Тверская — горького: как менялась главная улица страны

Как изменялась Тверская улица в двадцатом веке — об этом в авторской колонке говорит историк архитектуры, москвовед Денис Ромодин

Первая громадная плановая реконструкция Тверской улицы началась в 1900-х годах и была связана с возникновением в Москве трамвайного перемещения. Тогда на Страстной площади возвели новый трамвайный павильон (транспортно-пересадочный узел, как сообщили бы на данный момент) по проекту архитектора Франца Когновицкого — строение, оборудованное ватерклозетом, площадкой и киоском ожидания.

А на 1-й Тверской Ямской, прямо среди улицы, проложили трамвайную линию с новыми ажурными опорами контактной сети. Одвременно с этим на протяжении Тверской показались новые прибыльные многоэтажные дома, каковые неспешно стали формировать вид улицы.

Самое большое строение, которое должно было показаться на Тверской, — громадный многоэтажный прибыльный дом на углу с Глинищевским переулком. Клиентом строительства в 1913 году выступил промышленник Николай фон Мекк, а автором проекта — архитектор Иван Машков. Но Столичная городская управа не согласовала проект из-за высокой этажности (строение кроме того превышало по высоте известный прибыльный дом Нирнзее), процесс согласования затянулся и проект так и не был реализован.

Второе большое строительство предполагалось в квартале между Газетным и Никитскими переулками. Данный участок перед Первой мировой войной приобрело страховое общество «начало» и Россия возведение прибыльного комплекса с торговыми и конторскими помещениями, жилыми квартирами и гостиницей. Строительство так и не было завершено, а до начала 1920-х годов недостроенные подвалы употреблялись под нелегальное жилье.

Только во второй половине 20-ых годов XX века на этом месте показалось строение телеграфа, выстроенного по проекту Ивана Рерберга.

Тверская — горького: как менялась главная улица страны

Виды Москвы, 1900 год. Гостиница «Националь»(Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС с дореволюционной открытки)

В 1910-х годах стало ясно, что кривизна и ширина улицы уже никак не соответствует формированию Тверской и ее многоэтажной застройке если сравнивать с широкой и прямой 1-й Тверской-Ямской. Но вопрос о реконструкции и расширении улицы в дореволюционное время не поднимался.

Только в первые годы советской власти в градостроительном замысле, созданном под управлением архитектора Алексея Щусева, обозначалась прокладка сноса и дублёра части застройки на нечетной стороне от Исторического музея до гостиницы «Националь». Первой была реконструирована бывшая Скобелевская площадь, переименованная в Советскую. Вместо монумента генералу Михаилу Скобелеву показался монумент советской конституции, а площадь была частично реконструирована с постройкой нового строения Университета Ленина по проекту Сергея Чернышева.

Москва, 1930 год(Фото: Наум Грановский / Фотохроника ТАСС)

К большим работам приступили в 1930-х годах, в то время, когда начался снос застройки между Манежной и Моховой улицами, постройкой гостиницы «Москва» и обороны Совета и здания труда на углу с Охотным Рядом. А после этого в рамках реализации Генплана Москвы последовала и реконструкция бывшей Тверской, которая стала тогда именоваться улицей Неприятного. Проезжая часть расширялась практически на 40 м (недалеко от Камергерского переулка ширина ветхой Тверской улицы составляла 17,5 м).

В это время начался снос большинства строений, каковые «поддерживали» новую красную линию улицы. Только кое-какие постройки были передвинуты вглубь кварталов, поскольку воображали или материальную сокровище, или историко-архитектурную, но не вписывались в ансамбль новой улицы.

Улица Неприятного, 1937 год(Фото: Наум Грановский / Фотохроника ТАСС)

Реконструкция улицы Неприятного, 1937 год(Фото: Наум Грановский / Фотохроника ТАСС)

В 1939–1940 годах были передвинуты строения Моссовета, бывшего прибыльного дома подворья Саввино-Сторожевского другие строения и монастыря на протяжении улицы. Кое-какие «укоротили», как, к примеру, флигели бывшего Британского клуба. Повезло только фронту застройки четной стороны от Глинищевского переулка до Пушкинской площади и части улицы Неприятного между площадью Маяковского и Пушкинской площадью.

Площадь Пушкина в Москве, 1940 год(Фото: С.Шагаль / Фотохроника ТАСС)

Перед войной реконструкцию опоздали довести до конца, и нечетная сторона улицы застраивалась уже в первые послевоенные годы, а реконструкцию площадей Маяковского и Пушкинской затянулась впредь до 1970-х.

Улица Неприятного до реконструкции, 1946 год(Фото: Эммануил Евзерихин / Фотохроника ТАСС)

На рубеже 1940–1950-х годов была заложена база новой Пушкинской площади — с Тверского проспекта передвинули монумент Александру Пушкину и сделали для него новый сквер по проекту архитектора Михаила Минкуса. Реконструкция коснулась и Советской площади — на ней показался монумент Юрию Долгорукому, за которым разбили террасный сквер с монументом Ленину и фонтаном.

Советская площадь по окончании реконструкции, 1946 год(Фото: Эммануил Евзерихин / Фотохроника ТАСС)

В 1960–1970-х годах были созданы проекты модернизации улицы. Тогда планировалась реконструкция со сносом ветхой дореволюционной застройки, не имевшей исторической и культурной ценности.

Предполагалось осовременить улицу и «разгрузить» массивную архитектуру 1930–1950-х годов модернистскими строениями из бетона и стекла. Данный проект был реализован частично. Как раз тогда сформировался ансамбль Пушкинской площади и вместо снесенной застройки появился Новопушкинский сквер с рестораном «Лира».

Главная улица столицы — улица Неприятного, 1957 год(Фото: Фото Леонида Великжанина (Фотохроника ТАСС) )

В 1970-х годах началась реконструкция квартала издательского комплекса «Известия» — было передвинуто строение бывшего издательства «Русское слово» архитектора Адольфа Эрихсона.

Вид на Пушкинскую площадь, 1967 год(Фото: В.Семьянов / Фотохроника ТАСС)

На площади Маяковского во второй половине 50-ых годов двадцатого века установили монумент Владимиру Маяковскому, а после этого приступили к реконструкция площади, из-за которой был снесен квартал с театром «Современник» и выстроен транспортный тоннель под площадью. Одновременно с этим проводились работы по перестройке административного театра «комплекса» и здания Эстрады со стороны Брестских улиц. На фасадах показались газосветные вывески в едином, но уникальном стиле.

Кроме этого в 1960-х годах на улице Неприятного началась ликвидация наземных переходов с их заменой на подземные, а строительство трех станций метро в 1970–1980-х годах под Пушкинской площадью сделало это место одним из главных пассажирских транспортных узлов.

Вид на памятник и площадь Маяковского Владимиру Маяковскому, 1966 год(Фото: . Фото Василия Егорова /Фотохроника ТАСС/ )

Вид на улицу Неприятного в дни празднования 50-летия образования СССР, 1972 год(Фото: Фотохроника ТАСС)

Улица Неприятного в Москве, 1976 год(Фото: Фотохроника ТАСС)

В 1990-х годах улица частично начала обрастать палатками и торговыми рядами, как это происходило по всему городу. Тогда же было возвращено и ее историческое наименование. На тротуарах показались первые новые малые архитектурные формы — германская компания установила современные остановочные павильоны с рекламными витринами, а на протяжении улицы во второй половине 90-ых годов XX века показались новые фонарные опоры уникальной конструкции, каковые заменили очень плохие мачты 1970-х.

Действительно, улица утратила собственный озеленение — место деревьев заняли рекламные щиты. В 1995–2011 годах на четной стороне Тверской около Дегтярного и Старопименского переулков выросли гостиницы.

Тверская улица в Москве, 1996 год(Фото: Борис Кавашкин / ИТАР-ТАСС)

Во второй половине 90-ых годов двадцатого века Камергерский переулок был перевоплощён в пешеходную территорию, а в 2000-х начал обсуждаться проект реконструкции площадей Тверской Заставы, Триумфальной и Пушкинской, в следствии должны были показаться новые транспортные развязки и подземные торгово-публичные центры. Данный проект предусматривал расширение автомобильной пропускной свойстве Тверской. Работы, начатые по реконструкции площади Тверской Заставы, так и не завершились.

Скоро из-за смены муниципальный власти проекты были отменены и у мэрии сменились ориентиры — на создание пешеходных пространств в историческом центре города. Первой реконструировали Триумфальную площадь благодаря вмешательству и общественному резонансу архитектурного сообщества в 2013 году. В следствии весной 2014-го был совершён архитектурный конкурс, на котором победило Buromoscow. Вместо проезжих частей около Концертного зала им.

Чайковского и бывшего кинотеатра «Москва» показалось единое пешеходное пространство с новым озеленением, качелями и стеклянными павильонами, что сначала вызвали недовольство жителей, но, как продемонстрировало время, стало очень любимым объектом визита.

Тверская улица в Москве, 1997 год(Фото: Игорь Зотин / ИТАР-ТАСС)

В 2011–2014 годах на самой Тверской предприняли первую попытку озеленения улицы с установкой массивных гранитных тумб с лавочками. Но это решение кроме этого привело к целому шквалу нареканий со стороны жителей. В один момент были убраны все перетяжки и рекламные конструкции на протяжении Тверской, что очистило улицу от визуального «мусора».

Кроме этого началась кампания по архитектурно-визуальному оформлению вывесок торговых помещений, из-за которой снова стали видны фасады исторических строений. Эти две кампании стали крайне важным процессом по возвращению исторического вида улицы, что совсем сформировался в советское время.

Троллейбус на Тверской улице, апрель 2016 года(Фото: Александр Зеликов / ТАСС )

Зимний период 2016 года мэрия и горсовет Москвы начали снос самовольно появившихся торговых точек, и на Тверской улице были снесены два торговых центра около Пушкинской и Триумфальной площадей. Как раз тогда показался проект реконструкции проезжей части Тверской с трансформацией их покрытия и габаритов тротуаров. Запланировано полноценное озеленение, а проезжую часть украсят фонарные опоры, каковые будут воспроизведены по примерам начала 1950-х годов.

Реализация этого проекта уже началась и распознала целый культурный пласт ветхой Москвы, покоившийся под слоями асфальта и чудесным образом сохранившийся, не обращая внимания на работы по прокладке подземных переходов и коммуникаций. Возможно, что данный культурный слой будет сохранен и открыт для жителей в качестве необычных стеклянных люков, через каковые возможно заметить историю основной улицы Москвы.

Денис Ромодин специально для «РБК-Недвижимости»

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Специалисты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции

Об авторах

Денис Ромодин москововед Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Москва, улица Мясницкая, путешествие в глубь столетий по старой столице. Документальный фильм


Читайте также: