Петродворец: догнать и перегнать европу
Лозунг «догнать и перегнать» в Российской Федерации популярен отнюдь не со времен СССР. Это рвение было характерно еще Петру I – все его преобразования, нововведения и реформы, по сути, и были продиктованы жаждой догнать и перегнать Европу. Вряд ли найдется тому более наглядное свидетельство, нежели дворцово-парковый ансамбль Петродворец (Петергоф).
Еще одно Петра творенье
Место на южном берегу Финского залива практически в тридцати километрах от лишь создаваемой новой столицы, Петербурга, Петр I заприметил в качестве вероятного «постоялого двора» фактически сначала освоения этих мест. Уже с 1705 года существуют упоминания о том, что именно тут было постоянное место остановок царя на пути из Санкт-Петербурга на остров Котлин. Два года спустя ко мне по личному распоряжению самодержца было направлено пара тысяч крестьян для постройки первой настоящей резиденции — выстроенного в 1709-1711 годах дворца называющиеся «Монплезир».
Неспешно у царя созрело желание создать тут личный Версаль. Тем более что в 1714-1716 годах царь много раз бывал во Франции и конкретно в Версале и имел пример, что именуется, перед глазами. Сам Петр привозил замыслы версальских дворцов и парков в Петергоф, наконец, он познакомился со известным французским архитектором Жаном-Батистом Леблоном, которого и пригласил для координации строительных работ в Петергофе.
Работа кипела вовсю, за маленькое время были созданы Громадный дворец, Громадный каскад из множества фонтанов, питаемых неповторимой водоводной совокупностью, основанной только на отличии уровней разных каналов и водоёмов, созданы ансамбли Верхнего и Нижнего садов и другое. В первой половине 20-ых годов восемнадцатого века были запущены главные фонтаны, а в 1723 было совершено праздничное открытие Петергофа как монаршей резиденции.
Петр I так обожал собственный детище и гордился им, что приглашения в Петергоф заслуживали только самый приближенные, для которых он самолично составил свод правил поведения. По окончании смерти императора осталось множество составленных им лично идей, чертежей и набросков по предстоящему благоустройству Петергофа.
Практически утерянный шедевр
Но в течение практически полутора столетий Петергоф в случае если и не пребывал в запустении, но развивался куда менее бурными темпами. Кроме того те монархи, каковые уделяли ему внимание (Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Павел I), ограничивались малыми декоративными добавлениями; а, к примеру, Петр III, Екатерина II и Александр I практически ничего нового в ансамбль Петродворца не внесли. Но Николай I, что преклонялся перед памятью собственного великого пращура, может претендовать на звание второго родителя Петергофа — так как как раз при нем дворцово-парковый ансамбль купил собственный окончательный шикарный вид, к тому же при нем был основан город Петергоф, а около стали появляться летние резиденции участников высшей аристократии и императорской фамилии.
Очевидно, по окончании революции 1917 года Петергоф, как и все имущество царской семьи, было национализировано. Скоро комплекс был перевоплощён в исторический и архитектурный музей и в этом статусе и в качестве любимого места загородного отдыха обитателей Ленинграда он существовал впредь до 1941 года. Великая Отечественная война ознаменовалась для СССР множеством катастроф, и одной из них стало разрушение Петергофа.
С сентября 1941 года в течении более двух лет дворцово-парковый ансамбль пребывал в руках гитлеровцев и за это время был сильно разрушен. Перед самым отступлением войск СССР из Петергофа удалось эвакуировать солидную часть произведений искусства, за много лет собранных в прекрасных дворцах, но вывезти все, очевидно, не смогли. В следствии боев и целенаправленных разрушений по окончании освобождения Петергофа фактически не существовало.
Целый комплекс было нужно восстанавливать заново, и процесс восстановления длится сейчас.
Востанотельные работы Петродворца (это наименование ансамбль и город носил при СССР, в девяностые годы вернули официальное имя Петергоф, но употребляются оба наименования) вправду являются грандиозное мероприятие. Так как ансамбль Петродворца — это Громадный дворец, императорская резиденция; первый дворец Петергофа Монплезир; дворец Марли, окруженный каналами и выстроенный Петром I в честь французского монарха Людовика XIV.
Это и необычные по гармоничности организации паркового пространства ансамбли Нижнего и Верхнего садов. И, само собой разумеется, визиткой Петергофа стали известные фонтаны — Громадной каскад, складывающийся из шестидесяти четырех фонтанов, украшенных четырьмя десятками статуй и тремя десятками барельефов; известный фонтан «Самсон» со ставшей хрестоматийной скульптурной группой, потерянной в годы германской оккупации и после этого восстановленной; фонтан «Нептун», созданный во второй половине 90-ых годов XVIII века по указанию Павла I и многие-многие другие превосходные фонтаны.
Так что в случае если Петру I и не удалось перегнать Людовика XIV и перещеголять со своим Петергофом его Версаль, то близко к признанному мировому архитектурному шедевру он совершенно верно приблизился.
Александр Бабицкий
Власть факта. Догнать и перегнать Америку.