Русская усадьба: родовое гнездо российского дворянства

Русская усадьба: родовое гнездо российского дворянства

Русские усадьбы — это не просто загородные имения и сложные хозяйственные механизмы, потребовавшие ухода и постоянной заботы. Это родовые гнезда, где выросло не одно поколение, где совершались открытия и писались великие произведения литературы, музыки, живописи. Это серьёзная составляющая истории и культуры, которую нужно изучать и сохранять.

Два века в отечественной истории

Русская дворянская усадьба показалась еще в пятнадцатом веке, в то время, когда почвы начали дароваться царями подчиненным за верную работу, но продолжительное время она слабо отличается от крестьянского двора – разве что высотой дома да наличием маленького плодового садика, имевшего сугубо утилитарное значение. Многие из этих поместий были стёрты в пух и прах опричниками Ивана Грозного, а после этого стёрты с лица земли на протяжении событий Смутного времени.

Только в восемнадцатом веке, по окончании принятия указа о вольности дворянства, усадьбы начинают покупать европейские черты, сохраняя наряду с этим национальную эстетику. Усложнялась планировка парков, они украшались скульптурами, мостиками, павильонами и беседками (как, к примеру, в усадьбе графа Шереметьева в Кускове). Наряду с этим лишь для русских поместий было характерно сосредоточение культурной жизни: как раз в усадьбах проводились литературные чтения, велись оживленные споры, специально для них ставились пьесы и писались картины.

Количества усадебного строительства начали уменьшаться уже в начале XIX века, а по окончании крестьянской реформы 1861 года, в то время, когда хозяйство прекратило быть несложным взиманием оброка, а потребовало грамотного коммерческого управления, многие поместья и вовсе поменяли обладателей. Ими стали торговцы, фабриканты, заводчики, представители духовенства. Особенно остро кризис усадебного хозяйства начал чувствоваться во время Первой Мировой – сказывалось не только резкое сокращение количества рабочих рук, но и превращение многих усадеб в больницы (к примеру, роль лазарета игрались Кузьминки и Черемушки).

Собственный существование усадьбы прекратили по окончании революции – причем не только как дома дворянства, но и как монументы истории. В большинстве из них расположились разные учреждения – поликлиники, дома отдыха, школы, санатории, научно-исследовательские университеты. Сейчас сохранилась только малая часть российского усадебного наследия.

Ансамбль русской усадьбы

Устройство классической русской усадьбы воображало собой архитектуры и единение природы. К главному строению вела аллея, в большинстве случаев липовая, которая завершалась парадным двором с стрижеными газонами и роскошными цветниками.

Сады пейзажного типа включали в большинстве случаев каскадные поделённые плотинами пруды с красивыми островками, китайские чайные домики, множество прогулочных дорожек, гротов, павильонов и оригинальных оранжерей. хороший пример для того чтобы причудливого оформления – парк «Александрия» в украинском городе Белая Церковь, принадлежавший племяннице Григория Потемкина. Характерной чертой русского парка кроме этого являлось необходимое наличие местечек для уединения и грусти – тенистых аллей, закинутых цветников, комфортных уголков на берегу водоема.

Обычно на территории усадьбы размешался миниатюрный театральный флигель либо «зеленый театр» под открытым небом. Исключением стала усадьба графа Шереметьева в Останкино, где сцена являлась центром главного дома. Пьесы для постановки выбирались, в большинстве случаев, с комическим сюжетом, время от времени их заменяли домашний балет либо опера.

Иногда хозяину усадьбы получалось привлечь к постановке известного декоратора, тогда представление становилось по-настоящему увлекательным и красочным (как, к примеру, пьесы в Архангельском с декорациями П. Гонзаго).

Интерьер главного дома

Парадное лицо дворянского дома – это гостиная. Тожественности ей придавали золоченая либо красного дерева мебель, холодные тона, в которых в большинстве случаев было выдержано оформление, бессчётные светильники, необходимый инструмент для домашнего музицирования. В десятнадцатом веке ко мне перемещаются и домашние праздничные дни. Как раз таковой горячей, комфортной и милой гостиная и вошла в русскую литературу.

Одно из самых нужных помещений усадьбы – столовая, в которой ставились громадные столы, буфеты и удобные стулья-горки, где размешались коллекции фарфора.

Интеллектуальным центром усадьбы являлся кабинет хозяина, ситуация которого, в большинстве случаев, была непарадной. Это подчеркивалось неброской обивкой, аскетичностью дубовой мебели, скромностью декора. Необходимые атрибуты мужского кабинета – графин и рюмка для утренней «анисовки» либо «вишневки», книги и курительная трубка – календари, пособия по архитектуре, сборники советов на все случаи судьбы, художественная литература и другое.

Наровне с мужским, в усадьбах находился и женский кабинет, где хозяйка дома занималась отчетами приказчиков, составлением меню, заполнением альбомов, чтением и рукоделием. Женский кабинет украшался цветочным декором, камином с фаянсовыми плитками, художественной мебелью, столиками и изящными зеркалами.

На данный момент многие древние русские усадьбы покупают «второе рождение», раскрываясь для визитёров по окончании реставрационных и восстановительных работ. Кое-какие из них переходят в частные руки, становясь новыми «родовыми гнездами» для состоятельных людей. Но сможет ли бизнес-элита вернуть поместьям не только внешний вид, но и неповторимый культурный дух – громадной вопрос.

Дарья Цветкова

Мир Русской усадьбы 1


Темы которые будут Вам интересны: