Как архитектурные утопии помогают развиваться городам

Пару дней назад в Центральном доме архитектора состоялась лекция ведущего отечественного архитектора-футуролога и фантаста Артура Скижали-Вейса, где он поведал о значении вымышленных проектов в развитии всемирный архитектуры.

Как архитектурные утопии помогают развиваться городам

С древних времен люди пробовали представить образы совершенных городов будущего. Многие идеи с позиций сегодняшнего дня смогут казаться примитивными, но когда-то они поражали воображение людей. Со временем проекты архитекторов-футурологов становились все сложнее и детальнее, неспешно фантазии живописцев превратились в двигатель архитектурного прогресса.

Архитектурные шедевры, которыми сейчас восхищается всю землю, имели возможность бы не показаться на свет, если бы не было тех, кто занимался архитектурным фантазированием.

Современные архитекторы будут считаться, что неоценимое влияние на формирование их опытного восприятия оказало творчество Джованни Пиронези, Антонио Сант-Элиа, Питера Брейгеля-старшего, Этьена-Луи Булле, Якова Чернихова и многих вторых архитекторов-фантастов. Как говорит Артур Скижали-Вейс, произведения архитектурной фантастики побуждают общество к поиску и смелым размышлениям новаторских образов.

Питер Брейгель. Вавилонская башня. 1563г.

Этьен Булле. Кенотаф Ньютона. 1784г.

Архитектурные фантазии Якова Чернихова в 1920-х годах…

…повседневная действительность в двадцать первом веке(Фото: Depositphotos/dimaberkut)

Прямая речь

Архитектор-футуролог Артур Скижали-Вейс:
— Направление архитектурного фэнтези у меня связано с переосмыслением архитектурной классики. Историческое наследие завлекает, как огромная творческая лаборатория, в которой я провожу собственные действенные опыты по созданию синтезированных фантастических сооружений.

Историческая архитектура в стиле фэнтези — это не реконструкция, а воссоздание духа древнего мира в немыслимых формах.

Взор в будущее

Футурология в архитектуре — это взор в будущее, прогнозирование. "Необходимо стараться предвидеть появление архитектурных форм, — растолковывает Артур Скижали-Вейс. — Мы не просто рисуем на безлюдном месте то, что первое приходит в голову. Нужно воображать и предвидеть, к чему движется общество".

При создании фантастических сооружений у живописца должно сложиться представление, в каком месте и в каком времени находится мнимый проект, кто в нем будет жить (пускай персонажи также будут придуманными). Нужно выяснить функции проектов, конструкции должны быть верно вычислены, изображены в пропорциях, приближенных к настоящим. Необходимо выстроить для них причинно-следственную сообщение, тогда это будет весьма интересно и полезно.

По словам архитектора, кроме того в сказочные "бумажные" проекты нужно закладывать применение новейших технологий. А также при переосмыслении каких-то концепций ветхих авторов, каковые воодушевляют их современных последователей. "Техногенная эстетика продиктована новыми раскрывающимися возможностями, — говорит архитектор. — сооружения и Города в воздухе, на воде, под водой, под почвой и в космосе".

Прикладное значение

Кто-то сообщит: архитектурная сказка — и не более. Но проекты футурологов обычно имеют прикладной суть. Скажем, та же Москва — это в некоем роде воплощение художников древних и представлений философов о "городе-Солнце". В далеком прошлом показались проекты небоскребов, освоения подземных пространств, намывных островов, каковые сейчас — простая вещь.

По словам Артура Скижали-Вейса, футуристическая архитектура в качестве научно-фантастических архитектурных концептов, выходящих за рамки сегодняшнего дня, должна иметь прикладное значение. Ее создание позвано жаждой создавать образы, каковые смогут вырабатывать новые векторы и тренды развития глобальной архитектуры.

Это некоторый путь, что окажет помощь отыскать оптимальные занимательные ответы для сооружений будущего, это универсальные зрительные коды, каковые имеют возможность сбываться при определенных условиях. "К примеру, в случае если я создаю дома-амфибии для климатических беженцев, я же до тех пор пока точно не знаю, как и в какие конкретно сроки встанет Всемирный океан, — говорит архитектор. — Но то, что катаклизмы происходят и их темпы будут со временем увеличиваться, уже всем разумеется. Исходя из этого некоторый суть в создании таких проектов "впрок" определенно существует".

Одновременно с этим во всемирной практике до тех пор пока нет как таковых реализованных проектов, каковые возможно было бы четко отнести к стилю фэнтези. Данный архитектурный жанр не применяют для настоящего строительства. Им вдохновляются, черпают новые художественные образы. На сегодня футуристическую архитектуру деятельно применяют в Голливуде, выстраивая замечательные виртуальные миры, применяя новые компьютерные разработки.

Достаточно отыскать в памяти "Звездные войны" Джорджа Лукаса.

В случае если возвратиться в отечественное настоящее, то представляется, что возможности по внедрению идей-фантазий в конкретные проекты во многом определяются смелостью архитектора, властей и инвестора, их готовностью отойти от устоявшихся традиционных представлений и норм.

Архитектурные фантазии Артура Скижали-Вейса

Фото: Артур Скижали-Вейс

Фото: Артур Скижали-Вейс

Фото: Артур Скижали-Вейс

Фото: Артур Скижали-Вейс

Фото: Артур Скижали-Вейс

Фото: Артур Скижали-Вейс

Фото: Артур Скижали-Вейс

Фото: Артур Скижали-Вейс

Фото: Артур Скижали-Вейс

Фото: Артур Скижали-Вейс

Владимир Миронов

Лос-Анджелес, Столица XX века и сосредоточие архитектурной мысли: дистопии и утопии


Темы которые будут Вам интересны: