Москва советская: как менялась столичная архитектура

От авангарда 1920-х годов к функционализму спальных районов 1980-х — «РБК-Недвижимость» говорит о главных архитектурных стилях советской Москвы

Москва советская: как менялась столичная архитектура

Фото: Николай Рахманов /Фотохроника ТАСС

За время советской власти — с 1917 по 1991 год — застройка Москвы осуществлялась под влиянием различных архитектурных стилей: конструктивизма, рационализма, ар-деко, сталинского стиля (соединившего ар-деко, ампир и эклектику), брутализма и др. Комплект этих терминов мало что говорит современникам. В это же время столичная архитектура XX века повлияла на многих зодчих с мировым именем.

Редакция «РБК-Недвижимости» подготовила обзор архитектурных стилей Москвы, каковые взяли развитие в 1917–1991 годах.

Время архитектурного авангарда

1918 по 1932 год

Советская архитектура зарождалась в 1920-е годы. социальные преобразования и Идеологическая эйфория оказали значительное влияние на формирование советской архитектуры. Это отразилось на виде русских городов, а также Москвы. В первые десятилетия советской власти архитектура испытала влияние духа грандиозных возможностей.

Архитекторы говорили о городах будущего и стремились уйти от классических направлений.

СССР приводил к интересу у большинства мировых мастеров, каковые пробовали искать новое слово в архитектуре. Наша страна с ее революционной воздухом была для этого подходящей экспериментальной площадкой. В 20-х годах прошлого века в Российской Федерации деятельно трудились, а также над проектами по заказу советских правительства, Ле Корбюзье, Мендельсон, Гропиус, Таут, Май, Майер и другие.

Конструктивизм

Авангардистское направление, которое взяло развитие в 20-х — первой половине 30-х годов прошлого века. Характеризуется строгостью, геометризмом, монолитностью и лаконичностью форм внешнего вида.

Во второй половине 20-ых годов XX века была создана творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Организация стала разработчиком так именуемого функционального способа проектирования, основанного на научном анализе градостроительных жизнедеятельности комплексов и особенностей зданий.

В эти же годы происходит увлечение советских конструктивистов идеями Ле Корбюзье (французский архитектор — пионер функционализма и архитектурного модернизма).

Пример

Дворец культуры ЗИЛа (выстроен в 1931–1937 годах)

При создании проекта авторы опирались на узнаваемые пять правил Ле Корбюзье: применение опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна, плоская крыша. Фото: zilcc.ru

Рационализм

Авангардистский стиль в архитектуре 20-х — первой половины 30-х годов прошлого века. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и выделенным функционализмом. В отличие от конструктивистов, рационалисты уделяли внимание психотерапевтическому восприятию архитектуры человеком.

Они не отрицали всецело наработок прошлого, как это делали приверженцы конструктивизма.

На рубеже 1922–1923 годов несколько единомышленников творческого фаворита рационалистов Николая Ладовского создала творческую организацию — Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА). В ее состав в различное время входили такие выдающиеся архитекторы, как Лазарь Константин и Лисицкий Мельников.

В 1923–1926 годах разгорелась полемика между Ассоциацией новых архитекторов (АСНОВА) и ОСА. Рационалисты обвиняли собственных оппонентов в «превращении» и «ограниченности инженерной конструкции в некоторый фетиш».

Во второй половине 20-ых годов двадцатого века один из любимых учеников Ладовского Георгий Крутиков представил собственный дипломный проект «летающего города». Архитектор предлагал покинуть почву для труда, туризма и отдыха, самим же перебраться в парящие в тучах города — коммуны.

Пример

Типография акционерного общества «Огонек» («Типография Жургаза», «Типография Лисицкого», 1932 год)

Архитектурный комплекс в центре Москвы в 1-м Самотечном переулке. Это единственный реализованный архитектурный проект архитектора-Лазаря и художника авангардиста Лисицкого. Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

Коммунистический монументальный классицизм

С середины 1930-х до середины 1950-х годов

Сталинская архитектура объединяет пара архитектурных стилей, каковые возможно охарактеризовать словами «монументальность», «помпезность», «роскошь», «величественность». Многообразие сталинского стиля прослеживается на примере различных фонтанов и проектов павильонов ВДНХ. В конце 20-х годов в опытной среде шутили: «В полемике конструктивистов и рационалистов победили неоклассики».

Пристрастия Сталина к хорошей архитектуре перевесили рвение к пролетарской аскетичности и целесообразности форм, каковые исповедовались в 1920-е.

Постконструктивизм

Стиль советской архитектуры 30-х годов, в то время, когда на фоне политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. Проекты многих строений в стилистике конструктивизма подверглись реконцепции в новом архитектурном формате сталинского ампира.

Примеры

Основное строение Библиотеки им. В. И. Ленина (1928–1940 годы)

Комплекс библиотеки по проекту архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха складывается из пяти частей, соединенных в единую совокупность около внутренних дворов. Для облицовки фасадов употреблялись чёрный гранит и известняк, для интерьеров — мрамор, латунь, дубовые стеновые панели. Критики упрекали проект в эклектизме. Фото: Depositphotos/ppl1958; Depositphotos/kavunchik

Дом СТО (строение СНК СССР, Совета Министров СССР, Госплана СССР). на данный момент — главное строение Государственной думы РФ (1932–1935 годы)

Строение, выстроенное архитектором Аркадием Лангманом, на много лет вперед выяснило тип «совершенного» правительственного строения. Строго симметричная постройка по конструктивной чёткости и логичности фасадов тяготеет к конструктивизму, по репрезентативности и монументальности — к следующему периоду советской архитектуры — неоклассицизму. Фото: Василий Егоров и Фотохроника и /Алексей ТАСС; ИТАР-ТАСС/ Вячеслав Прокофьев

Ампир

Одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном мастерстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. Стиль соединил в себе элементы барокко, «наполеоновского» ампира, позднего классицизма и ар-деко. Знаками сталинского ампира являются известные столичные высотки.

Развитие стиля было прервано в 1955 году распоряжением ЦК КПСС и Совмина СССР «Об устранении излишеств в строительстве и проектировании».

Примеры

Ключевой вход ЦПКиО им. Горького в Москве (1955 год)

Входукрашают огромные Триумфальные ворота, сооруженные по проекту архитектора Георгия Щуко. на данный момент они находятся на реконструкции, которая завершится в мае 2015 года. Строение будет оборудовано лифтами, подсветкой и кондиционерами. На высоте 18 метров откроется смотровая площадка, где установят бинокли.Фото: ИТАР-ТАСС; ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац

Основной павильон ВСХВ (ВДНХ)

Павильон, выстроенный к 1954 году на месте ветхого строения по проекту Георгия Щуко, выдержан в лучших традициях неоклассической архитектуры и имеет сходство с центральной башней строения Главного Адмиралтейства в Петербурге. Пропорции строения вычислены на восприятие с дальних точек, подробности лаконичны. Уступами, напоминающими ступени огромной лестницы, павильон поднимается вверх и увенчан золоченым шпилем со звездой. Фото: Николай Акимов /Фотохроника ТАСС; ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе

Ар-деко

Советская архитектура 1930-х испытала и влияние главного мирового стиля тех лет — ар-деко (фр. art deco, «декоративное мастерство»), что зародился во Франции в 1920-х годах, а после этого стал популярен в интернациональном масштабе (утратил актуальность по окончании Второй мировой). Данный эклектичный стиль, воображающий собой синтез неоклассицизма и модернизма, лег в базу проектов некоторых станций Столичного метро: «Аэропорт», «Сокол», «Маяковская».

Пример

Кремлевская АЗС на Волхонке (1930-е)

Единственный реализованный элемент Дворца Советов (легендарный грандиозный проект, что не был воплощен в судьбу) и одно из последних сохранившихся строений советского ар-деко. Фото автора

Ретроспективизм

Стиль пришел на смену ар-деко, сохранив наряду с этим многие его элементы: современное конструктивное ответ, четкость, национальные мотивы и дорогие отделочные материалы.

Пример

Неспециализированное художественное ответ реконструированной ВСХВ (ВДНХ)

Фото: Владимир Валентин и Савостьянов Мастюков (Фотохроника ТАСС); ВДНХ

Эклектика

Сталинская архитектура выражалась не только в применении уже существующих архитектурных форм, но и в создании новых, довольно часто соответствующих национальным темам областей и республик.

Примеры

Павильон «Армения» ВДНХ (ВСХВ)

По окончании пожара во второй половине 40-ых годов XX века строение полностью перестроили. на данный момент оно состоит их двух частей: левая — красивая башенка, правая — замечательный восьмиколонный портик. Венчают строение конные скульптуры, каковые не пострадали в пожаре и были перенесены со ветхого строения. Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе; ВДНХ

Фонтан «Дружба народов»

Фото: Валентин Черединцев /Фотохроника ТАСС

Эра индустриального домостроения

Финиш 1950-х – начало 1990-х годов

С 1947 года в Москве начались активные разработки экспериментальных серий каркасных и каркасно-панельных домов. Во второй половине 40-ых годов XX века была запущена реализация масштабного пилотного проекта застройки района Песчаных улиц на площади около 300 га. В следующем, 1949 году в районе Хорошевского шоссе начинается строительство серии экспериментальных каркасно-панельных секционных домов, созданных Мосгорпроектом.

Это стало началом эры спальных районов в Москве.

Брутализм (необрутализм)

Направление в архитектуре, зародившееся в 50–70-х годах в архитектуре Англии, одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма. Для брутализма характерна мощь объёмов и конструкций, храбрые широкомасштабные композиционные ответы. В конце 70-х влияние этого стиля дошло и до советской архитектуры.

Примеры

Строение Онкологического центра РАМН (1972–1979)

Выстроено на средства, полученные от проведения всесоюзного субботника по случаю столетия со дня рождения В. И. Ленина. Фото: facebook.com/RONCBlohina; ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

Пресс-центр Олимпиады-80, сейчас строение РИА Новости (1976–1979)

Строение выстроено за год до столичных Олимпийских игр. Оно изначально планировалось масштабным, дабы поразить чужестранцев, после этого площади предполагалось передать информационному гиганту СССР Агентству печати «Новости». Под строительство на Садовом кольце выделили участок в 30 тыс. кв. мДля гармоничного сочетания со древними Провиантскими складами, стоящими по соседству, была создана совокупность сквозных дворов с галереями-переходами по периметру строения. Фото: Николай Малышев и Анатолий Морковкин / Фотохроника ТАСС; Виктор Великжанин и Виталий Созинов /Фотохроника ТАСС

Функционализм

1958–1991 годы

Черты: прагматизм, функциональность. В конце 50-х годов в СССР началась эра индустриального домостроения. В стиле функциализма были выстроены все спальные районы Москвы.

Примеры

Спальный район

В конце прошлого века обычными спальными районами Москвы считались Западное Дегунино, Восточное Дегунино, Бирюлево, Лианозово, Бибирево, Митино, Медведково, Строгино, Чертаново, Ховрино, Алтуфьевский, Братеево, Солнцево, Коньково, Вешняки,Раменки, Новогиреево, Орехово-Борисово, Отрадное, Бескудниковский, Черемушки и Ясенево, выстроенные на месте снесенных сел и сёл. Эти районы были застроены типовыми панельными зданиями высотой от 9 до 22 этажей. Застройка спальных районов велась по шаблону — заблаговременно проектировался целый район с типовыми зданиями, школами, детскими садами поликлиниками, магазинами и пр. В функционализме уже было значительно меньше заботы о людях, чем в рационализме. Фото: Виктор Кошевой /Фотохроника ТАСС; Олег Иванов /Фотохроника ТАСС

Подготовил Владимир Миронов

Несбывшийся успех советской архитектуры — Москва


Темы которые будут Вам интересны: