Советская архитектура: стандартный монументализм
В истории советской архитектуры принято выделять три этапа: 1917-1932 гг. — новаторский этап, 1933-1954 гг. — освоение хорошего наследия и создание монументальных архитектурных форм, с 1955 г. — ответ социальных и идейно-художественных задач.
Эти этапы конкретно связаны с историей СССР, не смотря на то, что многие историки архитектуры и воображают их, как всецело оторванные от социальных и культурных преобразований страны.
1917 год, год двух революций и одного переворота. Год глобальной ломки в сознании людей. Год, в то время, когда пришло познание, что прошлая судьба безвозвратно закончена, и начинается что-то новое — не имеет значение кроме того, хорошее оно либо нехорошее, но легко — новое, не бывшее ранее, не испытанное, для чего не существует принятых канонов, штампов и эталонов.
Архитекторы — они также люди. Исходя из этого не страно, что их разламывало совершенно верно равно как и всех остальных. И в следствии рождались совсем новые архитектурные формы.
К примеру, дома-коммуны с личными (и очень экономичными) квартирами и обобществленным обслуживанием (таковой дом имеется в Москве на ул. Чайковского, строился он в 1928-1930 гг., архитектор — М.Гинзбург и др.). В то время, в то время, когда идеологи советской власти пропагандировали коммуны, публичные фабрики-кухни, отказ от классической дореволюционной семьи и без того потом, должны были создаваться подобные дома, где личная квартира — это всего лишь место для ночлега, а жизнь протекает за пределами ее стен.
В те же времена строились комплексные «социалистические города» (Неприятный, Запорожье, Кузнецк, Магнитогорск). Комплексное строительство подразумевало, что жилые дома возводились вместе с фирмами, магазинами, детскими учреждениями, клубами и другим. Практически такие «соцгорода» — это все та же мысль дома-коммуны, лишь воплощенная в более большом масштабе.
После этого, с приходом к власти Сталина, наступил второй этап развития социалистической архитектуры. Действительно, он наступил не сходу, но задержка связана снова же с политикой, а не с архитектурными тенденциями. Первые годы сталинского управления являлись непрекращающейся борьбой за власть.
Сталин вовсе не так прочно держался в седле, как это представлялось позже из книжек истории советского периода. До тех пор пока проходили «разборки в верхах», было как-то не до воплощения новой идеологии в архитектуре (да и не только в архитектуре). Сперва идеологию требовалось утвердить.
К 1933 году утверждение закончилось, и необходимо было уже внедрять.
Тут-то и наступил период монументального архитектурного образа. Сталин объявил, что социализм возможно не только выстроен в раздельно забранной стране (как утверждал Ленин), но экспансия революции вовсе не необходима при постройке социализма. Другими словами, вождь всех времен и народов попросту отменил мечту о экспорте революции, а предпочел ограничиваться постройкой социализма в Российской Федерации.
Но так как мировая революция все же маячила на горизонте (так как классиков марксизма-ленинизма не имел возможности отменить кроме того Сталин), а около социалистической державы было враждебное окружение, следовало показать силу и мощь советской власти, и преимущества социализма перед вторыми формами правления.
Как раз тогда и был совершён конкурс на разработку Дворца Советов в Москве. Строительство началось во второй половине 30-ых годов двадцатого века (архитекторы Б.Иофан, В.Щуко, В.Гельфрейх). Композиция дворца была воистину монументальной: 300 м в высоту, к тому же венчать все это сооружение должна была стометровая статуя Ленина.
Данный проект стал примером, на что равнялись советские архитекторы. Монументальность и надёжность — и классицизм традиции, красивая пропаганда для социалистической идеологии.
Но дальше была война, и создание стометровых статуй вождя мирового пролетариата было нужно приостановить. По окончании окончания войны огромные территории страны лежали в руинах. Тут уже было не до статуй, необходимо было восстанавливать города.
И в один момент — пропагандировать социалистическую идеологию и утверждать преимущества СССР.
Так появилось две формы социалистической архитектуры: с одной стороны прагматическая унификация, блочное строительство поточным способом, типовое проектирование, с другой — возведение высотных строений в Москве, как знаков победы над захватчиком. И развитие архитектуры шло по этим двум направлениям: или типовой проект, или монументальное сооружение (визитка, монумент социализму).
После этого наступил 1955 год и с ним пришло распоряжение ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в строительстве и проектировании», и «Единый каталог унифицированных бетонных конструкций и изделий».
И дело вовсе не в том, что надоели «сталинские высотки» либо страна прекратила нуждаться в утверждении идеологической базы архитектурными способами. В итоге строились и такие композиции, как Кремлевский Дворец Съездов (1959-1961 гг., архитектор М.Посохин и др.) либо Дворец пионеров на Ленинских горах (1958-1962 гг., архитектор И.Покровский и др.), Останкинская телебашня (1967 г., Н.Никитин, Л.Баталов) и другие сооружения, возводившиеся в стиле «социалистической идеологии», которая, как мы знаем, была «самой идеологичной идеологией в мире».
Но страна нуждалась в жилье, и архитекторы обратились к опыту купцов и текстильных промышленников Морозовых, каковые на протяжении оно выстроили в Орехово-Зуево общежития для рабочих собственных фабрик. Практически это были многоквартирные дома, вот лишь квартиры в них были малогабаритными. И СССР обогатился такими архитектурными формами, как «хрущевки» — это те же морозовские общаги, лишь выполненные из вторых материалов и по второй технологии.
Но мысль — все та же. По окончании совершенствовались технологии и материалы, возводились новые типовые дома, предназначенные для ответа постоянного жилищного кризиса в городах.
А после этого социализм забрал и закончился. И начался капитализм. И архитекторы на данный момент решают задачи не просто обеспечения населения квадратными метрами либо идеологическими монументами архитектуры, но — обеспечения комфортными квадратными метрами.
Но это уже совсем вторая история.
София ВАРГАН
Застывшие в камне: советская архитектура в Латвии