Царицыно: памятник тому, чего не было

Царицыно: памятник тому, чего не было

В то время, когда говорят о загадочной русской душе, отчего-то всегда оперируют какими-то туманными и эфемерными понятиями, каковые трудноуловимы, полностью непонятны, привлекательно парадоксальны и оттого особенно занимательны для чужестранцев. А в это же время существует в полной мере материальный монумент данной самой русской парадоксальности, что неизменно возможно продемонстрировать любому желающему.

Именуется данный монумент русской душе дворцово-парковым ансамблем Царицыно и расположен он на юге Москвы. Обычная же русская противоречивость этого архитектурного ансамбля пребывает в том, что он есть, по утверждению историков, культурологов и архитекторов, монументом русской готики, другими словами стиля, которого ни при каких обстоятельствах не существовало.

От Тёмной Грязи до объекта культурного наследия РФ

То место, которое сейчас носит возвышенно-величественное наименование Царицыно, изначально именовалось куда более приземлёно в буквальном смысле слова — Тёмная Грязь. Дело в том, что впредь до XVII столетия эти места были необитаемыми лесными зарослями, не смотря на то, что ещё до образования Столичного княжества тут находились племенные поселения вятичей.

В итоге, эти места расчистили для земледелия, но продолжительное время это была пустошь с тем самым говорящим заглавием Тёмная Грязь. С 1633 года начинается история существования тут постоянного поселения — по окончании пожалования этих земель Л.С. Стрешневу, что и выстроил собственную усадьбу. Но, в основном это были всё-таки хозяйственные постройки.

Резиденция же тут показалась уже при следующих обладателях, боярах Голицыных, каковые не только выстроили дом для собственного временного нахождения, но и возвели церковь, благодаря чему пустошь Тёмная Грязь получила официальный статус села и приобрела новое наименование — Богородское. Последними же обладателями Богородского до того момента, как эта местность стала собственностью императорской фамилии и превратилась в Царицыно, с 1712 года была княжеская фамилия Кантемиров, каковые расширили бывшую усадьбу Голицыных и вернули ей прошлое наименование, Тёмная Грязь, покинув за соседним селом официальное наименование Богородское.

Ну, а в мае 1775 года императрица Екатерина II, отдыхавшая в Коломенском, совершала прогулки по окрестностям и была приятно поражена наличием столь красивого места. Тут же было издано постановление о покупке этих земель и постройке тут загородной монаршей резиденции. Скоро почвы были выкуплены у Кантемиров в общем итоге за 30000 рублей, а уже в ноябре того же года началась деятельность по постройке усадьбы Царицыно.

В первой половине XIX столетия усадьба была практически закинута и только с середины позапрошлого века, в то время, когда рядом прошла железная дорога, местность стала любимым местом дачников. В годы советской власти в Царицыно, на некое время превратившееся в посёлок Ленино, велись только редкие восстановительные работы, но о полномасштабной реставрации усадьбы речи не шло.

Реставрация была осуществлена в начале XXI века упрочнениями мэрии и горсовета Москвы, и в 2007 году Царицыно было снова открыто в восстановленном виде. Действительно, как на протяжении реставрации, так и по окончании её завершения экспертами, историками, архитекторами высказывались бессчётные возражения против как концепции реставрации, так и против её практического осуществления, во многом исказившего и стёршего с лица земли начальный план создания дворцово-паркового ансамбля.

Шедевр на шедевре…

В архитектурном замысле Царицыно является комплексом построек осуществлённых сначала, с 1775 по 1785 годы, архитектором В.И. Баженовым, после этого, с 1785 по 1796 год, архитектором М.Ф. Казаковым, позднее же, в десятнадцатом веке, дополненный некоторыми сооружениями вторых архитекторов.

Казаков нёс ответственность за постройку самоё масштабного строения ансамбля, Громадного дворца, возведённого на месте дворца по проекту Баженова, что императорским ответом был снесён. Дворец Казакова является образцом соединения объемно-планировочной структуры дворцовой постройки с готическим декоративным убранством с предполагаемой площадью около 8 тысяч квадратных метров.

По архитектурному замыслу — это два квадратных двухэтажных корпуса с угловыми башнями и соединяющей их трёхэтажной галереей. Уже в следующем столетии были добавлены архитектором И.В. Еготовым выстроенная из дикого камня «Башня-павильон» и руина «Миловида».

В остальном же Царицыно как архитектурный ансамбль есть детищем Василия Ивановича Баженова. Его архитекторскому плану и перу принадлежат остальные наибольшие царицынские сооружения, каждое из которых по праву может принимать во внимание шедевром отечественной архитектуры.

Это и Небольшой (полуциркульный) дворец, воображающий собой одноэтажный кирпичный павильон на вершине неестественного бугра, фасад которого наполнен высокими окнами с полукруглыми и стрельчатыми завершениями в готическом стиле. Это и Средний дворец (Оперный дом), строение из двух частей — конкретно галереи и дворца «с побочными помещениями», соединённых в единую сложную композицию и украшенных шикарными белокаменными подробностями фасада.

Это и три маленьких одноэтажных кирпичных павильона, известные как Первый, Второй и Третий Кавалерийские корпуса, представлявшие собой не только постройки с практическими функциями, но и игравшиеся громадную роль в создании целостного гармоничного уникального ансамбля всей усадьбы. Это и хозяйственный центр усадьбы, так называемый Хлебный дом (либо Кухонный корпус), солидное двухэтажное строение кубической формы со скруглёнными углами, этажи которого поделены карнизом и украшены последовательностями окон в готическом стиле.

Это и множество общепризнанных шедевров парковой архитектуры, таких, как Громадный мост через овраг, владеющий неповторимым художественным видом, Фигурный мост, во многом отсылающий к русским архитектурным традициям допетровской эры, имеющая чисто декоративный темперамент Арка-галерея, соединяющая Хлебный дом и Большой дворец, и без того потом. Словом, фактически каждое из сооружений ансамбля Царицыно заслуживает отдельного и очень подробного рассказа.

Александр Бабицкий

Разведопрос: Клим Жуков про монументы вождям


Темы которые будут Вам интересны: