Передел пирога
Последний год перевернул только-только сформировавшиеся у русских частных инвесторов представления о доходности зарубежной недвижимости. Быстро изменилась конъюнктура. Перераспределение покупательских предпочтений вынудило петербургские агентства недвижимости, торгующие «зарубежкой», переориентироваться с одних государств на другие.
Маркетинг по-риэлторски
Петербургские компании, реализовывающие зарубежную недвижимость, делятся на две группы: одни являются представителями зарубежных компаний (значительно чаще – застройщиков), другие трудятся как посредники с зарубежными риэлторами и, реже, застройщиками напрямую. Первые воображают «монобренд»: их предложения смогут быть многообразны по ценам и качеству, но географически они ограничены отдельным регионом и определённой страной данной страны, что осваивает застройщик.
Вторые – «мультибренд»: дабы сделать кассу, компании стараются выстроить сотрудничество с большим числом зарубежных партнеров, дабы иметь в собственных листингах предложения не только на любой кошелек, но и на любой вкус – от Европы до Азии и обратно. Соответственно, первые продвигают определенную страну и/либо проект, и при наступлении очень негативной ситуации вынуждены уйти с рынка или переориентироваться.
Вторые в параллель имиджу той либо другой инвестиционно привлекательной державы продвигают как таковую посредническую услугу, и, в случае если какиелибо государства перестают быть прибыльными, то в палитре предложений компании-оператора они просто заменяются вторыми. Для клиентов поиск области применения инвестиций – процесс безостановочный, изменяется только конъюнктура. Фактически, поток клиентов с возникновением у россиян вкуса к зарубежным инвестициям только ширится, задача риэлтора – довести до сведения лакомые предложения, следя за ситуацией .
Цепная реакция
Петербургские специалисты именуют три страны-фаворита, между которыми распределяется главной поток русских клиентов. Это – Болгария (23%), Черногория (17%) и Испания (16%). Кроме тройки фаворитов активен спрос на приобретение недвижимости на Кипре и в Арабских Эмиратах. «Среди государств-членов Евросоюза начинает лидировать Чехия, и не спадает спрос на приобретение недвижимости в Швейцарии и Финляндии», – отмечает Оксана Шарова, эксперт по зарубежной недвижимости компании «Александр».
Одновременно с этим операторы отмечают падение лидерских позиций отдельных государств. «На сегодня прослеживаются азиатские приоритеты. В то время, когда в 2007 году рынок американских недвижимости упал, европейский – затормозился, начал развиваться АзиатскоТихоокеанский регион, и на рынок вышли Арабские Эмираты, Колумбия, Филиппины, – говорит Галина Лукина, председатель совета директоров АН «Петербург». – Отечественное агентство в далеком прошлом предлагает недвижимость в таких государствах, как Германия, Израиль, Турция, Америка, Панама и на Карибах.
Спрос на данные государства (кроме Америку) в прошлые годы вправду был меньше, чем, к примеру, на Черногорию, Испанию, Кипр, Грецию. на данный момент инвесторы достаточно деятельно интересуются Панамой, Карибскими островами, США. Обстановка с США – общеизвестна – цены на недвижимость без шуток упали в прошедшем сезоне и падают . (Не смотря на то, что, нужно отметить, в Нью-Йорке данный процесс менее заметен на фоне всей другой Америки).
Исходя из этого со стороны россиян мы замечаем интерес к данной стране. Что касается Панамы, Египта, Турции, Карибских островов и Туниса, то цены на недвижимость в том месте так ниже российских, что вопрос «из-за чего в том месте так много российских клиентов?» не следует по большому счету».
Суета в Европы
В начале нынешнего года стала заметной тенденция перехода последовательности риэлторских компаний от работы с рынками ставших менее прибыльными Британии, Испании, Черногории и Франции к рынкам других государств. «Другие страны» значительно чаще выбираются по соседству из тех стран, рынки недвижимости которых не затронул всемирный банковский кризис. Фактически в 100% случаев поиски новых рынков заканчиваются тем, что в листинги попадает как минимум Болгария.
Cоздается чувство, что Болгарию в Российской Федерации не реализовывает лишь ленивый, и до тех пор пока что клиентов хватает всем. Росту числа представителей местных компаний содействует не только экономическая стабильность страны, рынок которой находится сейчас на взлете, но и активность местных операторов. Порожденные и привлеченные строительным бумом, новые и новые болгарские компании, хотя трудиться с петербуржцами, чуть ли не каждый месяц «переходят границу», подыскивая контрагентов, открывая представительства, в крайнем случае – наскоро организуя рекламную кампанию с прицелом ловить петербургского клиента прямо «оттуда».
Болгарию ввели в собственные листинги не только те, кто должен был географически переориентировать бизнес в силу экономических обстоятельств, но и компании, до недавнего момента предлагавшие в полной мере успешные Кипр, Финляндию, Грецию, Турцию. Имеется компании, поменявшие вывеску «Турция» на «Италия», а кое-какие сделали наоборот. Кстати, последняя очень слабо охвачена петербургскими операторами, кроме этого как и Франция, Германия, Португалия, Бельгия, Швейцария.
Запад ожидает, Восток не спит
Четко заметны упрочнения европейских застройщиков, рассчитывающих привлечь интерес петербургских клиентов. В случае если три года назад поездка группы петербургских риэлторов в испанскую провинцию Мурсия вынудило опытную общественность звучно обсуждать это событие, то в этом году организация европейскими застройщиками туров для риэлторов (с целью обучения) и для журналистов (чтобы отрекламировать новые и/либо ветхие рынки) уже стала практически рядовым явлением. Представители не скрывают, что, на неизвестное время лишившись привычных английских и ирландских клиентов, сейчас делают важную ставку на российского клиента.
Деятельно зазывает россиян не только запад, но и восток. В Хургаде, где сейчас деятельно строятся новые жилые комплексы, уже живёт около 10 тысяч русских. В полной мере быть может, что благодаря отечественным соотечественникам, сейчас цены на жилье тут растут на 30% в год.
Те, кто не пугается мусульманских обычаев, в полной мере смогут получить счастье и высокую доходность инвестиций в Египте. Большое количество увлекательного обещает и рынок мусульманского Марокко – побережье Атлантики деятельно застраивается французами и испанцами. Петербургские операторы предлагают недвижимость на этих рынках с опаской, пока не рассчитывая на особенный спрос: может, такие инвестиции и удачны, но уж через чур на большом растоянии и через чур специфично.
Да и застройщики напрямую к русским клиентам до тех пор пока что не обращаются – возможно, пока еще просто не знают, как. Практически никто из петербуржцев не работает с Арабскими Эмиратами, не обращая внимания на строительный бум и даваемые слово инвесторам сумасшедшие барыши.
Кто за чем
какое количество клиентов – столько и целей, говорят риэлторы. Попытка сгруппировать спрос дает следующую картину: с целью вложения средств недвижимость за границей покупают около 50% клиентов, для извлечения прибыли – 25–30%, с целью переехать – 25–30%. «Имеется предположение, что в 2008 году процентное соотношение изменится в сторону повышения процента по переезду», – говорит Галина Лукина, председатель совета директоров АН «Петербург».
Зарубежные риэлторы обожают подчеркивать интересный нюанс. Беря апартаменты в Болгарии, Турции, Египте, Марокко – государствах, притягивающих сейчас инвесторов – клиент, в случае если лишь не случился форс-мажор, вправду в кратко-срочной возможности приобретает обещанную прибыль. Но в этих государствах, переживающих сейчас строительный бум, массово строится недвижимость, вычисленная именно на зарубежных клиентов.
Местное население брать такую недвижимость и не сможет, и не будет – и потому, что проектировщики комплексов «затачивают» их под менталитет европейцев, и вследствие того что коренному населению это просто-напросто не по карману. Следовательно, сдавать апартаменты их обладатель может лишь туристам, реализовывать – таким же, как он, инвесторам из Англии, Германии, Ирландии, России. Прибыль от продажи и, по большому счету, возможность сделки будет полностью зависеть от наличия либо отсутствия очередного финансового кризиса в Европе.
Возможности приобретения недвижимости в Финляндии либо Греции отличаются от обрисованной обстановки – тут продается в основном то, что берёт само коренные жители, исходя из этого операторы уверены в том, что такие вложения менее рискованны, а рынки в этих государствах – более стабильны.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Галина Лукина, председатель совета директоров АН «Петербург»:
Я думаю, ставки по ипотекам в скором будущем вырастут, что неизбежно приведет к «дополнительному» удорожанию недвижимости в Европе. Число обращений в отечественное агентство в 2007 году по поводу приобретения зарубежной недвижимости в сравнении с 2006 годом увеличилось примерно вдвое. За 5 месяцев этого года число обращений уже приблизилось к годовому показателю 2007 года.
По словам отечественных партнеров с Кипра, Греции, Чехии, Панамы и Черногории, часть русскоязычных клиентов стабильно растет с каждым годом. По данным отечественных кипрских и турецких партнеров, русскоязычные клиенты недвижимости стоят на втором месте по окончании английских клиентов.
Оксана Шарова, эксперт по зарубежной недвижимости АН «Александр»:
Спрос на недвижимость за границей в 2007 – в начале 2008 года вырос если сравнивать с 2006 годом в 1,7 раза. Спрос заметно растет уже три года, но до прошлого года это происходило не столь скоро. К примеру, в 2006 году спрос возрос на 60% по отношению к 2005-му. Мы полагаем, что в 2008-м тенденция продолжится.
Основная обстоятельство активизации спроса – рост благосостояния отдельных категорий граждан РФ. Он вынуждает их искать места, куда возможно положить избыток средств так, дабы они приносили доход либо по крайней мере не обесценивались. Недвижимость за границей представляется в этом смысле в полной мере надежной сферой.
Александр Ангелов, менеджер по работе с русскими клиентами BolgarienBO (Варна):
На недвижимости Болгарии всемирный банковский кризис никак не отразился. А покупательская активность россиян за последний год выросла не меньше чем на 100%. Болгария – для многих новый рынок. Клиенты из Скандинавии, Британии, Ирландии открыли его пара лет назад, а на данный момент на их место пришли клиенты из бывших советских республик и Восточной Европы. Растет интерес к болгарскому рынку со Голландии и стороны Бельгии.
До последнего времени население этих государств недвижимостью в Болгарии очень не интересовалось, а на данный момент что туризм, что продажи усиливаются . Нечасто, но случаются клиенты из Италии и Испании, но они покупают объекты лишь как инвесторы.
Текст: Юлия ЛОЗОВСКАЯ
издание "Ваш Дом За границей"
DIY ПЕРЕДЕЛКА ветхих ВЕЩЕЙ * Блокнот-подушка * Органайзер Monster Book (Harry Potter) * Bubenitta