Фонтенбло – жемчужина французской архитектуры
Утверждение,что миллионы людей во всем мире очарованы роскошью и величием дворца Фонтенбло, не будет преувеличением: многие успели полюбить его благодаря произведениям Александра Дюма и Мориса Дрюона, кроме того ни разу не побывав в этом прекрасном месте в 59 километрах от Парижа. Фотографии дворца с высоты птичьего полета не просто впечатляют, но кроме того легко шокируют: тяжело представить сооружения, талантливые соперничать с Фонтенбло по величию и размаху. Еще более поражает воображение его внутреннее убранство.
Любопытно, что, не обращая внимания на огромное количество научных работ по архитектуре и истории дворца Фонтенбло, большая часть из них посвящено не изучению ансамбля Фонтенбло в целом, а отдельным его частям. Особенного внимания ученых удостоены галерея Франциска I, Бальный зал, павильон Оружия, галерея Улисса, сад Сосен а также бани, но, однако, Фонтенбло остаётся самым таинственным культурным феноменом Франции. архитекторы и Современные историки готовы спорить, являлась ли застройка дворца хаотичной либо всё-таки в ней была какая-то логика, возможно ли вычислять его монументом архитектуры французского Ренессанса либо направляться относить к сооружениям, воплощающим архитектурные тенденции итальянского маньеризма.
Пожалуй, раскрыть все тайны дворца Фонтенбло – очень трудная задача кроме того для тех, кто всю жизнь посвятил его изучению. Эти величественные стенки, являющиеся, согласно точки зрения Наполеона, настоящим и пристанищем эпох домом королей, хранят память о 34 французских монархах – от Людовика VI (1081-1137) до Наполеона III (1808-1873), и любой из них стремился, дабы дворец соответствовал его вкусу и удовлетворял его потребностям.
Фонтенбло в средневековье
В дошедших до нас письменных источниках, датированных 1137 годом, Фонтенбло упоминается как принадлежащее королю Людовику VI землевладение с находящимся а нем охотничьим домиком. Скоро в этом красивом месте не берегу ручья было решено выстроить замок.
В годы правления Людовика IX, обнаружившего в Фонтенбло уединение и покой, охотничий замок был расширен, на его территории показался новый квадратный донжон, что сейчас есть ветшайшей сохранившейся постройкой дворцового комплекса Фонтенбло. Не считая донжона, память о далекой истории замка хранят только ветхие подземелья в строениях, окружающих Круглый двор. Форма этого двора в плане напоминает территорию средневекового замка.
Быть может, как раз тут когда-то находились ветхие стенки Фонтенбло.
Строительство дворца в эру Ренессанса
По окончании продолжительного запустения в начале XVI века замок Фонтенбло снова ожил. Король Франциск I был амбициозным монархом и собственных притязаний на европейское господство не скрывал. И одним из воплощений его жизненной позиции должен был стать некоторый архитектурный образ, что был бы понятен ближайшим соседям Франции.
Так на месте ветхого охотничьего замка за два десятилетия (с 1528 по 1547 год) появился дворцовый ансамбль Фонтенбло – любимая резиденция Франциска I. В эру раннего Ренессанса в Италии показалась мода на подражание древним виллам, отразившаяся в архитектуре дворцов Флоренции, Мантуи и Милана. Франциск I захотел превзойти лучшие образцы архитектуры итальянского Ренессанса. Ветхие средневековые сооружения Фонтенбло были снесены.
Для работы над созданием новой королевской резиденции были приглашены француз Жиль Ле Бретон и итальянские архитекторы Виньола и Серлио. Над украшением дворца трудились итальянцы Россо и Приматиччо, создававшие прекрасные картины, фрески, лепнину, рельефы, скульптуры, шпалеры и другие предметы декоративно-прикладного мастерства. Основной шедевр работы Россо – это галерея Франциска I, сохранившаяся до наших дней, над украшением которой он трудился 9 лет (1531-1540 годы).
Созданная Приматиччо королевская спальня не сохранилась, а от салона герцогини д’Этамп остались только фрагменты. В искусствоведении несколько итальянских и французских мастеров, трудившаяся над созданием дворцового комплекса во времена Франциска I, стала называться первой школы Фонтенбло. В это время к западу от Круглого двора был создан квадратный Двор Белого коня, показалась часовня Святой Золотые ворота и Троицы.
Не обращая внимания на грандиозный размах строительства, по окончании смерти Франциска I многие объекты остались незавершенными, а скоро работы из-за религиозных войн были прерваны и деятельно возобновились только во времена правления Людовика IV, пригласившего в Фонтенбло французских и фламандских мастеров. Главным архитектором дворца стал француз Филибер Делорм.
Во дворце была выстроена огромная терраса, обустроен сад Королевы с тремя прекраснейшими павильонами, из которых сейчас сохранился только один, воображающий из себя двухъярусный корпус, перпендикулярный главному дворцовому строению, прилегающий к королевскому саду. Нижний этаж представлен величественной галерей Оленей, наверху разместилась галерея Дианы. Архитекторы, художники и скульпторы, трудившиеся над созданием дворца при Генрихе IV, считаются создателями второй школы Фонтенбло, просуществовавшей до начала XVII столетия.
Новый этап грандиозных работ во дворце начался при правлении Людовика XV, которому архитектурный комплекс Фонтенбло показался устаревшим. Обновить его было поручено архитектору Анжу Жаку Габриэлю, что подверг переустройству двор Белой лошади, сделав его более праздничным и парадным. К главному корпусу дворца было пристроено новое крыло, удачно вписавшееся в архитектурный ансамбль.
На центральном фасаде показался шикарный фронтон с королевским гербом Франции.
Фонтенбло и Наполеон
По окончании грандиозного упадка времен Великой французской революции новую судьбу во дворец Фонтенбло вдохнул Наполеон Бонапарт. На протяжении его первого визита в королевскую резиденцию в 1804 году она воображала печальное зрелище: дворец подвергся разграблению и частичному разгрому. Но восстановительные работы производились скоро, и скоро Наполеон занял первый и второй этаж дворца, преобразовав королевскую спальню в тронный зал, где до сих пор хранится его трон.
Преемниками Наполеона дворцовый комплекс обустраивался впредь до падения Второй империи.
Дворец Фонтенбло сейчас
Сейчас дворцовый комплекс Фонтенбло с красивым парком есть одним из самых посещаемых туристических объектов Франции. Во дворце более чем 1500 помещений. В кадастре музея декоративно-прикладного мастерства Фонтенбло значатся более чем 16 тысяч предметов мебели, картин, гобеленов и других художественных сокровищ.
В первой половине 80-ых годов XX века дворцовый комплекс Фонтенбло стал объектом глобального наследия ЮНЕСКО.
Последняя реставрация замка началась согласно решению французских правительства в феврале 2009 года. На эти цели из казны было выделено 2,3 миллиона евро, что разрешило завершить восстановительные работы во дворе Генриха IV и Круглом дворе, была отреставрирована галерея Франциска I, стенки которой были повреждены влагой. Но применение при реставрации исторического дворцового комплекса современных стройматериалов привело к бурным протестам со стороны общественности.
Представители защитников и Лиги друзей Фонтенбло утверждают, что штукатурка, наносимая поверх известняка, из которого по большей части выстроен дворец, не только портит его исторический вид: агрессивные растворители и химические компоненты возможно помогут разрушению древних стен. Злит их да и то, что на гобеленах природная песчаная оранжевая краска заменяется при реставрации только жалким современным подобием, не имеющим с оригиналом ничего общего.
Возможно заявить, что около заключительной реставрации Фонтенбло разгорелись нешуточные страсти. Но, 30 тысяч туристов, бывающих тут каждый год, об этом кроме того не догадываются и восхищаются божественным великолепием, покинутым человечеству в наследство гениальными мастерами ушедших эр.
Быкова Татьяна
Французский дворец Фонтенбло (Chateau de Fontainebleau)