Японский сад: ценность спокойствия

Японский сад: ценность спокойствия

В случае если имеется ещё люди, каковые сомневаются в том, что классические японцы по собственной культуре, по собственному самосознанию, по собственному мироощущению скорее инопланетяне, чем простые обитатели планеты Земля, пускай обратят внимание на таковой феномен, как японский сад. То, что для подавляющего большинства населений украины не воображает ничего иного, как легко более либо менее симметричное и радующее глаз скопление различных форм растительности, для японцев владеет самоценностью, это возможно и фактически живым организмом, и моделью Вселенной в миниатюре, и мистическим святилищем…

Японский сад — рукотворный пейзаж

По большому счету же понятие «японский сад» достаточно размыто и сложно формулируемое, потому как существует пара типов японского сада, любой из которых имеет собственный личный стиль. В японском же понимании мастерства (а японский сад это самое настоящее произведение искусства) стиль это комплект определённых правил, определённых требований, собственного рода канон, но сущность которого не в том, дабы сократить творческую свободу живописца, а наоборот, придать творчеству глубину — так как в то время, когда река ограничена жёсткими высокими берегами, она не растекается вширь, но делается глубже.

Такими творческими берегами для японского сада являются требования по выдержанности всех компонентов того либо иного типа сада в едином ключе, в качестве составных частей одной мозаики. Общей же чертой для всех разновидностей японского сада есть, во-первых, строгое требование к тому, дабы сад был неотъемлемым элементом окружающего пейзажа, дабы он не смотрелся инородным телом, а являлся как бы плодом человека и сотворчества природы.

Во-вторых, во всех японских садах, где присутствуют растения, обязана чётко прослеживаться смена времён года, другими словами находиться растения, каковые выходят на первый замысел, становятся самые яркими в тот либо другой климатический сезон. Считается, что как полноценное независимое культурное явление японский сад оформился приблизительно в светло синий-XI столетиях, по окончании чего деятельно развивался в качестве неотъемлемой части императорских резиденций и резиденций больших феодалов, а после этого взявших новое значение в храмовых буддийских комплексах. Эрой формирования главных хороших норм, стилей и правил японских садов считается эра XIV-XVI столетий.

Главные типы японского сада

Типов японского сада очень много, которое образовано тем событием, что сад возможно посвящён как определённой теме, так и рекомендован для каких-нибудь практических церемоний, так и оттенять существующие около особенные природные и рельефные условия, так и прославлять отдельный вид растений (к примеру, сады сакуры, сады папоротников, сады мхов и без того потом). Исходя из этого в случае если сказать о типах японского сада, нужно будет ограничиться перечислением только самые известных, распространённых и предельно обобщённых видов японского сада. Наряду с этим известный сад камней, ставший за пределами Японии во многом синонимом японского сада по большому счету, в этом случае не рассматривается.

И первым нужно назвать японский сад, узнаваемый под собирательным заглавием сад деревьев и что формулирует главные правила организации сада с любыми видами деревьев. Вот они, эти правила:

  • планировка сада обязана учитывать окружающий пейзаж, горный, равнинный и любой другой;
  • подбирать деревья необходимо исходя из оптимальных местных условий земли, освещённости, близости воды и тому аналогичных;
  • в случае если в саду имеется основное, выделяющееся дерево, оно должно быть прекрасно видно из жилища;
  • непременный учёт тех либо иных примет, которые связаны с разными деревьями (так, в южных районах Японии сосна считается деревом, приносящим несчастье);
  • выбор деревьев обязан обусловливаться расчётом, дабы ни в один из климатических сезонов сад не казался безлюдным и мёртвым;
  • каждое дерево должно иметь собственную определённую функцию (в качестве живой изгороди, либо для главного количества сада);
  • красота деревьев обязана подчёркиваться сопровождающими их кустарниковыми и травяными растениями (так, вечнозелёные деревья оттеняются ярко-зелёными кустарниками); оптимальное сочетание вечнозелёных и листопадных деревьев — три к семи;
  • сад необходимо обожать и всегда ухаживать за ним.

Следующим типом японского сада есть муниципальный сад цубо, появившийся в японских средневековых городах как мелкий островок гармонии с природой среди городских кварталов. При создании сада цубо необходимо выполнять следующие правила:

  • идеально было бы проектировать сад цубо на этапе планировки самого строения, поскольку сад должен быть составной частью городского дома, а не смотреться как что-то внешнее по отношению к нему;
  • площадь сада цубо обязана определяться не произвольно, а по наличествующей свободной территории, начиная от самого мельчайшего сада в 4 квадратных метра;
  • нужно продумать световой режим, дабы сад одновременно и не становился стеной на пути света в окна дома, и наряду с этим растения в нём имели возможность бы приобретать нужное количество солнечной энергии;
  • за чистотой сада цубо необходимо следить особенно шепетильно, поскольку нахождение в городских условиях свидетельствует повышенную опасность загрязнения.

Чайный сад, либо японский сад для чайной церемонии преследует цель создания соответствующей атмосферы для столь серьёзного для японской культуры ритуала. Для этого в чайном саду должны находиться такие элементы, как: накакугури, внешние ворота, отделяющие одну часть особого чайного павильона от второй части; хакамацукэ — особое место, где хозяин встречает гостей, явившихся к нему на чайную церемонию; колодец; цукубаи, особый сосуд для омовения, что применяют, присев на корточки; фонарь, один либо пара; нобэдан — выложенная в форме ленты дорожка из камней; матиаи — особая скамья для ожидающих гостей;

Александр Бабицкий

Морфология японского сада


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: