Пантеон в риме: творение инженеров и художников

Пантеон в риме: творение инженеров и художников

Слово «пантеон» возможно перевести с древнегреческого языка как «храм всех всевышних». Но Пантеон в Риме стал именем собственным: это массивное сооружение неподалеку от Марсова поля, выстроенное еще до нэ и сейчас сохранившее красоту, величественность и мощь.

От всех всевышних до Девы Марии

Надпись на фронтоне известного архитектурного монумента гласит, что его воздвиг консул Марк Агриппа (примерно в 27 году до нэ). По его задумке, Пантеон должен был демонстрировать всему миру незыблемость и мощь Римской империи. Изначально «храм всех всевышних» был выстроен в форме квадрата, только во 2 веке отечественной эры в ходе реконструкции по окончании пожара, появившегося от удара молнии, он стал идеально круглым.

Пантеон имел такие внушительные для тех лет размеры, что для возведения крыши правящий в тот период император Адриан приказал заполнить его почвой, в которой повелел запрятать золотые монеты. Обстоятельство столь необычного приказа не так долго осталось ждать выяснилась: в то время, когда работы были закончены, Адриан сказал, что любой, кто отыщет монету, может забрать ее. В итоге вся почва за считанные часы была вынесена из строения.

В седьмом веке Пантеон был перевоплощён папой римским в христианскую церковь, посвященную Деве Марии, ко мне кроме того перевезли останки первых христиан. Как раз христианизация спасла монумент от разрушений, которым подверглись остальные языческие святыни. Начиная с периода Восстановления, Пантеон стал местом захоронения многих известных итальянцев, среди которых, к примеру, Рафаэль, при жизни руководивший реставрацией строения, живописцы Каррачи и Дзуккари, представители Савойской семействе, короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

Достижение инженерной мысли

Элегантный фасад Пантеона весьма органично вписывается в примыкающую к нему площадь и выглядит привлекательно и в полной мере благообразно. Но ощутить подлинный возраст неповторимого сооружения возможно, в случае если подойти к нему сбоку либо позади, – замечательные стенки со шрамами, словно бы вросшие в почву, создают весьма яркое впечатление.

Внутреннее убранство храма поражает обилием творений великих живописцев ренесанса. Слева от алтаря находится работа Микеланджело «Воскресший Христос», в боковых капеллах имеется фрески Антониаццо Романо, Перуджино, скульптуры Бернини. Красивое и узкое оформление контрастирует с внешним жёстким видом Пантеона. Но еще больше потрясает его купол.

Сорок три метра в диаметре и шесть метров толщины — вот уже две тысячи лет данный каменный массив сохраняет совершенную форму полусферы без какой-либо дополнительной помощи.

Ученые узнали, что основной секрет таковой прочности и одновременно с этим легкости – особенный цемент, к которому примешан вулканический камень, и особая техника кладки (вес облегчается пятью последовательностями кессонов). В центре купола расположен единственный источник света — отверстие диаметром девять метров, через которое свет попадает в помещение в виде практически осязаемого луча. На данный момент по праздникам тут проходят работы, и, как сообщают свидетели, создается чувство, что на протяжении них пространство наполняется воистину божественным светом.

Существует легенда, что отверстие это показалось, в то время, когда Пантеон стал христианским храмом – якобы его пробили бесы, стремившиеся вырваться наружу при звуках мессы. Но на данный момент показалась более похожая на правду версия. Ученые Новой Зеландии и Италии, совершив совместные изучения, высказали предположение, что Пантеон имел возможность являться древними солнечными часами.

В дни весеннего равноденствия, ровно в 12 часов дня, световой луч освещает вход в строение, а в зимний период – только купол и своды.

Пантеон стал одним из немногих культовых сооружений в Риме, каковые церковь дала использовать в качестве декораций на протяжении съемок фильма по нашумевшему роману Дэна Брауна «Демоны и Ангелы». Но, это неудивительно — обитатели города, хоть и относятся к величественному храму уважительно, но лишнего благоговения перед его мощью и древностью не испытывают. Площадь Ротонды, примыкающая к строению, — это одно из самых шумных мест в Риме, с фонтаном, бессчётными кафе и пиццериями, уличными музыкантами, вездесущими римскими и сувенирными лавочками голубями.

Дарья Цветкова

Семь чудес древнего Рима


Темы которые будут Вам интересны: