Скромно и со вкусом: советский дизайн глазами современных архитекторов
Русские дизайнеры поведали, из-за чего их воодушевляют интерьеры советских гостиниц и квартир
Фото: Наум Грановский, Алексей Стужин/Фотохроника ТАСС
Утвердившаяся мода на шестидесятые заставляет дизайнеров производить перерасмотрение архивные фотографии и искать воодушевление в интерьерах пятидесятилетней давности. Модернизм задает новые правила игры — легкие конструкции из пластика, дерева, стекла и металла, несложная и функциональная мебель, минимум декора, максимум свободного пространства.
В подборке «РБК-Недвижимости» — девять иллюстраций типовых и нестандартных советских интерьеров из фотохроники ТАСС, каковые прокомментировали юные дизайнеры и архитекторы.
В одном из номеров гостиницы «Спорт»(Фото: Николай Малышев и Анатолий Морковкин /Фотохроника ТАСС)
?
Александр Королев, начальник мастерской Alexander Korolev:
— Чем был оптимален коммунистический минимализм, так это вниманием к форме. Но в этом интерьере выговор очень сильно размыт и единая линия не прослеживается. Орнамент обоев с повторяющимся паттерном практически не созвучен с выбором мягкой территории.
Потолочное освещение в виде одной цилиндрической люстры должно в обязательном порядке дополняться и декоративным, и локальным светом, выполненным в той же стилистике. Хороший торшер тут вряд ли уместен. Из занимательных ответов необходимо отметить раздвижные двери — хороший прием при ограниченном пространстве помещения и достаточно свежий и необыкновенный для того периода.
Для современного гостиничного интерьера такое помещение казалось бы через чур тяжелым и неоднородным, но в семидесятые это возможно было бы расценить как попытку отыскать новые формы и опробовать на практике нестандартные идеи.
Гостиный мебельный гарнитур «Юбилеюс» автора Л. Завецкене, созданный в Литовской ССР. 1972 год(Фото: К. Любшис/Фотохроника ТАСС)
Анастасия Абашева, начальник интерьерного отдела бюро T+T Architects:
— Кубизм по большому счету был любимым приемом многих дизайнеров эры семидесятых и восьмидесятых. Прямые углы, модульные совокупности, максимально простой конструктив у мебели в один момент отсылает к минимализму, но при наличии определенных сферических элементов формирует некое подобие космического образа. Тема космоса стала на некий период доминантной во многих сферах мастерства — книгах, фильмах, музыке и, очевидно, архитектуре.
Нелинейные формы еще не могли существовать по обстоятельству слабо развитой сферы полимерных материалов, из которых возможно слепить фактически любую форму, исходя из этого соответствующее настроение достигалось за счет искусственно созданного напряжения между формами куба и шара. Минусами для того чтобы интерьера в то время возможно было вычислять весьма малую вариативность форм и практически полное отсутствие созвучных предметов интерьера. Сейчас мебель аналогичной формы возможно встретить во многих каталогах, она органично смотрится в муниципальный квартире и формирует легкие выговоры в сторону ретро.
Ресторан «Звездный» в отеле «Российская Федерация» (Москва). 1969 год(Фото: Виктор Великжанин и Виталий Созинов /Фотохроника ТАСС)
Екатерина Любарская, партнер архитектурной студии DVEKATI:
— Актуальный интерьер на все времена. Благодаря панорамным окнам, из которых просматривается центр Москвы фактически с высоты птичьего полета, муниципальный пейзаж попадает вовнутрь помещения и делается частью интерьера. Вечерние огни города, отражения и блики на стеклах панорамных окон от мягкого акцентного освещения торшеров, расположенных у столиков, создают очаровательно комфортную воздух.
А лаконичная, частично строгая модернистская мебель и скромные однотонные гардины на окнах только подчеркивают столичный пейзаж как доминанту интерьера. «Зведный» — блестящий пример статусного ресторана в центре Москвы с верными интерьерными выговорами.
СССР, Москва, 3 октября 1968 года. Интерьер в одной из помещений эталонной двухкомнатной квартиры(Фото: Наум Грановский/Фотохроника ТАСС)
Екатерина Любарская, партнер архитектурной студии DVEKATI:
— Времена изменились, а квартирный вопрос остался открытым и решается сейчас посредством тех же интерьерных приемов. Маленькая площадь, мультизадачность помещений, низкие потолки — насущные неприятности жилого советского наследия, в котором мы до сих пор существуем.
Этот интерьер примерно с ними справляется и есть наглядным примером зарождения в это время феномена ставшей сейчас культовой IKEA (у скандинавов кроме этого остро стоял вопрос жизнедеятельности семьи в условиях маленькой жилплощади). Главный герой интерьера — лично созданная многофункциональная мебель, которая дробит помещение на тематические территории и разрешает реализовывать в ней разнообразные жизненные сценарии, не загромождая ее.
Пространство на фотографии — это и столовая-гостиная, и территория отдыха, и кабинет. До тех пор пока еще ничего более подходящего для ответа интерьеров мелких квартир не изобрели. Серьёзен и внешний вид мебели — в этом случае она безоговорочно красива.
Уголок интерьера в гостиницы «69 параллель» (СССР. Мурманск). 1974 год(Фото: Семен Майстерман/Фотохроника ТАСС)
Мария Николаева, глава бюро MAD Architects:
— Красота конструкций — в взаимодействии и пересечениях линий лестничных ограждений и маршей, каковые в некоем смысле являются парафразом на творчество Кандинского, где в один момент пересекаются конструктивизм и кубизм. Центральная композиция — игра форм в виде доминантного элемента лестничного атриума, в котором находится конструкция-светильник.
Задача таковой формы — вынудить человека поднять голову и заметить прекрасную возможность лестничных ограждений и конструкций, динамично стремящихся вверх. Именно поэтому декларируется соотношение форм, конструкций и света как естественная красота без необходимости дополнительных элементов декора. Не лишним будет подметить и сходство с произведениями Эшера, его известными пересекающимися в различных плоскостях лестницами.
В целом это полностью современный интерьер, что благодаря органичному сотрудничеству форм будет актуален всегда и эпохи.
Кира Шелманова, начальник архитектурной мастерской Киры Шелмановой:
— Винтаж и стиль 1960-х годов на данный момент находится на пике интерьерной моды. Как раз исходя из этого пришло время поднимать из архивов фотографии того времени и черпать идеи. Но сейчас кроме этого популярно смешение стилей, исходя из этого стопроцентный интерьер в стиле шестидесятых на данный момент нигде не заметишь.
К примеру, первый интерьер уже отражает некий микс: минималистичный стеллаж в сочетании с элементами мебели в стиле ар-деко будет популярен и сейчас. Но в современных интерьерах поддержать это сочетание стоит отделкой стен — лепниной либо высокими плинтусами, увлекательным светильником, где будут сочетаться как современные, так и хорошие элементы. Стол страно напоминает те, что находились в большинстве кухонь либо гостиных советской интеллигенции.
И сейчас очень актуальны круглые раздвижные столы из массива дуба на красивых ножках с латунными вставками.
Продукция ?Пярнуского деревообрабатывающего комбината «Вийснурк» (Эстонская ССР). 1976 год(Эндель: и Фото/Фотохроника ТАСС)
Кира Шелманова, начальник архитектурной мастерской Киры Шелмановой:
— На фото с детской мебельной группой представлен неповторимый дизайн столика и кресел, применяемый до сих пор в интерьерах в современном стиле. А вдруг добавить броскую обивку, нормально возможно разместить его в дизайн-проекте в стиле поп-арт. Диван — прообраз современного Indie VISION, где о модерне напоминает чистый цвет дерева, четкая лаконичная форма.
В современном выполнении он оформлен подушками со стяжками-пуговицами. Таковой диван станет красивым базисным элементом гостиной, около которого возможно выстраивать целый интерьер. А о том, что это еще и эргономичное спальное место, не следует и сказать.
Что касается «стены», то сейчас так выглядит большинство мебельных гарнитуров в каждой российской семье — лаконичные фасады, сочетание цветов, открытых и закрытых полок. Единственное, я бы сделала их до потолка, дабы расширить количество мест хранения.
Елена Крылова, начальник студии Helendesign:
— Хороший интерьер 1960–1970-х годов, в котором жили отечественные родители. Исходя из этого и веет от него теплом и уютом. Стиль советских шестидесятых — это тот же стиль, что по-английски именуется mid-century modern, модернизм середины века.
Из предметов, представленных тут, я бы применяла столовую группу в оформлении крафтовых баров, а кресло хозяина с более яркой обивкой легко имело возможность бы отыскать место в интерьере в стиле ар-деко. Оно отдаленно напоминает хорошее кресло Plank от датского дизайнера Ханса Йоргенсена Вегнера, которое и сейчас смотрится актуальным. Несложная и элегантная форма, четкие тёплая фактура и чистые линии дерева создают эргономичное и солидное кресло на все времена.
Занимательная подробность: мебель 1960-х годов делалась для типовых квартир с двухметровыми узкими дверьми и потолками, исходя из этого она компактная и низкая. Решетчатые спинки у стульев и высокие ножки у шкафов — дабы создавать эффект парения. Сейчас эта тенденция осталась актуальной: обладатели квартир-студий, «однушек» и мелких квартир стараются создать все, дабы их интерьер стал не только эргономичным, но и актуальным.
Как раз исходя из этого и мебель, созданная для советских хрущевок, как запрещено кстати подходит для современного малогабаритного жилья. Лишь цвета становятся бросче, материалы легче, а интерьер более стильным.
Вероятная расстановка мебели в двухкомнатной квартире планировки архитектора 3-й мастерской «Моспроекта-I» Г. Я. Чалтыкьяна. 1969 год(Фото: Лев Портер/Фотохроника ТАСС)
Елена Крылова, начальник студии Helendesign:
— Интерьер с ковром и обеденной зоной я могу представить в современной квартире, оформленной в скандинавском стиле. Мебель, использованная тут, на данный момент продается в виде реплик за хорошие деньги, исходя из этого актуальна и сейчас. В случае если убрать ковёр и люстру, каковые очевидно не вписываются в современное познание стильного интерьера, добавить броских выговоров, характерных для скандинавского стиля, возможно с легкостью перенести его в наши дни.
Создатель: Ольга Мамаева.
Тайны всемирный архитектуры: Зашифрованная мудрость (2007)