Как будут выглядеть русские православные церкви в xxi веке

В Москве завершился конкурс "Современное архитектурное ответ образа православного храма".

Как будут выглядеть русские православные церкви в xxi веке

Фото: Depositphotos/shcheglov

В Москве подведены итоги конкурса на лучшее современное архитектурное ответ образа православного храма. Конкурс проводился при участии Альянса архитекторов России, Альянса благотворительных организаций России при помощи Столичного патриархата Русской православной церкви.

Архитектурный конкурс ставит целью привлечь опытные творческие силы к поиску архитектурного образа современного православного храма, созданию архитектурных ответов, владеющих занимательной композиционно-художественной ясностью с соблюдением нужных религиозных канонов.

"За последние годы в России выстроено и восстановлено много православных храмов и комплексов — это громадная заслуга, — говорится в аннотации к конкурсу. — Практика современного этапа строительства православных храмов в Российской Федерации говорит о том, что храмовая архитектура по большей части ориентируется на повторение стилей прошлых эр либо их смешение. Архитекторы значительно чаще занимаются стилизацией образцов прошлого без попыток осмысления современного вида православного храма в русле традиции русского храмоздательства не учитывая современных эстетических, технических, инженерных и других условий".

На конкурс принимались проекты, нацеленные не на стилизацию храмовой архитектуры прошлых эр, а на отражение в виде храма как классических стилей, так и современной эстетики.

Архитекторам было предложено спроектировать храм вместимостью 500-600 человек. В проекте должны были быть предусмотрены, не считая главных структурных частей (алтарь — средняя часть — притвор), подсобно-вспомогательные помещения, снабжающие комфортные условия и потребности богослужений для прихожан, в т.ч. доступ для маломобильных групп населения. Наряду с этим следовало ориентироваться на нормы СП 31-103-99 "Строения, сооружения и комплексы православных храмов".

По результатам конкурса жюри выбрало десять проектов, авторов которых наградили поездкой и денежными премиями на Святую почву — в Израиль. Редакция "РБК-Недвижимости" взяла возможность напечатать работы-победители (см. ниже).

Проекты конкурса "Современное архитектурное ответ образа православного храма", отмеченные премиями

↑ Авторы проекта: Ежи Устинович (начальник авторского коллектива), Марфа Устинович, Ежи Новосельский, Григорий Романович, Камил Бзура, Томаш Рубин

Вид церкви являет собой продолжение многовековой традиции церковной архитектуры. Пространственная композиция всего ансамбля, как в старейших монастырских комплексах, представляет собой центрическую композицию, сконцентрированную около внутреннего двора. В ее состав, не считая ответственной и главной святыни, входит кроме этого раздельно стоящая, которая связана с церковью соединительным переходом колокольня, приходской дом с часовней таинства крещения и водосвятный колодец.

Двор окружает большой забор с входными воротами.

Церковь имеет в классическую литургическую программу. Она устроена хороши, трехчастно. Первую часть образовывает алтарь с алтарной апсидой и классического пастфория (протесис — алтарь и ризницу — диаконник). Во второй части находится наос (святыня). Третью часть образовывает полуоткрытый притвор с крестным коробкой.

Aлтарь выделен иконостасом в форме упрощенного однорядного темплона с тремя характерными красными алтарными арками и наместным чином икон. Он весьма аскетичный, простой, но вместе с тем — весьма ясный.

С уровня хора устроен выход через переход на уровень колокольни. В том месте на верхнем этаже кроме этого находится малая часовня-храм в честь святoго Никoлая, как бы скрытая в густоте бессчётных закомар стен. Она распознается снаружи благодаря вписанному в проем колокольни куполу и венчающему его кресту.

Определенной инновацией в отношении исторических архитектурных ответов есть всецело остекленный подкупольный барабан. Он привносит в вид храма древние иконографии иерархии святыни и основы света. Кроме этого купол формирует возможность обозрения внутреннего пространства церкви снаружи, как и проникновения божественного в мир за пределами храма, во внешний мир.

↑ Создатель проекта Владимир Шипков

Образ современного православного храма в понимании архитектора Владимира Шипкова обязан во многом продолжать традиции русского зодчества, но наряду с этим учитывать и тенденции современного строительства, как это было в дореволюционной России. Примером для данной работы помогают творения таких мастеров, как А.П. Аплаксин, И.Е. Бондаренко, В.А. Покровский, Г.Д.

Гримм, каковые, со своей стороны, начали отход от полного копирования допетровской архитектуры. Они занимались поиском нового, учитывая традиции собственных предшественников.

"Спроектированный мной храм в плане представляет собой греческий крест с апсидой в восточной стороне. Его композиция ступенчатая за счет уникальной кровли, которая находится в четырех плоскостях, и в случае если наблюдать на храм с угла, то кровля на всех видимых частях видна зрителю в одной плоскости. Завершается храм граненым пятиглавием. Четыре малые главки находятся около одной, большего размера, которая освещает внутреннее пространство.

Декоративное оформление храма очень скудное, но это характерно для старого псковского и новгородского зодчества, где красота рождалась не в обилии декоративных элементов, а в жёсткой простоте. В храме имеется три входа, с южной стороны вход оборудован пандусом. Территория около храма разрешает выполнять крестные ходы, что также важно", — говорится в пояснительной записке.

↑ Создатель проекта Даниил Макаров

↑ Авторы проекта: Андрей Лебедев, Ольга Лебедева

↑ Авторы проекта: Федор Афуксениди (начальник авторского коллектива), Андрей Харченко, Вячеслав Уласевич, Афанасий Картаси, Елена Воронова

Тысячелетняя история русской храмовой архитектуры доказала, что и в двадцать первом веке возможно и необходимо применять уже существующий богатейший и неисчерпаемый опыт храмостроительства, говорится в пояснительной записке к конкурсу.

Храм Святой Троицы на 600 прихожан запроектирован на настоящей геоподоснове. Участок расположен между двумя озелененными улицами с одно-, двухэтажными зданиями, примыкает к муниципальному парку, территории АЗС и пруду.

На генплане предусмотрены обозначенные цифрами: 1 — проектируемый храм, 2 — колокольня с церковным магазином на первом уровне, 3 — церковно-причтовый дом с трапезной и воскресной школой, 4 — общественный туалет, 5 — гараж, 6 — площадка для мусороконтейнеров.

Храм Святой Троицы запроектирован одноэтажным с размерами в крайних осях 37,77х29,46 м, высота низа креста — 59,8 м. Вместимость храма — 600 человек.

Число "три" выражено в объемно-планировочном ответе храма: венчают храм три шатра с крестами и луковицами, притвор плана и — строение: храма — средняя часть — алтарь. Алтарь кроме этого складывается из трех частей. С трех сторон — юга, севера и запада — к храму примыкает крытая галерея.

В проекте использованы характерные черты русского храмового зодчества: ярусность трехшатровой композиции, ясность силуэта, "огневидность" горки кокошников. Применение разных линий, форм и поверхностей — прямых, ломанных, криволинейных, цилиндрических, шаровидных — объединяет архитектуру храма со строением живого дерева, что кроме этого характерно для русской архитектуры.

↑ Авторы проекта: Дмитрий Соколов (начальник авторского коллектива), Ирина Соколова, Елена Космодемьянская, Антон Ананичей, Дарья Шумилова

В пояснительной записке к конкурсному проекту приходского храма на 500-600 прихожан отмечается, что храм возможно отнести к категории мемориальных воинских храмов — монументов, не смотря на то, что нет ничего, что мешает ему быть простым приходским храмом, и более того, в силу храма и совмещения колокольни в одном количестве, быть особенно экономичным в строительных работах и эксплуатации.

В старой традиции таковой тип храма именовался "иже под колоколы". Данный тип храма, в силу собственной центричности и компактности, в особенности привлекателен и пользуется спросом на затесненных городских территориях.

Храм Архангела Михаила, как условно его именуют авторы проекта, представляет собой кубический количество 15х15 м, четыре стенки которого с круглыми колоннами — пилястрами на углах завершаются трехлопастными килевидными фронтонами — закомарами, из которых, со своей стороны, вырастает круглый количество колокольни на пьедестале обходной галереи. Колокольня увенчана шлемовидным — богатырским — куполом с короной кокошников и ажурным крестом, она обильно декорирована, среди них и поясом начертания тропаря небесному покровителю храма, и запланирована на самый громадный комплект колоколов.

В проекте представлены три варианта размещения храма: на затесненной муниципальный территории с домом причта, в свободной муниципальный застройке и в открытом загородном пространстве.

↑ Создатель проекта Александр Рогожников

↑ Авторы проекта: Анатолий Шошин, Татьяна Соколова,Андрей Требунских

При проектировании данной церкви авторы не ставили перед собой задачу "поразить всех". Проектировать в так именуемом византийском стиле, что в большинстве случаев советуют священники, архитекторы особенного интереса не видели, говорится в пояснительных материалах.

Задача состояла совсем в другом — постараться вернуть потерянную сообщение времен, поскольку за более чем 70 лет были практически забыты многие традиции русского храмового зодчества. Исходя из этого для запоминающегося архитектурного образа храма авторы ориентировались на проекты архитекторов, трудившихся в церковном проектировании на рубеже XIX-XX столетий модерновом стиле, неорусском стиле — Щусева, Бондаренко, Аплаксина и других.

Состав, площади помещений, и расположение храма были выяснены совместно с его настоятелем, помимо этого, главным его требованием было объединение в одном строении не считая главных помещений храма — молельного зала и алтаря, еще и гардероба для прихожан, группы служебных и рабочих помещений, трапезной, библиотеки, мастерских, музыкального зала для технических помещений и певчих.

↑ Авторы проекта: Дарья Родионова, Владимир Абрамов

Как говорится в пояснительной записке к конкурсной работе, архитектурный количество храма выполнен в современной интерпретации неорусского стиля шатрового типа — он есть новой, более лаконичной стилизованной версией неорусского стиля. Наряду с этим храм содержит в себе черты архитектуры старой Руси. В плане храм представляет собой равноконечный крест, фасад каждой ветви которого имеет завершение в виде килевидных закомар, увенчанных главкой с крестом.

Порталы входов украшают иконы и круглые колонны. Шатер украшен двумя ярусами световых окон по 12 в каждом ярусе и венчается куполом с крестом.

Храм однопрестольный. Имеет два уровня: фактически уровень балкона и уровень храма хора. Внутреннее пространство храма поделено на притвор, алтарь и среднюю часть. В юго-западной части храма предусмотрена крестильня для взрослых, а в северо-западной — гардероб. При алтаре находятся пономарка и ризница.

Лестница, расположенная в притворе, ведет на балкон хора. Кроме этого в притворе предусмотрены место и свечной киоск для написания записок. Входы запроектированы с западного, северного и южного фасадов. Главный вход — с западного фасада.

При южном и северном входах предусмотрены уличные электрические подъемники для маломобильных групп населения.

***

В жюри конкурса входили как светские специалисты, так и церковные служители. Среди них народный архитектор РФ, глава Совета по архитектуре САР Владилен Красильников; президент Альянса благотворительных организаций России Петр Ищенко; важный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского монастыря в г.Москве Архимандрит Тихон (Шевкунов); заслуженный архитектор РФ, академик МААМ и РАХ, президент Альянса столичных архитекторов Николай Шумаков; основной архитектор Саранской и Мордовской, Владикавказской и Махачкалинской, и Криворожской и Никопольской епархий, заведующий кафедрой архитектуры Российского православного университета, член экспертно-консультативного совета ЕОРЕСТ Столичной епархии Сергей Гончаров; вице-президент Петербургского альянса архитекторов, доктор наук IAA, академик МААМ, член РААСН Михаил Мамошин; член РААСН, доцент кафедры архитектурного проектирования ННГАСУ, лауреат Национальной премии РФ Евгений Пестов; клирик храма Благовещения Богоматери в Петровском парке, член Петровской академии искусств Протоиерей Андрей Юревич и начальник оргкомитета и секретарь жюри конкурса Сергей Чертков.

Чудо веры — свидетельства чудес и Эксклюзивные съёмки православия


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: