Архитектура латвии: дом имени шахматиста таля в окружении югендстиля

Обозреватель "РБК-Недвижимости" познакомился с современной архитектурой Латвии в контексте исторической застройки.

Архитектура латвии: дом имени шахматиста таля в окружении югендстиля

В центре Риги на улице Элизабетес ведется строительство жилого дома, архитектурное окружение которого сложилось 100 лет назад. Однако, строящийся дом уже сейчас в Латвии именуют "монументом архитектуры XXI века". Любопытно, что будущий жилой комплекс – именной.

Он носит имя советского шахматиста, гроссмейстера Михаила Таля.

С архитектором Tal Residence – так именуется жилой комплекс – Ингурдсом Лаздиньшом мы встретились в офисе девелопера проекта латвийской компании R.Evolution City (сооружает в юрмале и Риге). Отечественный разговор поддержал и глава R.Evolution City Алексей Загребельный.

Он пояснил для начала, что большая высота новых объектов в центре Риги не имеет возможности быть больше 24 метров. "В Риге имеется такая институция: дабы сохранить лицо города, власти время от времени "выворачивают руки" новым идеям. Так было и при с Tal Residence", – жалуется с порога архитектор Лаздиньш.

Он утвержает, что согласование лишь контуров и высотности будущего строения с властями Риги (четырьмя разными инстанциями по главным и памятникам архитектором) заняло более двух лет: "Возможно, вы увидели строение слева значительно ниже, а справа – с башенками – значительно выше. Дабы вписать новое строение между ними, оно должно быть такими уступами, "лесенкой". Воображаете, мы израсходовали пара лет, обосновывая эту несложную архитектурную истину!"

Стиль проектирования создатель именует метафоричным: тема шахмат в архитектуре комплекса присутствует, но она еле уловима.(Фото: РБК-Недвижимость)

Михаил Таль
"По окончании силуэта здания и согласования высотности Алексей, – кивает Лаздиньш в сторону Загребельного, – приходит ко мне, как архитектору, и говорит: "А можем мы сделать строение, посвященное шахматисту Талю?.."

Напомним, Михаил Таль – коммунистический и латвийский шахматист, гроссмейстер, 8-й мировой чемпион по шахматам – появился во второй половине 30-ых годов двадцатого века в Риге и жил на улице Элизабетес. Это про него пел Высоцкий в песне, посвященной подготовке вымышленного персонажа к матчу с Фишером: "Мы сыграли с Талем 10 партий: в преферанс, в очко и на бильярде. Таль сообщил: "Таковой не подведет!"

Отметим, сам Михаил Таль сравнивал игру в шахматы с архитектурой: "Для многих шахматистов шахматная красота содержится в торжестве логики. Согласно их точке зрения, красивая партия – это хорошее строение с безукоризненными пропорциями, в котором любой элемент на своем месте. Меня завлекает успех нелогичности, вздора, в то время, когда все подчиненно глубокой идее, все продумано до мелочей, замыслы осуществляются в срок.

Мне больше всего нравится в шахматах миг, в то время, когда катет дольше гипотенузы".

Потом архитектор поведал о подходе к теме Таля и шахмат в собственном проекте: "Я постарался изобразить пара шахматных ассоциаций, – говорит он. – К примеру, в то время, когда вы смотрите на шахматные фигуры, одни вы видите ближе, другие дальше, одни выше, другие ниже, чёрные, яркие. Это мы сделали посредством игры эркеров, выступающих над плоскостью фасада. Под фигурами – шахматная доска – дерево.

Часть стеклянных панелей чёрные, часть – яркие. Ассоциации с шахматами должны проявляться у наблюдающего на строение где-то глубоко в подсознании, любое копирование шахматной эстетики ведет к кичу и проект проваливается".

Древесные жалюзи, расположенные в нижней трети строения – это еще одна ассоциация, но не шахматная. "Это мелкий реверанс в сторону ветхих древесных домов, каковые в Риге весьма обожают, берегут и время от времени запрещают сносить, – растолковывает архитектор. – Это как бы реплика, напоминание, что на этом месте ранее стоял древесный двух с половиной этажный дом. Это мое подыгрывание инспекции монументов Риги – муниципальным госслужащим мысль понравилась, исходя из этого они и одобрили проект в целом".

Отдельная история – проектирование стеклянных элементов и окон фасада. Помимо этого, что все окна панорамные, – большая редкость для центра Риги – они имеют три различных оттенка, как на шахматной доске. Страно, но из-за таких громадных окон застройщик был должен включить в соглашения с клиентами пункт, регламентирующий цвет штор. "В контракте прописывается цвет занавесок, – нежданно говорит архитектор. – Дабы не было, прошу прощения, бардака со стороны улицы.

В вешайте все что желаете, но снаружи повесьте шторы, каковые согласуете со мной". "Отечественные клиенты не только знают это, но и поддерживают, – растолковывает Алексей Загребельный. – Принимают как логичное требование, а не ограничение их свобод, уважая и дом, и улицу, и город".

Михаил Эйзенштейн с сыном и женой Сергеем

По большому счету, столь масштабное остекление фасада – это тема внутренней дискуссии между архитектором и девелопером, согласится Алексей Загребельный. "У тех, кто живет в соседних строениях, имеется возможность видеть в отражениях Tal Residence фасады собственных домов, – говорит девелопер. – Стеклянные поверхности самый совершенно верно вписываются в окружающую застройку, по причине того, что отражают ее".

Кстати, об окружении. Улица Элизабетес, на которой ведется строительство Tal Residence, и соседняя улица Альберта – это "домашняя стройплощадка" российского архитектора-любителя Михаила Эйзенштейна, отца известнейшего режиссёра Сергея Эйзенштейна.

Хобби российского государственного служащего, что занимал на рубеже столетий в Риге пост главы отдела путей сообщения Прибалтийского и Финляндского отделения РЖД, была архитектура (в Риге по проектам Эйзенштейна выстроено пара десятков домов – см. фото ниже). В Латвии Эйзенштейна сейчас именуют "местным Гауди" – он, как и великий испанский мастер, трудился модерновом стиле либо югендстиле, как это художественное направление именовали в Германии, государствах Прибалтики и Скандинавии.

Одно из самых прекрасных строений Эйзенштейна выстроено на улице Элизабетес – это дом 10б. Строение – визитка рижского югендстиля. Оно украшено громадными женскими лицами, сказочными фигурами, богатой лепниной и монстрами. Сын архитектора Сергей Эйзенштейн вспоминал об этом доме отца следующее: "Отец растягивавший человеческие профили на высоту полутора этажей в отделке углов строений.

Вытягивавший руки дам, сделанных из железа водосточных труб, под прямым углом к строению и с золотыми кольцами в руках".

Одна из самых известных работ Михаила Эйзенштейна — дом по адресу ул. Элизабетес, 10б(Фото: РБК-Недвижимость)

ФОТО: Югендстиль Михаила Эйзенштейна

На рубеже прошлых столетий рижские улицы Альберта и Элизабетес заселял средний класс рижского общества – Михаил Эйзенштейн проектировал только прибыльные дома. Сейчас это респектабельный район ветхой Риги. На улицах кроме того в осеннюю пору по окончании окончания дачного сезона припаркованы дорогие машины с русскими номерами, квадратный метр в этих строениях стоит 3–4 тыс. евро.

"Данный район известен собственными историческими весьма шикарными строениями, – продолжает архитектор Ингурдс Лаздиньш. – Присутствие так броских архитектурных доминант в районе, само собой разумеется, накладывает ответственность, как да и то, что мое строение кроме этого будет находиться 100 следующих лет".

"Попал ли я в точку и создал картину, как симфонию, либо легко что-то нагромоздил? – Задает риторический вопрос с прибалтийским выговором архитектор Лаздиньш. – Мы лишь лет через 25 определим, как правильным был мой расчет".

Игнат Бушухин

Рижский Югендстиль


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: