Статуя свободы – гордая леди из стали и меди
В то время, когда французский народ решил преподнести американцам презент в честь столетия независимости США, мысль потратиться на постройку пьедестала для большой статуи не позвала энтузиазма в стране, охваченной практически сразу после окончания гражданской войны экономической депрессией. Недовольство, царившее в обществе, высказала газета «Нью-Йорк Таймс»: «Подлинный патриот при современном состоянии отечественных финансов не имеет возможности одобрять такие сумасшедшие затраты на медных дам!». Но история распорядилась по-своему: статуя была возведена на средства, собранные гражданами Франции и Америки, — действительно, не к столетнему юбилею, а с опозданием на 10 лет, и скоро стала не только визиткой США, но и универсальным глобальным знаком демократии и свободы.
Полное имя это «медной» (вернее, бронзовой) леди — «Свобода, озаряющая мир». А слова американского репортера, возмущавшегося замыслами строительства постамента для статуи, вызывают только легкую ухмылку.
От идеи до воплощения…
А началось все в 1865 году с дружеского обеда, устроенного французским доктором наук права и политическим деятелем Эдуардом Рене де Лабуле у себя дома вблизи Версаля. Идеей строительства монумента в честь столетия независимости США Лабуле поделился с присутствующими, среди которых был и юный скульптор Фредерик Бартольди, грезивший поразить мирвпечатляющим творением, подобным легендарному Колоссу Родосскому.
Во второй половине 60-ых годов XIX века Бартольди внес предложение египетскому хедиву Исмаилу-паше выстроить в Суэцком канале у северного входа в Порт-Саид громадный маяк в виде хорошей римской статуи Либерты — богини свободы, освещающей путь судам с факелом в руке. Два года Бартольди трудился над проектом «Египет — свет Азии», но мысль так и не отыскала одобрения у Исмаила-паши.
Возможно, это и вынудило Бартольди отыскать в памяти о беседе в доме Лабуле и предложить поменянный проект статуи-маяка в качестве монумента в честь американской независимости. Но сам Бартольди утверждал, что ветхие чертежи он в новой работе не применял и проект монумента, установленного в Нью-Йорке, уникален и создан им с нуля.
По воспоминаниям американского живописца Джона Ла Фаржа — приятеля сына Бартольди, первые наброски будущей статуи показались в 1870-1871 годах на протяжении поездки Фредерика Бартольди в Соединенных Штатах. Тогда же Бартольди облюбовал и место для собственного будущего шедевра — остров Бедлоу в Нью-Йоркской гавани. Возвратившись во Францию, скульптор продолжил развивать концепцию монумента, параллельно трудясь над вторыми творениями, одним из которых был Лев Белфор — монументальная скульптура с выраженными чертами романтизма, каковые после этого Бартольди привнес и в неоклассическую статую Свободы.
Работа над воплощением плана статуи началась в 1875 году, в то время, когда стало совсем ясно, что американцы отозвались на предложение Лабуле о совместном финансировании монумента: было решено, что создание статуи оплатит французская сторона, а возведение постамента — американская. Бартольди трудился над статуей 10 лет. Первыми подробностями монумента, ставшими дешёвыми для обозрения широкой публике, были правая рука и голова с факелом, выставлявшиеся на интернациональных выставках с 1876 по 1882 год.
Создание статуи
Считается, что статуя Свободы имеет портретное сходство с матерью Бартольди — Шарлоттой. Поза статуи с поднятой вверх рукой напоминает изображение с картины Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах», но, в отличие от Делакруа, Бартольди намеренно одел собственную Свободу как хорошее римское божество — в тогу, застегнутую на левом плече, ниже которой находится стола, ниспадающая на ноги множеством складок.
Сильный и лаконичный силуэт высотой 46 метров с полужирными хорошими контурами, несложными формами и укрупненными линиями подчеркивает торжественность цели, которой посвящена статуя. На голове Свободы — венец, символизирующий солнце как еще одно средство, освещающее мир, не считая факела. Исходящие от венца семь лучей — знак семи морей и семи континентов.
Основание венца — это 25 смотровых окон, символизирующих 25 природных минералов — даров почвы. В правой руке статуи — факел, в левой — скрижаль, на которой римскими цифрами записана дата принятия Декларации независимости Соединенных Штатов (4 июля 1776 года).
По начальному плану Бартольди, Свобода должна была попирать ногами порванную цепь, но такая мысль в стране, где только сравнительно не так давно закончилась гражданская война, и было отменено рабство, имела возможность привести к неоднозначной реакции. В окончательном варианте статуя возвышается над порванной цепью, наполовину скрытой под ее одеждой и с большим трудом различимой с почвы.
Сооружение каркаса
По окончании консультации со экспертами литейного производствакомпании Готье, Бартольди заключил , что покрытие статуи должно быть выполнено из бронзовых страниц способом штамповки. Наряду с этим толщина бронзового покрытия составила всего 2,4 мм. Оставалось только придумать, как закрепить бронзовое покрытие на статуе. Оказать помощь решить эту сложную задачу взялся архитектор Эжен Виоле ле Дюк.
Успев создать совместно с Бартольди руки и голову статуи, он собирался сделать в нее кирпичные сваи, на которых крепились бы бронзовые страницы. Но план ле Дюка так и остался нереализованным в связи с его неожиданной смертью во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века. И тогда на помощь Бартольди пришел инженер Александр Гюстав Эйфель. Работа над сложным каркасом для статуи Свободы стала для Эйфеля необычной репетицией перед созданием Эйфелевой башни.
Он оставил идею строительства свай в статуи и совместно со своим ассистентом — умелым инженером-строителем Морисом Кехлином — создал массивную опору из стали, окруженную поддерживающим каркасом, на которой в вертикальном положении вольно крепились бы бронзовые страницы. Жестко закреплять бронзовое покрытие было нельзя, потому, что это привело бы к его растрескиванию.
Для предотвращения электрохимической коррозии между железным каркасом и медным покрытием был проложен слой асбеста, пропитанного шеллаком. Инновационное техническое ответ Эйфеля упростило задачу транспортировки статуи за океан: 350 подробностей статуи Свободы были помещены в 214 коробок и в апреле 1885 года посланы в Соединенных Штатах на борту французского фрегата Изер. Одних лишь гаек, болтов и заклёпок, нужных для сборки, набралось 36 коробок.
Строительство пьедестала
А в это же время в Соединенных Штатах возводился пьедестал для статуи Свободы. Фундамент для него был заложен в форта Вуд — закинутой военной базы на острове Бедлоу, выстроенной в 1807-1811 годах. На фундаменте бывшего упрочнения в форме одиннадцатиконечной звезды и было решено поставить пьедестал для статуи так, дабы лицо скульптуры было обращено к юго-востоку, приветствуя суда, входящие в гавань Атлантического океана.
Пьедестал высотой 35 метров был спроектирован Ричардом Моррисом Хантом, но из-за недостатка финансирования его высоту было нужно сократить до 27 метров.
Пьедестал Ханта содержит черты хорошей архитектуры — элементы дорического портала на объемной усеченной пирамиде, площадь которой 19 метров у основания и 12 метров в верхней части. Четыре стороны пьедестала имеют однообразный внешний вид. С каждой стороны над дверью размещены по 10 дисков, на которых Бартольди предлагал изобразить гербы всех американских штатов (в те годы их было всего 40), но это так и не было сделано.
На каждой стороне в обрамлении колонн был сооружен балкон. В верхней части по предложению Бартольди размещена смотровая площадка, над которой возвышается сама статуя. Хант собирался сделать пьедестал из гранита, но денежные неприятности поменяли его замыслы: пьедестал — это цементные стенки толщиной 6,1 метра, облицованные гранитными плитами. На момент строительства это было самое большое цементное сооружение в мире.
Массивная каменная кладка пьедестала снабжена двумя квадратными перемычками из металлических брусьев, скрепленными уходящими вверх анкерными балками, дабы соединиться с эйфелевским каркасом самой статуи. Так ее пьедестал и статуя объединяются в одно целое.
Церемония открытия статуи Свободы состоялась 28 октября 1886 года. Капремонту грандиозное архитектурное сооружение подвергалось только один раз — с 1984 по 1986 год. Во второе столетие «бронзовая леди» вошла в красивой форме, пережив «хирургическое» вмешательство на своем «скелете»: каркас статуи Свободы был полностью заменен, а в ее руку реставраторы положили новый факел, покрытый сусальным золотом.
А вот бронзовая «одежда» статуи была отменного качества — на нее наложили только пара заплаток.
В первой половине 80-ых годов XX века на восьмой сессии ЮНЕСКО статуя Свободы была признана объектом глобального наследия.
Быкова Татьяна
80 чудес света: Статуя Свободы: Statue of Liberty: Часть 11