Пассажирские хабы: мировой опыт для москвы

Одной из основных информационных тем градостроительного комплекса Москвы в 2014г. стало создание сети транспортно-пересадочных узлов. Пассажирские хабы будут новыми точками роста для столицы. Какими будут столичные ТПУ – ответы на данный вопрос редакция «РБК-Недвижимости» решила поискать в зарубежной практике

Пассажирские хабы: мировой опыт для москвы

Фото: Depositphotos/hansenn

Для развития совокупности публичного транспорта в Москве реализуется амбициозная комплексная программа. Ответственной ее частью есть строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), каковые увяжут в единую совокупность метро, железную дорогу, водный транспорт и наземный городской. Другие заглавия ТПУ: пассажирский хаб, муниципальный транспортный терминал, транзитный пассажирский комплекс и т. д.

Наряду с этим большим ТПУ в Москве отводится роль драйверов для развития окружающих их городских территорий, жилой застройки. К 2020г. в Москве планируется выстроить 273 ТПУ (из них 192 – капитальных).

Капитальный ТПУ – это многоэтажный комплекс, в котором терминалы для различных видов транспорта «разведены» по различным уровням, но наряду с этим объединены совокупностью эргономичных переходов для пассажиров. Кроме этого в капитальный транспортный хаб интегрируются ретейл (торговля), кафе и рестораны, досуга и зоны развлечений и пр.

Первым в ТПУ в мире считается вокзал Кингс-Кросс в Лондоне (1952г.)(Фото:National Railway Museum / Globallookpress)

Муниципальные пассажирские хабы показались в середине XIX века в Европе. Одним из первых примеров успешного развития проектов ТПУ во всемирной практике может служить King s Cross Central в Лондоне. Английский вокзал Кингс-Кросс был открыт в 1852г. В 1963г. в городе показалась первая в мире линия метро, одной из станций которого стала Кингс-Кросс Сент-Панкрасс. Вокзал соединили с подземкой пешеходным переходом, обеспечившим пассажирам эргономичную пересадку с одного вида транспорта на другой.

Со временем ЖД и подземная станции, управлявшиеся различными операторами, стали позиционироваться как единый комплекс на базе наибольшего транспортного узла Англии.

Проекты столичных ТПУ

Во всемирной градостроительной практике принята следующая формула для чёрта транспортно-пересадочного узла: ТПУ = хаб + ТОР.

Одна из главных задач хабов – создание комфортных пересадочных территорий в местах схождения транспортных маршрутов, оптимизация пешеходных и транспортных потоков, сокращение времени на пересадку. ТОР (Transit Oriented Development – транзитно-ориентированное развитие) – это планирования и стратегия проектирования, за базу которой берутся такие модели муниципальный застройки, каковые разрешают организовать транспортную совокупность с большой пользой для пассажиров.

***

Редакция «РБК–Недвижимости» собрала данные о десяти объектах в мировых мегаполисах с развитой сетью пассажирского транспорта, опыт которых будет употребляться при постройке ТПУ в Москве.

Amsterdam Centraal Station

Амстердам, Нидерланды

260 тыс. пассажиров в сутки

Фото: Depositphotos/Madrabothair

Центральный вокзал в Амстердаме был возведен в 1889г. Он пара раз перестраивался – в 1920-е, 1950-е и 1980-е годы. С 2014г. строение снова находится на реконструкции (до 2017г.).

Архитектурный образ станции в стиле неоренессанс напоминает средневековый собор. Проект строения выполнен группой архитекторов во главе с Питером Кайперсом. Наряду с этим комплекс представляет собой сложнейшее технологическое сооружение, расположенное между двумя каналами. Элементы современной транспортной инфраструктуры органично вписаны в ансамбль исторического строения вокзала.

Кроме того что Amsterdam Centraal Station сам есть монументом архитектуры и истории, он расположен в зоне пешей доступности от главных достопримечательностей голландской столицы: королевского дворца, дома Анны Франк, района и Амстердамского университета Красных фонарей.

С одной стороны от вокзала распложен порт, с другой – железная дорога. Изначально хаб связывал водный и ЖД транспорт. на данный момент комплекс объединяет маршруты международного и междугородного ЖД сообщения, аэроэкспресс (от центра города до аэропорта), метро, наземный муниципальный пассажирский транспорт (НГПТ), легкорельсовый транспорт (ЛРТ), водный публичный транспорт, такси.

Beijing South Railway Station

Пекин, Китай

660 тыс. пассажиров в сутки

Фото: Wang Jingguang / ZUMAPRESS.com / Global Look Press

Южный вокзал Пекина выстроен в 1897г. (реконструирован в 2008-м).

В технологическом замысле это неповторимое строение. Площадь крыши по размеру сопоставима с двадцатью футбольными полями. Часть кровли площадью 30 тыс. кв. м застеклена, на крыше смонтированы солнечные элементы чтобы получить энергию.

Объект складывается из пяти уровней, три из которых – минусовые. Подземные этажи соединяются с линией метро, пассажиры которого смогут с комфортом пересаживаться на другие виды транспорта, не выходя на улицу и попутно пользуясь всевозможными расположенными в строении комплекса сервисами. В терминале трудятся рестораны, магазины, отделения банков и т. д.

Хаб связывает метро, муниципальный наземный транспорт, скоростную железную дорогу до Тяньцзина и Шанхая, интернациональное и местное ЖД сообщение.

The Port Authority Bus Terminal NY

Нью-Йорк, США

200 тыс. пассажиров в сутки

Фото: Ramin Talaie/Getty Images

Хаб есть одним из центральных элементов ифраструктуры Нью-Йорка и всего штата. Как рассказывается на сайте автовокзала, в конце 1930-х – начале 1940-х гг. прошлого века нью-йоркские автобусы ходили из восьми отдельных автобусных терминалов, расположенных по всему городу. Рост внешних маршрутов и городских стал причиной транспортного коллапса на улицах Нью-Йорка. Было решено создать единый автобусный терминал.

В 1950г. его выстроили, после этого пара раз подвергали реконструкции. В конце 1970-х и начале 1980-х гг. объект расширили на 50% из-за роста транспортного трафика.

Терминал расположен рядом с площадью Таймс-Сквер, мюзик-холлом Радио-Сити, музеем Госпожа Тюссо, Линкольн-центром, Рокфеллер-центром, бродвейскими театрами, спортивной ареной «Мэдисон-сквер-гарден». Проектировщикам было нужно решать непростую задачу по включению пересадочного узла в сверхплотную городскую застройку и разграничению автобусного перемещения независимо от муниципального трафика.

на данный момент хаб есть узловым комплексом, в котором сходятся маршруты метро, междугородних автобусов, наземного городского транспорта и такси.

Shinjuku Station

Токио, Япония

3,64 млн пассажиров в сутки

Фото: Depositphotos/deeblue

Станция Синдзюку – основной транспортный узел, связывающий центральный Токио с его западными пригородами. Она открылась в 1885г. как одна из остановок на линии Акабанэ – Синагава. В то время Синдзюку еще не стал громадным районом, и станция была не очень сильно загружена.

на данный момент это хаб с самым громадным пассажиропотоком в мире. Показатель превышает 3,5 млн человек в сутки, и это зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса. Существует более двухсот выходов со станции, а также через подземные торговые последовательности.

В транспортный комплекс интегрировано два больших подземных торговых комплекса и шесть универмагов.

Хаб объединяет ЖД транспорт (муниципальный, пригородный, междугородний и аэроэкспресс до аэропорта Нарита), метро, автобусные терминалы. ЖД секцией каждый день пользуются около 1,5 млн пассажиров.

Grand Central Station

Нью-Йорк, США

75 тыс. пассажиров в сутки

Фото: Depositphotos/jovannig

В 1913г. на базе маленькой ЖД станции возвели грандиозное строение Центрального ЖД вокзала Нью-Йорка. Большая часть его помещений находится под почвой. Один из подземных уровней – М42 – был продолжительное время сохраняеться в тайне, он соединяет станцию с нью-йоркским Капитолием.

Вокзал есть мировым рекордсменом по числу путей и платформ (44 и 67 соответственно). Объединяет ЖД транспорт, метро (New York City Subway), автобусный терминал, такси. Но пассажиропоток довольно малый, хабом каждый день пользуются 75 тыс. человек – американцы предпочитают железной дороге самолёты и автомобили.

Однако на данный момент планируется расширение вокзала за счет сооружения еще одного нижнего уровня, на котором будет размешаться станция Лонг-Айлендской ветки, что разрешит расширить количество дорог вокзала до 75, а количество платформ – до 48.

Nagoya Station

Нагоя, Япония

1,14 млн пассажиров в сутки

Фото: Depositphotos/sepavone

Станция Нагоя – самый большой по неспециализированной площади пересадочный узел в мире. Суммарная площадь всех его помещений образовывает около 450 тыс. кв. м.

В собственном сегодняшнем виде комплекс был достроен в 1999г. Его надземная часть складывается из двух небоскребов (59-этажный отель Tower и 55-этажный бизнес-центр с вертолетной площадкой на крыше). В офисном строении расположена штаб-квартира компании JR Central (основная ЖД компания на острове Хонсю).

Рядом со станцией находится площадь Meieki, которая есть местом пересечения главных торговых сосредоточения и улиц подземных торговых комплексов, ресторанов, развлекательных комплексов и закусочных.

Пересадочный узел связывает железную дорогу, метро, наземный муниципальный транспорт. Шесть ЖД платформ и двенадцать линий находятся в подземной части.

Gare du Nord

Париж, Франция

500 тыс. пассажиров в сутки

Фото: Depositphotos/bellena6

Европейским рекордсменом по количеству дорог есть Северный вокзал – один из семи вокзалов Парижа. Он в собственности национальному оператору SNCF.

Станция открыта в 1864г. (достраивалась до 1864г.). Создатель проекта – архитектор Жак–Иньяс Хитторф. Объект показался на месте другого строения вокзала, которое ранее было разобрано по камням и перенесено в Лилль, где до сих пор является помещением вокзалу Лилль Фландрия.

Фасад Gare du Nord выполнен в форме триумфальной арки. Строение каменное, а крыша поддерживается чугунными конструкциями. Станция многократно расширялась в связи с повышением количества пассажироперевозок.

Строение вокзала получило статус исторического монумента в 1975г.

О географии следования поездов с парижского Северного вокзала говорят скульптуры на фасаде, каковые символизируют различные города. Восемь громадных статуй символизируют интернациональное сообщение (Лондон, Вена, Брюссель, Варшава, Амстердам, Франкфурт, Берлин, Кельн). Двенадцать меньших – внутреннее (Аррас, Лан, Лилль, Бове, Валансьен, Кале, Руан, Амьен, Дуэ, Дюнкерк, Камбре, Сен–Кантен).

Во времена СССР на вокзал приходил поезд из Москвы, но соответствующей скульптуры нет.

Gare du Nord снабжает пересадки на метро и сеть пригородных электричек и городских. В 2002г. вокзал обслужил 180 млн пассажиров. Это рекордный показатель пассажирооборота в Европе.

Clapham Junction

Южный Лондон, Англия

430 тыс. пассажиров в сутки

Фото: National Railway Museum / Globallookpress

Станция выстроена в районе Баттерси в 1840г. С ее возникновением район стал динамично развиваться – население с 6 тыс. человек в 1840г. выросло до 168 тыс. в 1910г. Наряду с этим в народе его стали неофициально именовать по заглавию станции – Клепхэм. С 1980-х Клепхэм получил популярность среди иммигрантов, представителей и студентов ЛГБТ-сообщества.

Показалось большое количество кафе, винных ресторанчиков и пабов.

Станция находится на пересечении маршрутов, связывающих самые оживлённые части Лондона от станций Ватерлоо и Виктория. Создание пересадочного узла, в котором пересеклись железная дорога, метро и автобусные маршруты, сделало эргономичным путь от спального Клепхэма до деловых кластеров города.

Clapham Junction есть мировым рекордсменом по показателю плотности трафика. Через нее ежесуточно проходит около 2 тыс. поездов, более половины из них делают остановки (один поезд каждые 13 секунд в час пик).

Kamppi Centre

Хельсинки, Финляндия

100 тыс. пассажиров в сутки

Фото: kamppi.fi

Многофункциональный комплекс в районе Камппи совмещает транспортный терминал и наибольший торговый комплекс в Финляндии площадью 37 тыс. кв. м. Кроме этого 12,5 тыс. кв. м занимают конторы, 6 тыс. кв. м – жилые апартаменты. Площадь комплекса – 135 тыс. кв. м. Всецело комплекс был открыт в 2006г.

Неподалеку от него находятся такие финские достопримечательности, как Музыкальная академия Сибелиуса, Дом музыки, Парламент Хельсинки, Дворец конгрессов и Национальный музей.

Хаб обслуживает маршруты метро, наземного городского транспорта, такси и междугородних автобусов (станция для которых расположена на подземном этаже).

Berlin Hauptbahnhof

Берлин, Германия

300 тыс. пассажиров в сутки

Фото: Depositphotos/Lenorlux

Хаб был выстроен в 2006г. в центре Берлина. На трех подземных уровнях размещен паркинг, кассы и территория отдыха. На базе вокзала возведено около 175 тыс. кв. м недвижимости (включая 50 тыс. кв. м контор и 15, тыс. кв. м ретейла).

Рядом от Berlin Hauptbahnhof расположены Рейхстаг, Бранденбургские ворота, Унтер-ден-Линден, Потсдамская площадь и Центральный зоопарк.

Хаб представляет собой многоуровневый транспортно-торгово-офисный комплекс. Он принимает междугородние и интернациональные поезда, региональные автобусы и городские, аэроэкспресс, легкорельсовый транспорт, с которых комфортно пересаживаться на метро.

Владимир Миронов

ХАБЫ — Off-road drive.mp4


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: