Екатерининский дворец: царскосельская достопримечательность
Значительно чаще Царское Село вызывает ассоциации с Александром Сергеевичем Пушкиным, каждая биография которого обязательно содержит ссылки на годы обучения в Царскосельском Лицее. Но город Пушкин (современное наименование Царского Села), расположенный в двадцати пяти километрах от Петербурга, хорош внимания и упоминания не только связью с судьбой величайшего поэта. Так как как раз тут находится один из неоспоримых шедевров русском и всемирный культуры — Громадной Екатерининский дворец.
Женская страница истории России
XVIII столетие в истории России возможно смело именовать женским веком. Так как именно на него пришлись все дамы, занимавшие российский престол — Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Екатерина и Петровна II. В качестве материального монумента данной эры и возможно разглядывать Екатерининский дворец, совсем справедливо именуемый Громадным.
Так уж сложилось, что и выстроен он был по приказу дамы и для дамы, и собственного великолепия достиг также благодаря стараниям венценосной особы в юбке.
В 1717 году супруга Петра I, императрица Екатерина, в 1725 году взошедшая на престол повелела начать строительство собственной летней резиденции. Действительно, дворцом это сооружение, законченное в первой половине 20-ых годов XVIII века, назвать возможно было только условно — тогда это было маленькое двухэтажное каменное строение, воображавшее как раз комфортную летнюю резиденцию, и ничего более. Все изменилось, в то время, когда императрицей стала дочь Екатерины и Петра, Елизавета Петровна.
Известная как своим рвением продолжать традиции своих родителей и преумножать их славу, так и особенной любовью к многолюдным развлечениям и роскоши, Елизавета Петровна перевоплотила Екатерининский дворец (что с большей справедливостью следовало бы именовать «Елизаветинским») в подлинную жемчужину русского барокко.
Для этого она затеяла две большие кампании по строительству и перестройке сооружения: первое в 1743-1748 годах осуществляли русские архитекторы Земцов, Квасов, Чевакинский, каковые перевоплотили скромную резиденцию в более либо менее напоминавшее дворец строение. Но и такое сооружение весьма скоро прекратило удовлетворять запросам и вкусам императрицы, которая в первой половине 50-ых годов XVIII века привлекла к работам великого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, что к 1756 год и создал Громадной Екатерининский дворец, одно из грандиознейших собственных творений.
Фактически, в таком виде дворец и просуществовал около двухсот лет: в будущем он подвергался разве что малым стилистическим дополнениям и изменениям интерьера, но избегал больших новшеств. Исключением стала только возведенная в первой половине 60-ых годов XIX века архитектором Монигетти Парадная лестница.
Но, по окончании ВОВ, в то время, когда дворец был разграблен и фактически стёрт с лица земли, все было нужно восстанавливать заново, по имеющимся фотографиям, картинкам, планам и чертежам. Эта работа ведется до сих пор и еще далека от завершения.
Размах чувствуется во всем
В случае если кому-то захочется ощутить размах и масштаб России, не тратя на путешествия по ее бескрайним просторам семь дней и месяцы, тогда ему необходимо обязательно посетить Громадный Екатерининский дворец. Как раз масштаб, размах в сочетании с тщательной планировкой и изящной роскошью всех помещений и образовывает архитектурный ансамбль, снискавший себе мировую известность. Поражают уже богато украшенные скульптурами, декоративными украшениями и барельефами фасады дворца, протянувшегося на 325 метров и представляющего собой смешение архитектурных стилей при преимущественном «звучании» классицизма и барокко.
Конкретно дворцовый ансамбль складывается из центрального строения (Срединного дома) и двух симметрично расположенных флигелей, соединенных с ним галереями. Помимо этого, по бокам расположены Церковный и Зубовский корпуса, и воображающие собою в плане дуги служебные строения.
Центральное строение, Срединный дворец, стоит на месте начального строения, выстроенного в качестве летней резиденции Екатерины I, и как раз в нем и находятся главные помещения для праздничных приемов, и для проживания царственных особ. Особенную сокровище воображал собой прекрасный интерьер дворца, утрата которого в годы ВОВ стала особенно болезненной. Как раз по данной причине работы по воссозданию Громадного Екатерининского дворца затянулись на десятилетия, и сейчас восставлена только добрая половина из 57 комнат дворцового комплекса.
В отделке таких помещений, как Картинный и Лионский залы, Зеленая столовая, Парадная Голубая и Китайская голубая гостиные, Нарядный кабинет и многих вторых употреблялись самые редкие и дорогие породы дерева, виды камня, сукна и других отделочных материалов. Особняком стоит, само собой разумеется, известная Янтарная помещение, вся отделка которая складывалась из произведений искусства, выполненных из первосортного янтаря самыми выдающимися мастерами собственного времени.
Множество янтарных произведений и предметов были куплены еще Петром I, но только в 1755 году мастером Мартелли они были дополнены новыми произведениями, картинами, мозаиками и панно и собраны в один необычный ансамбль в рамках одного помещения. В сороковые годы XX века экспонаты Янтарной помещения были украдены германскими оккупантами, будущее их малоизвестна. Янтарная помещение была восстановлена русскими мастерами к 2003 году, к праздничной дате трехсотлетия Петербурга.
Александр Бабицкий
Царское Село. Екатерининский дворец. Мастер Бартоломео Растрелли : Красуйся, град Петров!