливо извивающиеся дорожки, земляные плотины, мостики, переходы, множество видовых точек, столь характерных для хорошего пейзажного парка. Украшением парка являлись более 50-ти разных статуй.
Были в том месте и без того именуемые «места отдохновения», водопады, другие затеи и пристани.
Растения подбирались весьма шепетильно. Местные породы деревьев и кустарников (береза, дуб, клен, сосна, липа, ольха тёмная, ясень, ильм, черемуха, тополь, бересклет, калина, шиповник, сирень) гармонично сочетались с экзотикой (барбарис, дерен красный, свидина, дрок, спиреи рябинолистная и итальянская).
В то время, когда строился дворец, кирпич доставлялся за 22 километра, из соседнего Мглина. Но кирпич не возили на подводах, а на два десятка километров протянулась живая цепочка из крестьян, каковые передавали кирпичи из рук в руки.
Легенда гласит, что подвалы дворца первоначально первенствовали этажом. Но в следствии дворец был больше, чем у самой Екатерины II, и императрица решила проверить – так ли это в действительности. Граф Завадовский, опасаясь, что размеры дворца выйдут ему боком, приказал засыпать почвой первый этаж.
Что и было выполнено в одну ночь. Так ли – совершенно верно неизвестно, но подвалы вправду монументальны.
Возможно дворец Завадовского будет реставрирован когда-нибудь. По крайней мере, за церковь Екатерины уже взялись. Но пока приходится лишь грезить о восстановлении одного из самых шикарных архитектурных монументов России – уж очень практически уничтожен дворец, вырублен громадный парк, а в том месте, где остались растения – все сильно запущено. Найдутся ли средства для восстановления? Неизвестно.
А до тех пор пока исторический монумент благополучно рассыпается.
София ВАРГАН
BMW 650! Стоят ли остатки прежней роскоши 850 тысяч рублей ?