Дома советской элиты: образцовое жилье с билетом «в один конец»
«РБК-Недвижимость» продолжает публикацию серии материалов, посвященных зданиям советской элиты в Москве
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
О районах и местах проживания генсеков, академиков и маршалов СССР говорит москвовед, историк архитектуры Денис Ромодин. Тема очередной публикации — Дом на набережной (современный адрес: улица Серафимовича, дом 2). С середины 1930-х по середину 1950-х в этом доме было репрессировано 806 человек.
Дом на набережной есть на данный момент одним из известнейших жилых комплексов Москвы, наименование которого показалось благодаря одноименной повести писателя Юрия Валентиновича Трифонова, обрисовавшего трагедии и быт 1930-х годов жильцов этого массивного сооружения, занявшего территорию в практически 3 га.
В 1918–1920 годах работники правительства были расселены в так именуемые Дома Советов — строения, приспособленные из отелей («Националь», «Метрополь», «Петергоф» и т. д.) и бывших шикарных прибыльных многоквартирных домов. Позднее, по окончании того как закончились ремонтно-восстановительные работы в Кремле, часть работников вместе с семьями расселили на его территории. Но штат возрастал.
Моссовет рапортовал о том, что городу не достаточно гостиниц, и претендовал на строения отелей «Метрополь» и «Националь», так как городу необходимы были удобные отели (в то время в Москве трудилось большое количество командированных чужестранцев, кроме этого учреждается общество «Интурист»).
Стало ясно, что проблему дефицита жилья необходимо решать методом строительства новых домов. В начале планировалось выстроить на окраине города древесные дома, но позднее, в январе 1927 года, по предложению главы Совнаркома Алексея Ивановича Рыкова был выбран участок около Вспольного переулка для постройки громадного жилого комплекса в семь этажей. Автором проекта прописали архитектора Борис Михайловича Иофана, а постройку дома поручили организации Стройдомбюро, которую курировал помощник главы ОГПУ Генрих Григорьевич Ягода.
Фото: Денис Ромодин
Предполагалось, что жилой комплекс будет возведен к 1928 году, но замыслы поменялись, и к концу июня 1927 года было выбрано новое место на острове Балчуг на Всесвятской улице. На этом месте размешалось строение склады и суда. Главным архитектором проекта стал Б. М. Иофан.
В проекте кроме этого принимал участие и его брат Дмитрий.
Проект всего жилого комплекса складывался из четырех частей — жилой, клуба со столовой, универмага с магазином и кинотеатра. В подвальных помещениях размешались инженерно-технические работы дома и котельная. В жилой части планировалось 440 квартир.
Все квартиры имели просторные помещения со всеми удобствами — горячим и холодным водоснабжением, канализацией, отдельным телефоном и газовыми плитами; подъезды оборудовались электрическими лифтами. Архитекторы предусмотрели громадное остекление окон помещений. На крыше жилых корпусов были спроектированы публичные помещения с обзорными площадками, солярием и террасами.
Внешний вид всего жилого комплекса поражал своим масштабом, лаконичностью и простотой фасадов. Не обращая внимания на авангардистский вид всего сооружения, Б. М. Иофан решил придать речному фасаду симметричный вид посредством двух упрощённой колоннады и башен публично-клубного корпуса, что расположился между высотными доминантами.
Фасад со стороны Всесвятской улицы, позднее переименованной в улицу Серафимовича, повторял прошлую кривизну проезжей части, ведущей к ветхому Громадному Каменному мосту. Прошлый мост имел второе направление и соединял Всесвятскую улицу с Ленивкой. Как раз исходя из этого в наши дни красная линия [Московского метрополитена] уходит в сторону от современного моста, выстроенного во второй половине 30-ых годов XX века.
Со стороны Водоотводного канала был выстроен кинотеатр нового типа — яркие и просторные помещения с возможностью изменения, широкое, практически целое остекление, библиотека и современный зрительный зал на 1500 мест под эффектным «складчатым» куполом. Купол был спроектирован с фальшивыми складками, каковые создавали чувство того, что он вот-вот раздвинется. Позднее по окончании реализации проекта жители неоднократно придумывали байки о том, что купол имел возможность раздвигаться и зрители видели звездное небо.
универмаг и Гастроном оснащались современным торговым оборудованием, а складские помещения магазина — холодильными электрическими камерами.
Фото: Фотохроника ТАСС
Работы по подготовке площадки для постройки комплекса начались во второй половине 20-ых годов двадцатого века. На стройку была привезена современная техника, купленная за рубежом. Но на протяжении строительства замыслы изменялись — начальнику проекта Д. Б. Иофану было нужно убрать публичные функции последних этажей и запроектировать в том месте квартиры, в следствии чего их количество стало равным 505.
Кроме этого в 10-м и 12-х подъездах поменяли планировки квартир и отделили их от 11-го подъезда, лестница которого прекратила иметь дверные проемы и стала потом технической. Этот подъезд и обрастет огромным числом преданий. Кроме этого было нужно поменять проект клубной части и спроектировать концертный зал с полукруглым количеством, что виден на данный момент во внутреннем дворе.
Строительство всего комплекса отставало от замысла, и на площадку перекидывали рабочих с вторых объектов.
Планировалось, что строительство закончится к 1929 году, но в итоге все работы были закончены к 1933 году. Выросла кроме этого и смета проекта, которая в итоге составила около 20 миллионов рублей. В начале 1931 года была сдана первая очередь жилого комплекса с трех- и четырехкомнатными квартирами.
Самые громадные пятикомнатные квартиры размешались со стороны речного фасада в 1-м и 12-м подъездах. Все квартиры были отделаны «под ключ» и всецело обставлены унифицированной казенной мебелью, которую создали специально для этого жилого комплекса. Исходя из этого жильцы въезжали уже в готовое служебное жилье.
Кинотеатр был празднично открыт в ноябре 1931 года наркомом просвещения Анатолием Васильевичем Луначарским и стал называться «Ударник». В феврале 1932 года открылся клуб имени Рыкова, что достаточно скоро по окончании потери политического веса А. И. Рыкова будет переименован в клуб имени Калинина. А после этого, по окончании бессчётных трансформаций функционального наполнения помещения, станет в 1960-х годах Театром эстрады.
По окончании ввода в эксплуатацию жилой комплекс имел все нужное для проживания. Тут были и зрелищные учреждения — клуб с кинотеатром, торговые и бытовые помещения, отделение и почта сберегательной кассы. Имелся кроме этого и детский сад.
В дом стали переселять элиту советской власти. Для кого-то это было улучшением жилищных условий по окончании переезда из ветхого жилья и расселяемых помещений первых четырех Домов Советов. А для кого-то это стало явным понижением статуса, поскольку переезд из Кремля на другой берег — первый сигнал отдаления от вершины власти.
Но в 1931–1933 годах никто из жильцов этого дома не подозревал, что практически всем нужно будет покинуть его и уехать «в один финиш», попав в жернова сталинских репрессий. Перечень репрессированных составит во время с середины 1930-х по середину 1950-х 806 человек. Кое-какие возвратятся в данный дом в конце 1950-х.
А первые этажи начнут заполняться мемориальными табличками тех именитых жильцов, каковые жили в доме в различное время с момента его постройки. на данный момент табличками заполнены все проемы между окнами первых этажей. Об истории дома выйдет повесть Юрия Валентиновича Трифонова, прожившего детство в этом доме и родители которого будут репрессированы в конце 1930-х. Как раз благодаря его произведению жилой комплекс взял собственный современное наименование.
Во второй половине 80-ых годов двадцатого века по инициативе Тамары Андреевны Тер-Егиазарян, жившей в Доме на набережной с 1931 года, будет открыт музей. А сам дом в 1990-х годах превратится в респектабельное жилье с видом на храм и Кремль Христа Спасителя.
Денис Ромодин специально для «РБК-Недвижимости»
в Тайланд с билетом в один финиш — удачно.