Пешеходные зоны: благо или проблема для москвичей

Через три года количество пешеходных маршрутов в Москве может увеличиться в семь раз. Как пешеходные пространства сделать комфортными не только для пешеходов, но и для местных жителей и автомобилистов, с проектом "РБК-Недвижимость" делится архитектор Борис Пастернак

Пешеходные зоны: благо или проблема для москвичей

Фото: Depositphotos/_Ansud_

Борис Пастернак
За последние два года в столице обустроено около 100 км бульваров и пешеходных улиц. Пешеходные территории показались на Громадной Дмитровке, Никольской, Рождественке, Кузнецом Мосту, Крымской набережной. Благоустроены Пятницкая, Маросейка и Покровка.

Как заявил столичный градоначальник Сергей Собянин на IV Столичном урбанистическом форуме, количество пешеходных маршрутов увеличится за три года на 600 км.

В интервью "РБК-Недвижимости" основной архитектор Центра историко-градостроительных изучений (ЦИГИ) Борис Пастернак говорит о том, что возможно сделать, дабы пешеходные маршруты учитывали интересы местных автомобилистов и жителей.

— О чем говорит массовое появление пешеходных общественных пространств и маршрутов в столице?

— Потому, что вопросы публичных качества и пространств муниципальный среды не были раньше в фокусе внимания, то их активное развитие сейчас есть абсолютным благом. Исчерпывают ли они всю повестку архитектурной тематики? Само собой разумеется, нет. Воспринимаются ли они как уход от дискуссии достаточно широкого круга неприятностей в области градостроительства и архитектуры?

Время от времени да.

Обустройство привлекательной муниципальный среды, а также для молодых, креативных, подвижных людей, очень принципиально важно для образа города, его восприятия туристами и жителями. Но в один момент при обустройстве пешеходных пространств в тени остаются непростые неприятности создания комфортных условий проживания для обитателей исторической части города, множества офисов и функциональных перекосов в центре либо джентрификации (обновления и реконструкции) примыкающих к центру районов. По тем же лекалам, что был возвращен в муниципальный обиход Центральный парк отдыха и культуры имени Неприятного, нельзя разрешить неприятности спальных районов.

— Как, по-вашему, успешен в Москве опыт созданных пешеходных территорий?

— Опыт существующих пешеходных улиц еще не проанализирован. Они серьёзны как пилотные проекты, но требуется анализ, обобщение накопленного опыта. Должны быть внесены коррективы в будущие проекты.

Очень ответственный вопрос: что связывают эти пешеходные территории? Порою, они выглядят как протяженные автострады, каковые ведут из ниоткуда в никуда. Плюс в некоторых местах происходит изменение категории обращенных на улицу ресторанов и магазинов, получающих люксовый темперамент.

Их засилие вытесняет из этого местных обитателей, пользующихся сферой одолжений шаговой доступности.

Считаю, что у нас обычно хорошие начинания покупают темперамент гигантомании. Я не увидел, честно говоря, большого повышения числа гуляющих на той части Пятницкой улицы, которая ближе к Садовой. Большая часть музеев, театров, точек притяжения находятся в стороне.

А вот вторая часть улицы, которая делается пешеходным маршрутом к Третьяковке, напротив, ответственна для туристов, каковые, иногда, приехав на метро, не смогут отыскать галерею.

Еще одна улица, где были расширены тротуары, — Громадная Дмитровка. Бытует вывод, что ее поспешное обустройство в известной степени позвано жаждой уменьшить проезд и парковку для высоких федеральных ведомств, а не в интересах обитателей.

— Перечисленные вами улицы, и кое-какие другие являются знаковыми и находятся в историческом центре города. Как их реновация оказала влияние на исторический вид Москвы?

— Не хорошо, в то время, когда столичная улица делается похожа на коттеджный поселок с некрасивыми фонарями. К примеру, на Покровке фонари, копирующие исторические, "выросли" многократно и выглядят весьма смешно и несуразно. Такое чувство, словно бы их растягивали на медицинском аппарате Елизарова.

К этим вопросам направляться отнестись внимательнее, нужен личный подход, что учитывает исторический колорит и стилистику окружающих домов.

— На ваш взор, не будут ли ущемлены права автолюбителей, в случае если пешеходные маршруты расширятся еще на 600 км?

— Эти вопросы нужно решать комплексно. Мы все равно не победили машины на улицах, поскольку на новых расширенных тротуарах, к примеру около дорогих ресторанов, продолжают парковать машины. В случае если ужесточать порядок, то получается, что мы воспринимаемжителей этих районов как людей второго сорта по отношению к офисным работникам либо визитёрам ресторанов и бутиков. У определенного процента местных обитателей имеется автомобили, и это не правонарушение.

У них и без того достаточно непростая судьба, и наличие автомобиля не должно являться печатью, которая ставится на человеке. Таковой автомобиль не нужно принимать как элемент роскоши.

В центре фактически отсутствует публичный транспорт, его структуру никак не назовешь комфортной, маршрутов мало. Троллейбус на Бульварном кольце приходится ожидать на ветру и морозе двадцать мин. и более. В случае если человека заставить отказаться от автомобиля, что же у него тогда останется?

Он живет в центре, и еженедельные поездки на окраину города за приобретениями — вынужденная мера, поскольку местные магазины дорогие. Обстановка, достаточно обычная и для городов Европы. Как раз исходя из этого в Москве необходимо создать условия, дабы учитывались интересы обитателей в разумном применении как дворовых пространств, так и транспорта.

— Но имеется же платные парковки?

— Да, но все равно в некоторых переулках местные обитатели, возвращаясь с работы, не смогут отыскать место для парковки — все занято автомобилями офисных работников. Неприятность не решена. Предновогодние дни если сравнивать с началом прошлого года говорят о том, что платная парковка, быть может, есть пополнением бюджета, но это не только не решило транспортную обстановку, но сделало людей, живущих в центре, заложниками таких ответов.

— А обитатели должны учавствовать в дискуссии пешеходных территорий?

— Казалось бы, расширение пешеходных возможностей должно быть воспринято на ура. Но в районе Маросейки и улиц Покровки это стало причиной достаточно важное сопротивление местных обитателей. Значит, что-то не в порядке?

По всей видимости, направляться учитывать их вывод по всем вопросам: расширение тротуаров, магазины, общепит дешёвого сегмента, развитие сферы обслуживания, места для отдыха пожилых людей, обустройство досуга. Тогда в пешеходную структуру имели возможность бы вовлекаться дворы, и она не обретала бы нарядный темперамент лакированных в граните либо мраморе автострад, нужных лишь с целью проведения торжественных презентаций.

Публичные пространства имели возможность бы иметь структуру "дерева" и за счет обогащения и разнообразия функции "прорастали" во дворы. Быть может, запрещено все сделать в один момент. Но в случае если обитателям растолковать, что программа по благоустройству поделена на этапы, и привлечь их к участию в проекте, на мой взор, это было бы значительно человечнее и итог имел бы больший выход.

Елена Лыкова

Об авторах

Борис Пастернак Центр историко-градостроительных изучений Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Новые пешеходные территории в Москве


Темы которые будут Вам интересны: