Тадж-махал: редкая любовь достойна такого памятника
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что Тадж-Махал, грандиозное сооружение, делающее мавзолея и функции, и мечети, есть основной достопримечательностью Индии. Это тот самый случай, в то время, когда на популярность сооружения (входящего, кстати, в перечень Новых Чудес света) повлияли не только культурное значение и архитектурная уникальность в качестве произведения искусства, но и связанная с ним история. Так как не просто так в Индии имеется пословица: «Для любви возможно выстроить Тадж-Махал, но где отыскать любовь, которая будет этого хороша?».
Красиво обожать не запретишь
Все-таки PR, как бы эти технологии не именовались и в чем бы не заключались, великая вещь. Так как существует выстроенная в Дели на 100 лет раньше похожая гробница-мечеть — гробница Хумаюна, выстроенная вдовой могольского императора в честь погибшего супруга. И это строение, пускай менее прекрасное и масштабное, эксперты в один голос именуют объектом и предшественником подражания для строителей Тадж-Махала.
Но же благодаря прекрасной истории любви о Тадж-Махале знают все, а о гробнице Хумаюна — немногие.
Итак, в начале XVII столетия в Империи Моголов, размешавшейся на территории современной Индии, жил принц и один из наследников императора по имени Хуррам. И, в соответствии с легенде, в один раз на рынке он встретил бедную, но красивую девушку по имени Мумтаз-Махал, которую полюбил и на которой женился. Что ж, принц Хуррам вправду женился в 1612 году на девушке Мумтаз-Махал, но тут предания заканчиваются и начинаются исторические факты, каковые повествуют следующее.
Мумтаз-Махал была вовсе не бедной девушкой, а родственницей матери Хуррама и дочерью первого визиря (другими словами главного министра) его отца, императора. Так что во многом это был политический альянс. Но политика любви не помеха — по единодушному свидетельству современников, Мумтаз-Махал была любимой женой принца Хуррама, что по окончании вступления на престол принял имя Шах-Джахан, и бессчётные остальные жены его гарема были обделены его вниманием.
Радостная история закончилась во второй половине 20-ых годов XVII века, в то время, когда супруга императора на протяжении родов четырнадцатого по счету ребенка погибла. Полгода затем Шах-Джахан пребывал в, выражаясь современным языком, депрессии, а по ее окончании решил воздвигнуть в честь покойной возлюбленной гробницу, которая затмила бы все сооружения собственной красотой.
Сообщено — сделано: на постройке Тадж-Махала в течение более двадцати лет (до 1653 года) трудилось более 20 тысяч рабочих. Наконец, мавзолей из белого мрамора был возведен, и Шах-Джахан приказал строить рядом совершенно верно такой же мавзолей, но из тёмного мрамора. Он был рекомендован для самого императора и должен был соединяться с Тадж-Махалом мостом из тёмного и белого мрамора.
Но во второй половине 50-ых годов XVII века Шах-Джахан был свергнут собственным сыном, спустя восемь лет погиб в заточении и похоронен в Тадж-Махале рядом с супругой. Начатое строительство второго мавзолея было прекращено.
Семьдесят четыре метра целого великолепия
При взоре на Тадж-Махал делается светло: двадцать рабочих и тысяч мастеров трудились тут в течение более двадцати лет не напрасно. Так как Тадж-Махал это не единичное строение мавзолея, это настоящий архитектурно-парковый комплекс, возведенный тогда, в то время, когда схожих дворцово-парковых комплексов наподобие Версаля еще не существовало. Само пятикупольное строение мавзолея, облицованное белым блестящим мрамором, в высоту достигает 74 метров.
По четырем угла воздвигнуты минареты, высота каждого из которых образовывает 42 метра и каковые предусмотрительно выстроены с маленьким наклоном в сторону от мавзолея — дабы при разрушения и падения не повредить главное строение. Архитектурный ансамбль завершают две мечети из красного известняка. В конечном итоге же лишь одно из этих двух строений есть настоящей мечетью, то, которое, в соответствии с канонам ислама, обращено к востоку.
Второе же, являющееся правильной копией, выстроено для симметричной композиции. В самого мавзолея расположена восьмиугольная погребальная камера с кенотафами Мумтаз-Махал и присоединившегося к ней Шах-Джахана. Невооруженным глазом видно несимметричное размещение кенотафов в помещении — это отражение того события, что при постройке погребальная камера рассчитывалась на один кенотаф, а для императора должен был быть сооружен личный мавзолей.
Совсем оценить великолепие сооружения возможно только вблизи, в то время, когда возможно разглядеть прекрасную резную и орнаментальную отделку стен, потолка, купола и колон. Но, Тадж-Махал относится к числу тех шедевров всемирный культуры, о которых безтолку говорить, их необходимо лицезреть воочию. Неудивительно, что Тадж-Махал есть главным туристическим объектом Индии (около 5 миллионов визитёров в год), для сохранения которого прилагаются многие упрочнения.
А эти упрочнения уже весьма кроме того необходимы: на стенах уже показались трещины из-за трансформации течения реки Джаммы, белый как снег цвет сооружения скоро преобразовывается в желтый из-за загрязненного воздуха, не обращая внимания на периодическое отбеливание мавзолея особой глиной.
Александр Бабицкий
Видеоклип: Bahh Tee — Любви хороша лишь мама