Акрополь: архитектурное богатство греции
Акрополь – это часть древнегреческого города, находящаяся на возвышенности и укрепленная, потому, что основное ее назначение – являться убежищем для обитателей в военное время. Как раз исходя из этого акрополь довольно часто являлся необычной сокровищницей, в которой хранились муниципальные реликвии, тут же размешались важнейшие храмы. Акрополи строились фактически в каждом греческом городе, но самый превосходный среди них – афинский.
Афродисиас и Микены
Один из известных акрополей древности был выстроен в городе Афродисиас, на берегу реки Бююк Мендерес (территория современной Турции), в третьем тысячелетии до нэ. Когда-то данный город считался центром культа богини Афродиты и славился собственной школой скульптуры. Акрополь Афродисиаса размешался на кургане доисторического периода.
Подобное древнегреческое сооружение, но значительно более богатое, во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века было найдено германским археологом Генрихом Шлиманом. Это акрополь города Микены, стёртый с лица земли пожаром в 1100 году до нэ. Сейчас сохранились его крепостные развалины и стены дворца.
Вход на микенский акрополь – известные Львиные ворота, сложенные из четырех монолитных глыб и украшенные барельефом льва. В акрополя Шлиман нашёл пять богатых гробниц с клинками, золотыми масками и кинжалами.
Ансамбль афинского Акрополя
Афинский Акрополь – это бугор высотой более ста пятидесяти метров. В пятнадцатом веке до н.э. тут размешалась царская резиденция, позднее на ее месте был выстроен посвященный богине Афине храм Гекатомпедон, уничтоженный во время Греко-персидских войн. Только в пятом веке до н.э.
Акрополь начал восстанавливаться с невиданным размахом по инициативе политика и полководца Перикла.
Путь в новый афинский Акрополь начинался с западной стороны бугра и обозначался Пропилеями – праздничными и монументальными входными воротами с пятью проемами, портиками и образованными колоннами. Рядом с ними размешались картинная галерея и библиотека.
Самое легкое и красивое сооружение афинского Акрополя, похожее на мелкую шкатулку, – украшенный барельефами храм богини Ники Аптерос. Традиционно богиня победы изображалась с размашистыми крыльями, но афиняне решили убрать эту подробность из ее вида, дабы Ника ни при каких обстоятельствах не покинула их город, что только сравнительно не так давно сумел одержать славную победу над персами.
Намного более величественный храм Акрополя – известный мраморный Парфенон, центральное сооружение всего архитектурного ансамбля, масштабы которого весьма совершенно верно и математически правильно соотносились с размерами гора, создавая чувство единства, логического продолжения, человека творений и слияния природы. В храм был разделен на две части: в одной пребывала величественная статуя Афины, вторая являлась хранилищем муниципальный казны. Историки вычисляют Парфенон самоё совершенным воплощением правил греческого храмового строительства.
Еще одна известная постройка на территории Акрополя – храм Эрехтейон. Он был возведен на легендарном месте – как раз тут, в соответствии с мифам, Посейдон высек трезубцем ручей, а Афина посадила оливковое дерево. Легкий, богато декорированный храм выстроен на склоне, исходя из этого его помещения имеют различный уровень.
Храм Эрехтейон как будто бы уравновешивает неспециализированную композицию в восточной части Акрополя, контрастируя с тяжелым и массивным Парфеноном, — так же, как на западе «противостоят» друг другу храм и Пропилеи Ники, создавая единство и гармонию всего ансамбля.
Непростая история
Одно из самых известных сооружений Старой Греции имеет сложную судьбу. В начале I тысячелетия, в то время, когда Греция стала территорией Византии, Эрехтейон превратился в христианский храм, позднее крестоносцы назвали его герцогским дворцом. В пятнадцатом веке завоевавшие эту территорию турки содержали в строении Эрехтейона гарем начальника крепости, к Парфенону пристроили минареты, заявив его мечетью, а храм Ники и вовсе уничтожили.
В десятнадцатом веке ансамбль Акрополя был уничтожен на протяжении войны против османского владычества. Известен факт, характеризующий отношение греков к своим святыням: в то время, когда у турок, осадивших Акрополь, закончились патроны, они стали выламывать свинцовые арматурные пруты из колонн Парфенона, дабы сделать из них пули. В ответ на такое проявление вандализма греки, дабы не допустить разрушения реликвии, отправили во вражеские армии партию свинца.
Но, не только захватчики разрушали великий монумент архитектуры. Так, в 1803 году лорд Элджин, посол Англии в Константинополе, увез к себе на родину кариатиду (статую даму, заменявшую колонну) и за тридцать пять тысяч фунтов реализовал ее Английскому музею, где скульптура находится и на данный момент.
В первой половине 20-ых годов XX века Акрополь был восстановлен, а в начале XXI века заново отреставрирован. Действительно, он так же, как и прежде частенько выясняется в центре внимания средств массовой информации не как неповторимое сооружение прошлого, а в связи с политическими событиями.
К примеру, лишь в течение 2011 года его билетные кассы два раза выяснялись закрытыми для туристов – сперва их блокировали бастующие таксисты, после этого – работники культуры, требующие увеличения заработной платы. Какая будущее ожидает в будущем великий монумент – время продемонстрирует.
Дарья Цветкова
Discovery. Взрывая историю. Тайны Афинского Акрополя