Будущее наступило: почему китайские гигаполисы непригодны для жизни

На Столичном урбанистическом форуме интернациональные архитекторы назвали четыре главные обстоятельства, по которым города Китая неудобны для проживания

Будущее наступило: почему китайские гигаполисы непригодны для жизни

Фото: Jьrgen Effner / DPA / TASS

Гигаполисы — новое явление в истории развития городов. Люди лишь успели привыкнуть к агломерациям с миллионным населением, а в Китае уже начали проектировать масштабные жилые территории, рассчитанные на много миллионов человек. К примеру, в такую агломерацию должны слиться столица страны Пекин, промышленный Тяньцзинь и целая провинция Хэбэй, которая окружает столичный регион КНР.

На Столичном урбанистическом форуме подобные супергорода назвали гигаполисами.

Возможности развития нового формата обсуждались на сессии «Преимущества масштаба», гостями которой стали партнер голландской архитектурной студии OMA Рейнир де Граф, помощник директора по интернациональным проектам архитектурной студии Arep Ville Сирил Югон, партнер известного китайского бюро MAD Architects Юсуке Хаяно, глава департамента муниципального планирования Нью-Йорка Пурнима Капур и основатель собственной архитектурной студии в Пекине Пэй Чжу.

Сейчас гигаполисы остаются внутренней историей Китая: жилые массивы для того чтобы размера сформировались лишь в том месте. В Китае расположены 25% из 500 наибольших городов планеты, а количество агломераций с миллионным населением превысило полторы много, поведала начальник центра муниципальных изучений бизнес-школы «Сколково» Ксения Мокрушина. Она уверена, что в каждый стране мира число городов-миллионников в лучшем случае исчисляется десятками.

В Китае ежегодно из деревни в город переселяются 13 млн человек; к 2050 году 66% населения Азии будет жить в городах, заявил Владимир Коровкин из столичной школы управления «Сколково». «На сегодня сельские обитатели КНР получают в среднем втрое меньше, чем жители городов», — растолковал обстоятельство миграции Рейнир де Граф.

Человечество грезило о гигаполисах много лет: концепции супергородов видятся в культуре XX века, начиная с романов Айзека Азимова и Артура Кларка. В 2016 году будущее наступило — и перед планировщиками и жителями новых жилых единиц поднялись новые неприятности. На Столичном урбанистическом форуме специалисты из Нидерландов, Японии, Франции, США и, само собой разумеется, Китая поведали, какими в конечном итоге оказались первые гигаполисы Почвы и из-за чего они были негодными для обычной судьбы.

Загрязнение внешней среды

Главным недочётом китайских супергородов архитекторы назвали большой уровень загрязнения внешней среды. Смог над Пекином стал таким привычным для местных жителей, что многие обитатели всегда ходят по улицам в защитных масках, а представитель современного китайского мастерства Brother Nut кроме того сделал кирпич, спрессованный из столичного смога. «Огромная катастрофа китайских мегаполисов содержится в масштабе загрязнения внешней среды.

Я провел в Москве всего несколько дней — но мне хватило этого, дабы заметить, сколько у вас водоёмов и лесов. Не забывайте: леса — это основное, что имеется в каждом городе», — заявил китайский архитектор Пэй Чжу.

Загрязнение воздуха в Пекине(Фото: Luo Xiaoguang / Zuma / TASS)

В районах ветхой застройки, каковые прилегают к Запретному городу в центре Пекина, еще сохранились парки и деревья, но территории около не оставляют места для зелени, поведал архитектор. «Если вы взглянуть на ветхую застройку Пекина с одного из современных небоскребов, то заметите, сколько деревьев было между зданиями, — растолковал Пэй Чжу. — Я весьма надеюсь, что в будущем Москва не превратится в гигаполис наподобие китайских. Надеюсь, Москва успеет выучить урок, что ей преподали китайские города: не превращайте вашу столицу в целую застройку».

Транспортная недоступность

В Москве три транспортных кольца. В Пекине таких колец шесть, а в скором будущем к ним присоединится седьмое, большинство которого пройдет по пригородам в провинции Хэбэй. Протяженность седьмого кольца — 187 км.

Протяженность МКАД образовывает 108 км.

Трафик в китайском Чунцине(Фото: Wen Hua / Sipa Asia / Zuma / TASS )

Через пара лет главные города нового гигаполиса обязана соединить сверхскоростная железная дорога: китайские власти проложат пути между Пекином и Тяньцзинем. Тем, кто живет в других районах, нужно будет довольствоваться автобусами. «Любой будний сутки в 5:30 дюжина пенсионеров выходят на остановку публичного транспорта в пекинском пригороде Янджиао, — обрисовывает современную обстановку в пригородах Пекина газета New York Times. — Они ожидают автобус, но не садятся в него.

Они друг за другом пропускают автобусы, в любой из которых заходят по 50 пассажиров из ни при каких обстоятельствах не заканчивающейся очереди. Около 6:30 утра на остановке появляются дети пенсионеров. Сейчас очередь на автобус растягивается на всю улицу, но юные люди проходят в начало и занимают места собственных своих родителей.

Сейчас пенсионеры смогут возвратиться к себе, а их дети отправятся на работу: им предстоит 40-километровая дорога в Пекин, которая займет три часа в одну сторону».

Бытовые неудобства

Транспорт — не единственная неприятность гигаполисов. Обычно обитатели супергородов сталкиваются со сложностями на элементарном уровне: от дефицита детских площадок до перебоев с сотовой связью. «Вы понимаете, из-за чего в Пекине так популярны голосовые сообщения? В том месте всегда обрывается сотовый сигнал.

Вследствие этого местные обитатели вынуждены общаться между собой через голосовые чаты», — поведал на форуме Владимир Коровкин.

Виды китайского Яньцзи(Фото: Кирилл Чаплинский/ТАСС )

Отдельная тема — отсутствие социальной инфраструктуры. В отличие от России китайские девелоперы обычно не строят школы, поликлиники и детсады рядом с новыми зданиями. В следствии по всей стране появляются масштабные спальные районы без образовательных учреждений, а за элементарными бытовыми одолжениями приходится ездить на машине.

Порванный город

В следствии стремительной урбанизации китайские города были порваны на отдельные районы, не хорошо связанные между собой, растолковал Пэй Чжу. «У Пекина и Москвы похожий уровень культурного багажа. Неприятность в том, что по окончании начала масштабной застройки Пекина архитектурное и культурное наследие ветхого города выяснилось изолировано от обычных жителей и остальных районов, — поведал архитектор. — Увы, скверы и общественные пространства заканчиваются в один момент со ветхой застройкой. В новых районах этого нет».

Пригород китайского города Ухань(Фото: Ke Hao / Zuma / TASS )

До XX века природа была интегрирована в городскую среду китайских населенных пунктов на всех уровнях впредь до самого центра, заявил эксперт. «К сожалению, современная застройка Пекина всецело игнорирует общественные связи и природу», — резюмировал Пэй Чжу.

Параллельно с объединением Пекин — Тяньцзинь — Хэбэй в одну суперагломерацию уже сливаются Шэньчжэнь, Гуанчжоу, Гонконг и Макао на юге, и Шанхай, Сучжоу и Цзясин на востоке страны.

Создатель: Антон Погорельский.

5 ГОРОДОВ БУДУЩЕГО


Темы которые будут Вам интересны: