Парадный въезд: каким задумывали новый арбат в ссср

Каким был проспект Калинина, что сейчас именуется Новым Арбатом, — говорит москововед и историк архитектуры Денис Ромодин

Летом 2016 года началась реконструкция пешеходного бульвара и тротуаров Нового Арбата. В один момент идут работы по очистке потускневшей за десятилетия облицовочной плитки навесных панелей высоток, выстроенных в 1963–1967 годах и ставших для кого-то знаком столицы, а для кого-то «вставной челюстью» ветхой Москвы. Данный проспект до сих пор неоднозначно воспринимается как жителями, так и гостями столицы, не смотря на то, что с момента его строительства прошло 50 лет.

Мысль строительства нового западного радиуса появилась еще в первой половине 30-х годов — до развития Москвы и Генерального плана реконструкции 1935 года. В первой половине 30-ых годов двадцатого века архитектор Константин Мельников представил проект реконструкции Арбатской площади, но она касалась преобразования транспортной создания и схемы нового квартала между Воздвиженкой и современными Знаменкой, и возведения нового строения-ворот со стороны ветхого Арбата.

Одвременно с этим началась реконструкция Воздвиженки — показалось асфальтовое покрытие, демонтировались трамвайные дороги, расширялась проезжая часть за счет уменьшения тротуаров, строилась библиотека имени Ленина. Как раз в те годы по улице Коминтерна (так переименовали Воздвиженку) и Арбату началось перемещение правительственных кортежей в загородные резиденции на Можайском и Рублево-Успенском шоссе. Да и значение западного радиуса возросло в связи с проектом строительства Минского шоссе.

Парадный въезд: каким задумывали новый арбат в ссср

Арбатская площадь в Москве до реконструкции. 1932 год(Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС)

Первые проекты магистрали показались в публикации 12-го номера издания «Архитектура СССР» в первой половине 30-ых годов XX века с вариантом спрямления от Арбатской площади до площади Дорогомиловской Заставы. Раньше, дабы проехать данный путь, нужно было двигаться по Арбату, потом по Смоленской улице, Бородинскому мосту и после этого по Громадной Дорогомиловской улице. Спрямление ненамного уменьшало путь, но давало возможность сделать въезд в город более парадным.

Место нынешнего Нового Арбата на карте 1853 года. Треугольник в центре — Собачья площадка(Фото: Атлас столичного Москвы, составленный А. Хотевым. Репринтное издание 1852–1853 гг. — СПб.: Альфарет, 2008)

Неприятность заключалась в том, что это спрямление нужно было сделать: расчистить часть ветхого района Дорогомилово, выстроить новый мост через Москву-реку и пробить автостраду между Громадной и Малой Молчановками, Арбатом, где в то время была густая сеть и плотная застройка переулков, улиц а также существовала маленькая площадь, которая именовалась Собачьей площадкой. В статье, размещённой в 1934 году, отмечалось: «самоё узким местом магистрали есть Арбатская улица, не дающая возможности, благодаря интенсивной капитальной застройки, предстоящего уширения.

В это же время, неспециализированная ширина улицы в 32 м будет недостаточной для организации обычного перемещения в скором времени. Исходя из этого наровне с реконструкцией Ветхого Арбата создан проект разбивки Нового Арбата от Арбатской площади через жилой массив, Собачью площадку, Кречетниковский переулок и Б. Новинский переулок и потом через запроектированный Новоарбатский мост с выходом на Дорогомиловскую площадь.

Неспециализированная ширина данной новой магистрали в разных отрезках колеблется от 45 до 80 м. Она запланирована на организацию перемещения всех видов транспорта. Главные потоки со Ветхого Арбата будут перенесены на Новый Арбат».

Вид на гостиницу и Новоарбатский мост «Украина». 1963 год(Фото: Фотохроника ТАСС)

В данной же статье публикуется первый проект автострады с очень схематичной застройкой. Но во второй половине 30-х годов двадцатого века появляется проект архитектора Сергея Чернышева, по которому фронтальная монументальная застройка чередуется с повышенными корпусами. По всей видимости, идею подхватил архитектор Зиновий Розенфельд, одновременно с этим осуществлявший застройку Можайского шоссе от площади Дорогомиловской Заставы (проект был закончен лишь по окончании ВОВ).

Но из-за сложной реализации замысла реконструкции Москвы проект магистрали от Арбатской площади до Дорогомиловской Заставы так и не был реализован. Только на Новинском проспекте показался монументальный дом с башней по проекту архитекторов Льва Талалая и Андрея Дзержковича, а на Смоленской набережной — угловой жилой дом по проекту Алексея Щусева.

Комплекс строений на едином стилобате на улице Сергельгатан в Стокгольме(Фото: appalachianview / Depositphotos)

В послевоенный период был расчищен участок от улицы Чайковского (так тогда именовался Новинский проспект) до Смоленской набережной. Во второй половине 50-ых годов XX века — выстроен Новоарбатский мост, чей декор очень сильно пострадал в следствии кампании по борьбе с архитектурными излишествами.

Как раз в это время занимаюший ранее пост министра строительства СССР Николай Дыгай, что в первой половине 60-ых годов XX века стал главой Мосгорисполкома, внес предложение Алексею Никите и Косыгину Хрущеву идею прокладки новой магистрали от улицы Калинина (так начала называться во второй половине 40-ых годов двадцатого века улица Коминтерна) до Садового кольца. Проект поручили архитекторам Михаилу Посохину, Ашоту Мдоянцу, Глебу Макаревичу, Борису Тхору и Шагену Айрапетову.

Посохин и Мдоянц к тому времени уже создали высотное строение на площади Восстания, а в середине 1950-х трудились над созданием экспериментальных серий жилых домов с унифицированными бетонными изделиями. Эти архитекторы и внесли предложение применять в проекте типовые унифицированные элементы.

За границей уже в 1950-х годах разрабатывались разные проекты реконструкций городов, поврежденных на протяжении Второй мировой, а в Стокгольме начал реализовываться проект строительства высоток с единым стилобатом на улице Сергельгатан вместо исторической застройки второй половины XIX — начала XX века. Кстати, как раз Сергельгатан возможно назвать родственницей Нового Арбата в плане архитектурной идеи. Но вот сам проект столичного проспекта до собственной реализации претерпел кое-какие трансформации.

Из ранних публикаций в архитектурных изданиях Москвы и СССР видно, что проект касался только участка от улицы Воровского (так в то время именовалась Поварская) до Садового кольца. Наряду с этим проект четной стороны много раз изменялся от продолговатых, выставленных на протяжении улицы шести-семиэтажных корпусов до торцевых построек той же этажности с расположенными между ними стеклянными торговыми павильонами.

Разумеется, что архитекторы пробовали тем самым вписать четную сторону будущего проспекта в существующую среду. Правда в этом проекте уничтожалась церковь Симеона Столпника, вместо нее предполагалось выстроить строение кинотеатра.

Вид на центральный район Гаваны Ведадо и FOCSA Building(Фото: Анатолий Рухадзе /Фотохроника ТАСС)

Кроме этого в фор-проектах (документальное обоснование концепции с указанием сроков и структуры исполнения нужных работ) изменялось ответ нечетной стороны — мысль четырех высотных строений-«книжек» осталась, а вот их постановка была другой: в первом варианте они размешались без единого стилобата, между ними предполагалось разместить раздельно стоящие торговые комплексы; в последующем варианте появилась мысль единого стилобата, но сами строения были выгнуты в обратную сторону — «обложками» на сторону проспекта, как на данный момент. Кстати, окончательный вид «книжек» был весьма близок к архитектурному ответу высотного FOCSA Building в Гаване, выстроенному во второй половине 50-ых годов двадцатого века по проекту Эрнесто Сампера. Как раз эту постройку довольно часто сравнивают с столичными высотками на Новом Арбате.

Проект проспекта Калинина, 1961 год(Фото: Издание «архитектура и Строительство Москвы»)

К 1962 году окончательный проект был сделан и представлен Никите Хрущеву. Реализация проекта началась 1963-м с прокладки проезжей части.

Проект проспекта Калинина. 1962 год(Фото: Издание «архитектура и Строительство Москвы»)

Правая сторона, в соответствии с окончательному проекту, купила совсем иное ответ: пять высотных жилых домов с первыми двумя нежилыми этажами, в которых предполагались объекты торговли, бытовых услуг и общественного питания; между зданиями разместили строение кинотеатра «Октябрь» и два магазина — «Московский хлеб» и «Дом книги», сохранив между второй, третьей и четвертой башнями последовательность ветхих многоквартирных домов дореволюционной постройки. На данной стороне реставрировалась бывшая церковь Симеона Столпника, которая должна была контрастировать с новой застройкой будущего проспекта. Начинался проспект со строения центра связи.

Проект проспекта Калинина. 1962 год(Фото: Издание «архитектура и Строительство Москвы»)

Противоположная сторона начиналась от Арбатского переулка и доходила до Садового кольца с возможностью продолжения застройки. На данной стороне проектировался единый двухэтажный стилобат, перекрывавший существовавшую сеть переулков и улиц. В стилобате проектом предусматривались большие объекты сервиса и торговли для обслуживания громадной торговой пешеходной территории.

Кроме этого в стилобатах размещались фойе и конференц-залы четырех высотных административных строений с конторскими помещениями. Первоначально крыша стилобата вспоминала эксплуатируемой, а дабы фронт на протяжении торговой улицы не был единообразным, второй этаж выдвинули над первым, сделав необычный козырек с витринами. Около четвертой высотки оборудовали нишу-альков для летнего кафе.

Под стилобатом проложили транспортный тоннель для обеспечения товарами общественного питания и точек торговли. Стилобат высоток, кинотеатра и двух стоящих раздельно торговых строений выполнялся по личным проектам с применением монолитного железобетона и нестандартного сборного каркаса, а жилые и административные строения выстраивались из типового сборного каркаса с навесными панелями, облицованными сиренево-светло синий плиткой.

Действительно, административные строения оказались более ясными, чем жилые дома. В жилых зданиях было нужно отказаться от личных балконов и сделать неспециализированные галереи на торцах. Из-за габаритов навесных панелей окна в квартирах оказались громадными, что, само собой разумеется, добавило света помещениям, но не спасло от броских солнечных лучей — оконные блоки были сделаны из простых древесных рам без встроенных жалюзи.

Но каркасный тип строений с выступающими из стенку колоннами-опорами давал возможность свободной планировки квартир.

Манекенщицы демонстрируют новую коллекцию одежды на проспекте Калинина. 1969 год(Фото: Фотохроника и / Виктор ТАСС)

Первой очередью стал снос исторической прокладки и застройки в 1962–1963 годах проезжей части, а после этого, в 1964–1967 годах, началось возведение всех строений. К ноябрю 1967-го проспект Калинина в целом был выстроен, к 1969-му открылись все объекты торговли, быта и сервиса.

Любой магазин, кафе либо ресторан купили собственные неповторимые и личные заглавия — так, ювелирный магазин начал называться «Малахитовой шкатулкой», а магазин парфюмерии — «Сирень», показались кафе «Валдай», «Ивушка» и др. Для всех торгово-бытовых точек было создано комплексное оформление вывесок на протяжении торгово-пешеходной территории, для ресторанов, кафе и баров — увлекательные ответы интерьеров.

Высотные административные строения были оборудованы совокупностью наборного шрифта, разрешавшей высвечивать сокращение «СССР» из освещенных окон. По плану авторов проспекта, новая магистраль должна была стать центром гостей города и притяжения горожан.

Виды Москвы. Проспект Калинина. 1967 год(Фото: Наум Грановский / Фотохроника ТАСС)

Кроме этого, у Москвы-реки той же группой архитекторов возводилось строение Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), входившее в комплексный проект всего проспекта. Действительно, к окончанию строительства проспекта Никита Хрущев уже был смещён с должности первого секретаря ЦК КПСС, а Михаил Посохин стал главным архитектором Москвы. Как раз тогда проект взял собственный продолжение.

По плану Посохина, Арбатскую площадь ожидала реконструкция: в центре планировался новый Дом дружбы народов с киноконцертным залом; предполагалось снести квартал с рестораном «Прага» между улицей Арбат и проспектом Калинина. Но данный проект не был реализован, а коллектив архитектора Михаила Посохина спроектировал в конце 1970-х на другой стороне Арбатской площади тяжеловесное строение Минобороны, строительство которого завершилось лишь к концу 1980-х.

Проект Интернационального центра науки и знании?(Фото: Издание «архитектура и Строительство Москвы»)

В 1970–1980-х годах предполагалось «завернуть» стилобат высотных строений-«книжек» на Садовое кольцо и выстроить еще одну высотку. Проект много раз перерабатывался и к концу 1980-х преобразовался в высотное строение знаний и Международного центра науки, созданное архитектором Дмитрием Солоповым. Проект начали реализовывать в 1980-х, в начале 1990-х он был заморожен, а по окончании Дмитрия Михаила и смерти Посохина Солопова недостроенный каркас стилобата будущей высотки неспешно разобрали.

В 2007 году на этом месте выстроили строение гостиницы и делового центра «Лотте плаза» по проекту Михаила Посохина-младшего — сына одного из авторов проспекта Калинина.

Проект строения Министерства внешней торговли. 1970-е годы(Фото: Издание «архитектура и Строительство Москвы»)

Второй проблемой для Михаила Посохина в 1960–1980-х годах стал участок между набережной Москвы и Садовым кольцом-реки. В случае если строения СЭВ удалось удачно вписать в возможность образованного в первой половине 60-ых годов двадцатого века Кутузовского проспекта и противопоставить гостинице «Украина» и жилому дому на площади Восстания, то отрезок проспекта Калинина от строения СЭВ к улице Чайковского имел разнородную застройку.

В 1970-х годах Михаил Посохин внес предложение ответ с размещением громоздкого строения Министерства внешней торговли, а в 2000-х Посохин-младший спроектировал на этом месте достаточно спорный жилой дом, что был выстроен в 2009 году. На другой же стороне вместо снесенного НИИ курортологии появился многофункциональный центр, завершивший формирование вида современного Нового Арбата.

Проспект Калинина. 1970 год(Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС )

Кроме этого продолжительной проблемой оставались задние фасады дореволюционных прибыльных домов, каковые появились в 1960-х годах на проспекте. Тогда их предполагалось снести, но из-за ценности и плотного заселения зданий материального фонда снос отложили. В начале 1990-х строения были реконструированы и купили со стороны проспекта новые фасады в духе эклектики столичной архитектуры 1990-х годов.

Улица Новый Арбат в Москве. 1995 год(Фото: Анатолий Морковкин / ТАСС)

В 1990-х годах вид торговых территорий значительно изменился, как и их содержание. На проспекте показались как отдельные торговые павильоны, так и множество на протяжении торговой территории нечетной стороны. К середине 1990-х нечетная сторона подверглась частичной реконструкции, была восстановлена пешеходная территория с озеленением, сделано новое тротуарное покрытие из плитки.

Одновременно с этим деятельно обсуждалась мысль создания новой пешеходной территории, но к разработке и реализации проекта приступили лишь в 2015 году. Автором проекта стало архитектурное бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры». В базе концепции — деление улицы на две части: четную и нечетную стороны, каковые выделяются различным цветом гранитной отделки пешеходных территорий.

На нечетной стороне Нового Арбата, где расположен долгий стилобат, планируется по-новому организовать парковки и сделать зеленый прогулочный проспект. Кроме этого в проекте предусмотрена реконструкция стилобата, что предлагается максимально выровнять, что должно придать ему вид современной галереи, а на четной будет создана совокупность маленьких разноуровневых площадок для отдыха.

Так, авторы проекта желают перевоплотить одну из самых спорных магистралей города в комфортное пространство для жителей. Удастся ли это сделать и как будет смотреться пешеходная территория — заметим в скором будущем.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Специалисты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции

Об авторах

Денис Ромодин москвовед Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Коммунистический модернизм. Эффект Нового Арбата.


Темы которые будут Вам интересны: