Дома советской элиты: где жили артисты большого театра

«РБК-Недвижимость» продолжает публикацию серии материалов, посвященных зданиям советской элиты в Москве. О районах и местах проживания генсеков, академиков и маршалов СССР говорит москвовед, историк архитектуры Денис Ромодин. Тема очередной публикации — дом артистов Громадного театра в Брюсовом переулке (современный адрес: Брюсов пер., 7).

Строение было намерено выстроено для театральной интеллигенции в 1930-х годах

Дома советской элиты: где жили артисты большого театра

Брюсов (либо как он именовался до 1962 года — Брюсовский) переулок необычным образом вобрал в себя множество многоквартирных домов, выстроенных для советской творческой элиты в 1920–1950-х годах — это и Дом артистов под № 12, выстроенный во второй половине 20-ых годов двадцатого века по проекту архитектора И. Рерберга; и известный Дом композиторов в ЖСК «Педагог Столичной консерватории», выстроенный под № 8/10 в 1953–1956 годах архитектором И. Маркузе; и жилой дом № 17, выстроенный во второй половине 20-ых годов двадцатого века по проекту А. Щусева для Столичного художественного театра. В этом же переулке архитектор Щусев спроектировал монументальный и выделяющийся своим масштабом дом под № 7, известный как Дом артистов Громадного театра.

Проект этого дома был подготовлен еще в первой половине 30-ых годов двадцатого века, в то время, когда создавался жилищный кооператив работников Громадного театра. За работу взялась мастерская архитектора Д. Фридмана (по другим сведеньям — переехавший из Ленинграда в Москву архитектор Л. Поляков).

Но позднее проектирование было передано Алексею Щусеву, создавшему в первой половине 30-ых годов XX века новый замысел постройки, в котором мастер всецело отошел от авангарда, представленного ранее в его творчестве, — в прошлые годы он спроектировал много броских построек в Москве, таких как мавзолей Ленина, строение Механического университета на Громадной Садовой,14, строения Наркомзема на Садово-Спасской,11/1, дома для работников МХАТа в Брюсовом переулке. В первой половине 30-х годов Щусев уже начинал трудиться над трансформацией проекта гостиницы Моссовета, что ранее разрабатывал дуэт архитекторов Л. Савельева и О. Стапрана. В трансформациях фасадов и композиции будущей гостиницы «Москва» возможно было заметить начало освоения и поиски архитектора им хорошего наследия, а в доме в Брюсовом переулке эти поиски уже были закончены всецело хорошим ответом.

Алексей Щусев (1873–1949) — советский архитектор и русский. По окончании Октябрьской революции был в числе самых востребованных советских архитекторов. Известнейшим произведением Щусева стал мавзолей Ленина на Красной площади в Москве.

Академик АН СССР, архитектор Алексей Викторович Щусев(Фото: Владимир Савостьянов / Фотохроника ТАСС)
Среди проектов, реализованных Алексеем Щусевым:

  • храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, 1911–1917 годы;
  • православный храм Христа Спасителя в Сан-Ремо, 1913 год;
  • комплекс строений Казанского вокзала, 1913 год (строительство завершено в 1928–30 годах);
  • замысел реконструкции Москвы «Новая Москва», 1918–1923 годы;
  • мавзолей Ленина, 1924 год — древесный; 1927–1930 годы — каменный;
  • гостиница «Москва», 1930-е годы. Главные авторы — О. Стапран и Л. Савельев;
  • жилые дома в Брюсовом переулке: № 17 для артистов МХАТа — во второй половине 20-ых годов двадцатого века, № 7 для артистов Громадного театра — в 1935 году;
  • перепланировка Ленинградского шоссе (на данный момент Ленинградский проспект), 1933–1934 годы;
  • Громадный Москворецкий мост, 1935–1937 годы;
  • планировка участков берега Москвы-реки недалеко от Крымского моста, финиш 1930-х годов;
  • реконструкция Октябрьской и Добрынинской площадей, финиш 1930-х годов;
  • строение НКВД на Лубянской площади, 1940–1947 годы.

Дом для артистов Громадного театра, выстроенный в 1935 году, как бы делится на три части — центральный корпус, углубленный от переулка, и два выступающих боковых. Это разрешило возможность вписать девятиэтажное жилое строение в узкий переулок и обеспечить светом квартиры. В отличие от дома № 17, в доме № 7 Щусев спроектировал квартиры, увеличив в них окна из-за высоких потолков.

Для улучшения освещенности начиная с третьего этажа на двух боковых крыльях размещены эркеры без расстекловки оконных рам. Для монументальности вида фасады облицованы «рижской» штукатуркой с вкраплением крошки кварца, гранита и мрамора. цоколь и Порталы подъездов отделаны натуральным розовым гранитом. Последние два этажа взяли скругленные мощный карниз и окна — это решение мастер повторит в отеле «Москва» и собственных жилых зданиях, спроектированных в эти же годы.

Фото: Д.Ромодин

Фото: Д.Ромодин

Фото: Д.Ромодин

В этом же доме архитектор внедрил особую совокупность шумоизоляции, поскольку квартиры предназначались для артистов Громадного театра. Щусеву кроме этого потребовалось спроектировать громадные помещения для возможности репетиций, создать габариты пространств для его доставки и размещения рояля в квартиры.

Планировка квартир изначально больше была похожим дореволюционную — анфилада парадных помещений, спальные помещения хозяев, раздельный санитарный узел, комната и кухня для прислуги. Полы во всех жилых помещениях были покрыты наборным паркетом, кухни и санитарные узлы — кафельной плиткой. На лестничных клетках — такой же кафель и каменная шлифованная крошка.

Для стенку в жилых помещениях выбрана бежево-желтоватая окраска, характерная для того времени.

Фото: Д.Ромодин

Фото: Д.Ромодин

Фото: Д.Ромодин

Так как дом был кооперативным, квартиры к моменту заселения имели лишь встроенную мебель. Обстановкой помещений занимались сами жильцы. В условиях отсутствия в середине 1930-х богатого выбора готовой мебели квартиры обставлялись антиквариатом.

Тем более что жильцы этого дома были людьми творческими — одни мемориальные доски на фасаде с нижеперечисленными фамилиями говорят сами за себя: скульптор И. Д. Шадр; дирижеры Н. С. Голованов и А. Ш. Мелик-Пашаев; танцор А. Б. Годунов, Л. И. Власова и О. В. Лепешинская; оперные певцы И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, А. В. Нежданова. Кстати, в честь Неждановой Брюсов переулок был временно переименован — в 1962–1994 годах именовался улицей Неждановой.

Сама она жила в квартире № 9. В честь нее видный архитектор И. Жолтовский со своим сотрудником Н. Сукояном и скульптором И. Рабиновичем выполнили эскиз красивой и монументальной мемориальной доски на фасаде дома. В соседней квартире № 10 на данный момент находится музей-квартира ее мужа — дирижера Н. С. Голованова. В этих двух квартирах сохранилась необычная воздух огромного и одновременно с этим красивого дома, что стал украшением переулка.

Денис Ромодин специально для «РБК-Недвижимости»

Громадной театр день назад и сейчас (1976)


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: