Елагин дворец
Жил да был Иван Перфильевич Елагин, обер-гофмейстер императорского двора, человек солидный и очень богатый. Во второй половине 70-ых годов восемнадцатого века он купил остров Мистуласаари, последний из островов дельты Невы. Как водится, к острову срочно прилипло новое наименование, по имени обладателя: Елагин остров.
Кстати сообщить, никакие последующие попытки переименовать его, впредь до заглавия Елагина острова Центральным Парком Отдыха и Культуры имени Кирова, не возымели действия на обитателей Санкт-Петербурга. Как стал во второй половине 70-ых годов восемнадцатого века остров Елагин, так и остался сейчас.
Для И.П.Елагина на острове архитектор Д.Кваренги выстроил вместительный дом – как и надеялось по статусу обер-гофмейстера. Но то строение, которое на данный момент носит имя Елагин дворец, имеет только отдаленное отношение к начальному созданию Кваренги. Дело в том, что в начале XIX века Александр I выкупил Елагин дворец у обладателей для собственной матери, императрицы Марии Федоровны – ветхой императрице переезды в загородные резиденции Гатчины и Павловска давались уже с большим трудом, и Елагин дворец стал компромиссом между парадными дачными домиками и «дворцовыми залами».
Для перестройки Елагина дворца в соответствии с императорскими требованиями был приглашен Карл Росси – очень способный мастер, создавший композицию Михайловского дворца. Ансамбль Елагина дворца стал первой большой работой Росси в Санкт-Петербурге. Перестройка длилась с 1818 по 1822 год, и в следствии основной корпус был дополнен оранжереями, кухонным и конюшенным корпусами.
Над оформлением внутренних павильонов Елагина и помещений дворца трудились самые узнаваемые скульпторы того времени – С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский (они же трудились над украшением Михайловского дворца), известные живописцы-декораторы – Д.Скотти, А.Виги, Б.Медичи (в светло синий гостиной сохранился камин, выполненный С.Модерни из тёмного итальянского мрамора, расписанный Джованни Скотти – поразительное произведение прикладного мастерства, на стенах Фарфорового кабинета – роспись Антонио Виги и Джованни Скотти – изысканная нежность, оттеняющая снежно-белые стеныБелые стенки: подходят ли они вам, в Круглом зале возможно заметить шикарные окна-зеркала, пышные барельефы Демут-Малиновского и прекрасную люстру, созданную И.Бауманом и С.С.Пименовым по рисунку Карла Росси).
Оформлением дверей на первом этаже дворца занимался сам Карл Росси, и итог его работы восхищал гостей: любая из двадцати дверей была облицована полезными породами дерева с узкой позолоченной резьбой, а дверь кабинета императора Александра I (на втором этаже дворца) была отделана еще и украшениями из латуни – это были настоящие произведения искусства.
Хозяйкой Елагина дворца Мария Федоровна была недолго – до собственной смерти 12 ноября 1828 года. После этого дворец стал запасной царской резиденцией, и вдобавок позднее – местом отдыха русских премьер-министров. В Елагином дворце бывали С.Ю.Витте, П.А.Столыпин, И.Л.Горемыкин.
По окончании октябрьской революции Елагин дворец стал Музеем быта, но в этом статусе просуществовал недолго – Музей быта поменял Культурно-воспитательный центр.
Боеприпас, попавший в дымоход дворца на протяжении ленинградской блокады, послужил обстоятельством пожара, и дворец сильно пострадал. Уже по окончании войны реставраторы собирали совместно сохранившиеся куски мрамора, фрагменты лепных росписи и украшений – и Елагин дворец был восстановлен. Были восстановлены кроме того дворцовые стенки, облицованные неестественным мрамором (стюком) и росписи на них.
Руководил работами по реставрации архитектор М.М.Плотников.
Елагин дворец по окончании реставрации стал музеем, в нем размещены коллекции фарфора и художественного стекла, вышивки, изделия из металла и дерева. Особенно увлекательны экспозиции верхних этажей дворца – выставка интерьера XIX – начала XX столетий. Выбирая дизайн интерьера собственного дома либо квартиры возможно смело брать за базы композиции, представленные в Елагином дворце.
Наряду с этим возможно быть полностью уверенным, что таковой интерьер будет соответствовать всем канонам вкуса, будет элегантным и изысканным. Пользуясь канонами Елагиного дворца возможно создавать композиции парадных гостиных, женских кабинетов, кабинетов в стиле рококо и другое.
София ВАРГАН
Мастер Карл Росси. Елагиноостровский Дворец : Красуйся, град Петров!